Наталия Тюрина
Урок географии в 7 классе «Область высотной поясности. Экологические проблемы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Занятие населения в областях высотной поясности.
Экологические проблемы высотной поясности». Сл1
Цели:
• формировать представление о жизнедеятельности народов, проживающих в областях высотной поясности :
• вырабатывать умения формулировать экологические проблемы по анализируемым ситуациям.
• закрепить знания о закономерностях смены природных условий в горах,
• развивать интерес к изучаемому материалу, развивать память, мышление, познавательную активность,
• совершенствовать умения работать с картой,
Публикация «Урок географии в 7 классе „Область высотной поясности, Экологические проблемы“» размещена в разделах
- География. Уроки географии
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: видеопроектор, карта природных зон России, картины – горный пейзаж, дополнительный материал.
1. Оргмомент
Сядет тот, кто ответит на мой вопрос:
Учитель показывает шишки хвойных пород деревьев, мох, лишайники, листья деревьев, плоды (жёлуди, каштаны), сказать что это, и в какой природной зоне произрастает.
2. Актуализация знаний сл 2
В течение этого учебного года мы изучали с вами географию России. Теперь мы знаем, на какие природные зоны она разделена.
(На столе лежат в хаотичном порядке таблички по цвету природных зон и растительности, дети должны разложить на листке бумаги все в нужном порядке)
ГОЛУБОЙ
Зона арктических пустынь Мхи, лишайники
РОЗОВЫЙ
Зона тундры Мхи, лишайники, карликовая береза, карликовая ива, клюква, морошка.
ЗЕЛЁНЫЙ
Зона лесов Хвойные деревья, мелколиственные и широколиственные деревья.
ЖЁЛТЫЙ
Зона степей Гусиный лук, тюльпаны, ирисы, ковыль, чертополох.
ОРАНЖЕВЫЙ
Зона пустынь Верблюжья колючка, полынь, солянка.
Мы с вами вспомнили природные зоны нашей страны так, как они располагаются на равнине. Как они меняются? (с С на Ю) сл 3-8
Но мы знаем, что поверхность нашей страны разнообразна. Какую поверхность мы изучаем, но ещё не назвали? (ГОРЫ)
Каким условным цветом обозначаются горы на карте?
Как вы определите высоту гор по этому условному цвету?
(ЧЕМ ТЕМНЕЕ ЦВЕТ, ТЕМ ВЫШЕ ГОРЫ)
А теперь карандашом нарисуйте на своём листе схематично гору.
(Учитель на доске)
Как располагаются природные зоны в горах? (Смена природных зон в горах схожа со сменой природных зон на равнине, с юга на север.)
(ПОДСКАЗКА) на доске.
Скажите, как меняется температура с поднятием в горы?
(На 1 км. вверх минус 6 0 С)
(ПОДСКАЗКА) на доске.
Решите задачу.
У подножья горы температура воздуха + 200С, высота горы 5500. Какая температура на высоте?
5500 -13
5000 -10
4000 -4
3000 +2
2000 +8
1000 +14
0 +20
3000 -6
2000 0
1000 +6
0 +12
3 Объявление темы.
При изучении природной зоны на последнем уроке, мы всегда говорим о том, чем занимаются люди, проживающие на данной территории, какие экологические проблемы стоят перед регионом. И сегодня на уроке, мы рассмотрим, чем занимаются люди, проживающие в зоне высотной поясности, и какие экологические проблемы существуют в горных местностях.
4. Объяснение нового материала.
Какие горы в России вы знаете показать по карте?
Эмоциональный настрой. Легенда. (звучит музыка)
Однажды вождь племени, послал юношей на вершину Аконкагуа. «Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесет мне ветку с того места, где он свернул с дороги» - говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы.» Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножья горы, но даже не пытался начать восхождение». Третий, с веткой тополя даже заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное поощрение и четвертому, с веткой крушины, он поднялся в гору до первой каменной осыпи. Пятому, принесшему ветку кедра, стрик одобрительно кивнул: «Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришел с пустыми руками, но его лицо светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка – символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин в твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии».
Вслед за героями легенды и мы совершим восхождение в горы.
Физ. минутка
Экипировка Что нам необходимо взять с собой в дорогу? (теплые ветронепродуваемые куртки, горные ботинки, кислородные маски, солнцезащитные очки) Может появиться горная болезнь: начинает болеть и кружиться голова, появляется тошнота, кислородное голодание, каждый шаг дается с большим трудом. Здесь больше ультрафиолетовых лучей, поэтому человек может быстрее получить солнечный ожог, чем на равнине. Горная слепота.
Отчего зависит занятость людей на какой - либо территории?
(От места её расположения)
Чем занималось коренное население в тундре? (Оленеводство, рыболовство)
В степной зоне? (растениеводство, животноводство, пищевая промышленность)
Давайте подумаем, чем будут заниматься люди в горах.
Слайды поселения в разных горах. Беседы по слайдам.
(овцеводство)-животные приспособлены к горам – копыта, горные луга (корм, заготовка шерсти, изделия из шерсти, источники минеральные, сыроварение, виноградники – на Кавказе.
Урал – ювелирная промышленность.
Алтай – травы, животноводство.
Саяны – пол ископаемые, заготовка кед орех.
Слайды.
Красота гор всегда притягивала людей. В настоящее время горные территории активно используются людьми. На них сосредоточена пятая часть оленьих пастбищ России. Горные луга и степи – прекрасные пастбища для скота, дающие много сена. В южных российских горах, в первую очередь на Кавказе, Южном Урале и Алтае, многие склоны очищены от камня и заняты культурными посевами. Среди природных ресурсов особенно выделяются полезные ископаемые. В многоводных горных реках заключено огромное количество водной энергии. Горные леса дают ценную древесину и дикие плоды, уникальные технические и лекарственные растения. Горный климат и горный воздух являются важнейшим оздоровительным фактором. Широко известны горные курорты Кавказа. Большой популярностью пользуются туристические маршруты по горам Кавказа, Урала, Алтая.
Слайды с интересными памятниками.
Величественные горы с заснеженными вершинами и хвойными лесами никого не оставляют равнодушными. С восходом солнца лес оглашается пением птиц. Чистые ручьи, стекающие с вершин, разнотравье лугов, ели, сосны как будто говорят: «Тебе мы дарим не только красоту, но и чистый воздух, сладкие ягоды, пение птиц, различных животных. Цени и береги природу!»
За последнее 100 лет человек настолько изменил природу планеты, что многие виды растений и животных могут выжить лишь в заповедниках.
- Что такое заповедники?
Чтобы сохранить грациозных маралов, мощных архаров и горных козлов,
гигантских грифов, гордых и ловких барсов, рыси в горных местностях образуют заповедники.
Но к чему может всё это привести, если пользоваться этим не задумываясь о последствиях?
Истребление животных Слайды
Слайды с мусором.
Но растительный и животный мир нуждается в защите и охране не только в заповедных зонах, и чтобы не остаться на голой, безжизненной планете нам всем нужно бережнее относиться к окружающей нас природе, родному краю.
Вывод: только человек может сохранить природу, не причиняя её вреда.
5 Итог урока – Что нового узнали?
- Что показалось интересным?
6 Домашнее задание
Записать в тетрадь названия заповедников.
Прочитать сказы Бажова.
7 Оценки
А закончить урок я хочу строками стихотворения одного поэта.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей,
В вокзальной суматохе века
Ты оценить ее спеши.
Она- твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна!