Людмила Рыжикова
Урок благотворительности в 4-ом классе по теме: «Цветы милосердия»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок благотворительности в 4 классе по теме:
«Цветы милосердия»
Учитель: Рыжикова Людмила Николаевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории муниципального образовательного учреждения – Урсалинской средней общеобразовательной школы города Альметьевска Республика Татарстан
Цель: развивать представлений учащихся о добре и зле; воспитывать стремления совершать добрые дела; способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости, милосердия к окружающим; развивать самооценку учащихся; учить высказывать свои мысли.
Публикация «Урок благотворительности в 4-ом классе по теме: „Цветы милосердия“» размещена в разделах
Оборудование: Презентация «Цветы милосердия»; сказочный герой: Старуха Шапокляк, мультимедийный фильм «, белая бумага, ножницы, «Вальс цветов» П. И. Чайковского, песня «Дорогою добра».
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Ребята к нам в класс заглянуло два солнышка.
- Посмотрите на них и скажите, какое вам больше нравится?
- Какое солнышко вы оставили бы в классе? И почему?
(Открывается слайд №1)
Ответы детей.
Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости на лице и милая улыбка на губах.
- Ребята, какой человек может быть добрым?
- Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.
- Как вы думаете, какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым?
- Нужно любить людей знакомых и незнакомых, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких, друзей.
- Ребята, а что гласит о доброте народная мудрость?
(Открывается слайд №2)
- Доброта без разума пуста.
- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
- Делай другим добро - будешь сам без беды.
- Добрый человек в добре живёт век.
- Худо тому, кто добра не творит никому.
- За доброго человека сто рук.
- Добрые умирают, да дела их живут.
- Ребята, расскажите, что вы хорошего сделали? Чем помогли людям?
(Высказывания ребят).
Появляется Шапокляк, напевает: «Кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя».
Учитель:Вы кто?
Шапокляк (представляется)-. Я старушка хоть куда, весела, хоть не добра. Со мною моя крыска, по имени Лариска.
Добро, доброта! Где вы слова-то такие взяли! Злость, жадность, жестокость - вот важные слова! Это они должны жить в сердце каждого человека. Миром должно править зло и только зло, и ничего больше!
Учитель:Шапокляк, ты не права. Ребята, давайте попробуем разобраться: что важнее и лучше добро или зло.
Шапокляк:Чего тут разбираться! В людях столько злобы, зависти, жадности!
Учитель: Да, к сожалению, встречается и такое. Но человеку присущи и такие качества, как мужество, честность, благородство.
Шапокляк: А отрицательных больше! Посмотрим. Я называю отрицательные качества, а ребята положительные (плохие - хорошие). И у меня нет никаких сомнений, что выиграю я.
Игра с мячом. Если дети затрудняются, то выручает класс или учитель. В результате дети называют больше слов.
Шапокляк: Ну и ладно, выиграли. Просто вас много, а я одна. Зато я много пословиц знаю. Народная мудрость гласит о том, как важно быть злым:
1. Учись плохому - хорошее на ум не пойдет.
2. Добро порицай, а зло поощряй.
3. Спеши делать зло.
Учитель: 0 стоп, стоп, стоп. Да ты все перепутала! Все совсем не так!
Шапокляк: Да, а вы умные такие? Пословицы знаете? Распутать можете? Ну, пожалуйста. (Раздает спутанные пословицы детям, дети составляют правильные и зачитывают. Работают группами).
(Открывается слайд №3)
Пословицы:
1. Учись доброму, худое на ум не пойдет.
2. Добра желаешь, добро и делай.
3. За добро добром и платят.
4. Добро поощряй, а зло порицай.
5. Сделаешь худо, не жди добра.
6. Добро творить - себя веселить.
7. Делать добро спеши.
8. С добрым жить хорошо.
9. Добрый человек добру и учит.
10. Каждая группа объясняет смысл одной из пословиц.
Шапокляк: Ну ладно, на словах-то вы добренькие, а на деле?
Вот вы, ребята, какие добрые дела делаете? (Ответы детей).
Учитель: Ребята, а давайте заведем в классе копилку добрых дел. Каждое доброе дело, которое вы сделаете вы запишете на листочек и опустите в копилку.
«Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели».
- Вспомните: как называется сказка о волшебном цветке, кто ее автор?
(Открывается слайд №4)
(Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик»).
- Кому и как помогла девочка в этой сказке?
Дети отвечают.
- А на что бы вы потратили лепестки волшебного цветка? (Учитель выслушивает ответы детей).
- Ребята, как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым?
Шапокляк - Нет.
- Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, не-легкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. (Открывается слайд №5)
«Благотворительность в России начинается с чистого листа», - утверждают современные специалисты по. Между тем благотворению в России уже исполнилось 1000 лет. Уже вначале ХХ века собирали пожертвования в России. В марте 1910 года на Всероссийском съезде деятелей по призрению сообщалось, что по самым приблизительным подсчетам в России раздается более 27 миллионов рублей «Христа ради». Ярким примером таких отношений были необычайно популярные в начале ХХ века «Дни цветков», в которых для сбора пожертвований объединились чиновники и благотворительные общества.
ЦВЕТКОМ МИЛОСЕРДИЯ считают МАРГАРИТКУ (Открывается слайд №6)
Рассказывают, что Пресвятая Богородица, желая однажды зимою доставить удовольствие маленькому Иисусу и подарить ему венок из цветов и не найдя ни одного на побитых холодом полях, решила сделать их сама из шелка.
И вот, выделывая различные цветы, она сделала одни, которые особенно понравились младенцу Иисусу. Это были маленькие маргаритки, сделанные из желтой шелковой материи и толстых белых нитей. Изготовляя их, Пресвятая Богородица не раз колола себе пальцы иглой, и капли крови ее окрасили местами нити в красноватый или розоватый цвет. Вот почему кроме белых лепестков встречаются и розоватые, а на нижней стороне они бывают окрашены в красный цвет. Цветы эти так понравились маленькому Иисусу, что он хранил их всю зиму как драгоценность, и, когда наступила весна, высадил в долине Назарета и стал поливать. И вдруг искусственные цветы эти ожили, пустили корни, стали расти и, разрастаясь все более и более, переселяясь из одной стороны в другую, вскоре разрослись по всей земле. И теперь, как бы в воспоминание об этом чуде, цветут эти прелестные цветочки с ранней весны до глубокой осени, и нет в мире страны, где бы их нельзя было встретить.
По другому сказанию, маргаритки называют "цветками Пресвятой Девы Марии", и о происхождении этого названия рассказывают следующее.
-Ребята давайте сегодня сделаем по одной маргаритке и вы милая Шапокляк. Потом возьмите этот волшебный цветок и подумав подпишите. Какие добрые дела вы могли бы сделать для других?
Но оставьте всего один цветок неподписанный.
(Открывается слайд №7)
Пока дети трудятся играет песня «Дорогою добра»
1 куплет.
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом, 2 раза
Хоть этот путь не ведом.
Иди мой друг, всегда
Иди дорогою добра
2 куплет.
Забудь свои заботы.
Падения и взлёты.
Не хнычь,
Когда судьба тебя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо, 2 раза
Не уповай на чудо.
Спеши к нему всегда,
Иди дорогою добра
3 куплет.
Ах, сколько будет разных,
Сомнений и соблазнов.
Не забывай что эта жизнь
не детская игра!
Ты прочь гони соблазны, 2 раза
Усвой закон не гласный,
Иди мой друг,
Всегда иди дорогою добра.
(Открывается слайд №8)
Учитель читает стихотворение
-Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги
Тропою
Доброты
И радость помоги найти кому-то.
И. Романов.
Просмотр мультимедийного фильма о инвалидах Людмилы Моисеенко «Хрустальный мальчик».
Учитель – Шапокляк, а почему ты плачешь?
Шапокляк: - Мне их так жалко. Так жалко.
Учитель - А ты им можешь помочь. И вы ребята. Вы можете сделать для них что – нибудь хорошее. Например, пообщаться с ними или поиграть. Послать СМС. Написать письмо. Показать концерт. Или подарить какую - нибудь игрушку.
Шапокляк: - Я прямо сейчас побегу к ним и порадую их своими песнями.
- Наша Шапокляк изменилась, стала доброй.
-Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка”. Давайте и мы сейчас подумаем подпишем последний лепесток.
Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского. Дети прикрепляют свои цветы рядом с веселым солнышком.
- Какая чудесная получилась цветочная поляна! На ней расцвели необходимые человеческие качества. Это милосердие, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, сочувствие, благодарное уважение, нежность, скромность.
Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ей зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами! Спешите делать добро!
(Открывается слайд №9)
Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело -
Тем живём на земле.