Парфенова Елена Александровна
Упражнение с брусками изменяющихся размеров
Упражнение с брусками изменяющихся размеров.
Подготовительная группа.
Дидактическая задача. Закреплять умение устанавливать соотношение между элементами по величине, выделять высоту и длину. Познакомить детей с новым для них измерением величины – шириной, а также с толщиной.
Материал. Набор из пяти палочек, равномерно уменьшающихся по длине от 20 до 12 см. Набор из брусков, основанием 20х5 см, высотой от 10 до 6 см, убывающей на 1 см. Набор из пяти четырехгранных призм, из которых самая большая имеет в основании 10 см, а основание других убывает постепенно на 1 см. Эти призмы имеют одинаковую длину – 20 см. Каждый набор в двух экземплярах.
Публикация «Упражнение с брусками изменяющихся размеров» размещена в разделах
Руководство. Воспитатель показывает детям набор палочек, равномерно уменьшающихся по длине, предлагает сравнить их. Дети отмечают: «Эта – длинная палочка. Эта – короткая». Воспитатель берет палочку из одного набора и предлагает ребенку найти палочку такой же длины. Дети поочередно находят палочки, раскладывают их в ряд по убывающей длине, называют длину каждой палочки.
В следующий раз воспитатель знакомит с другим набором. Дети рассматривают бруски, постепенно уменьшающиеся по высоте, отмечают, какие бруски высокие, низкие, по указанию воспитателя находят брусок нужной высоты. Затем детям предлагают построить лестницу, раскладывая бруски в порядке убывающей высоты. «Проведите мишку по лестнице, - говорит воспитатель. – Если ступеньки выложены правильно, мишка не упадет». Дети играют и сами проверяют точность выполнения задания.
При ознакомлении детей с набором четырехгранных призм воспитатель обращает внимание на то, что основание каждой призмы уменьшается. Дети отмечают вначале ширину, а затем толщину призм (широкая, узкая, такой же ширины, толстая, тонкая, такой же толщины). После этого они строят из призм лестницу по убывающей ширине. Правильность построения лестницы дети отмечают на глаз.
Затем воспитатель смешивает все призмы на столе. Ребенок должен перенести призмы на другой стол и расставить их в ряд, учитывая ширину и толщину. Этот прием поможет зрительно выделить нужное свойство предмета.
Упражнение повторяется до тех пор, пока дети не овладеют полным сравнением предметов по разным измерениям величины.