Ирина Валерьевна Зверева
Краткосрочный осенний проект «Унылая пора! Очей очарованье!»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект
«Унылая пора! Очей очарованье!»
Введение:
В период детства дети дошкольного возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о временах года, явлениях природы происходящих со сменой времён года, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.
Публикация «Краткосрочный осенний проект „Унылая пора! Очей очарованье!“» размещена в разделах
Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени - как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности. поисковую деятельность, связную речь.
Актуальность:
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу через эмоциональное восприятие и через прямой контакт ребенка с природой. Одним из важнейших направлений в работе с детьми старшего возраста, является развитие их познавательной сферы, что способствует, расширению, уточнению чувств, отношений, знаний.
Цель проекта :
Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
Задачи:
Образовательные:
- пополнять и активизировать словарь детей;
- развивать связную речь;
- активизировать употребление в речи наиболее употребительных прилагательных, глаголов, наречий, предлогов в ходе наблюдений за признаками осени;
- учить детей заменять одни слова другими близкими по смыслу;
- - расширить представления о многообразии и пользе овощей и фруктов, созревающих в осенний период;
- углубить представления детей об изменениях в природе осенью.
Развивающие:
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
Воспитательные:
- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Тип проекта : краткосрочный
Сроки реализации проекта : две недели сентября
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: 5-6 лет
Методы и формы работы, направленные на реализацию проекта :
1. Определение темы, постановка цели и задачи.
2. Определение методов и приемов работы.
3. Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.
4. Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
5. Подбор материала для творческого труда.
6. Составление перспективного плана.
Ожидаемые результаты:
Ожидается, что в результате работы по проекту :
- у детей повысится словарный запас на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
- станет богаче и выразительнее речь;
- повысится интерес к окружающему природному миру;
- обогатятся и закрепятся знания и представления детей об осени, её признаках и дарах;
- дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы;
- увеличится заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Этапы работы над проектом :
I этап. Подготовительный
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Составление плана на две недели, выбор форм работы.
- Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
- Подбор фотографий, литературы, методического и демонстрационного материала для проекта.
Работа с родителями:
- Консультации «Осень наступила – как одевать ребёнка в детский сад».
- Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»
- Рекомендации «Какую подделку можно сделать из природного материала».
- Участие в выставке «Дары осени».
- Рисунки, поделки по теме
II этап. Основной
- Чтение художественной литературы
- Просмотр мультфильмов
- Беседы
- Рассматривание альбомов и картин
- Наблюдения в природе
- Экспериментирование
- Сбор природного материала
- Рисование
- Аппликация
- Лепка
- Дидактические игры.
III этап. Заключительный
Оформление выставки детских творческих работ «Дары осени».
Результаты реализации проекта :
В результате реализации проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас.
Появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;
Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.
Используемая литература:
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий для детского сада».
2. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДУ.
3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Средняя, старшая, подготовительная группы».
4. Издательство «Сова» «1000 пословиц, загадок, поговорок».
5. Мартынова С. М. «Овощи + фрукты + ягоды» = Здоровье.
6. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
7. Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми».
8. Соломенникова О. С. «Формирование элементарных экологических представлений».
9. Серия книг Шорыгиной Т. А. «Фрукты, овощи, деревья».
10. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень».
Приложение 1
Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью» -
Наблюдения за солнцем (обратить внимание детей на то, что осенью солнце светит меньше, греет хуже, путь его по небу стал короче; поздно рассветает, рано темнеет);
- Наблюдения за работой дворника (продолжать знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех; познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями; воспитывать уважение к людям труда, желание помогать);
- Наблюдения за цветами на клумбе ( познакомить детей с названиями цветущих растений: календула, космея, настурция; уточнить представления детей об изменениях в живой природе, происходящих осенью);
- Наблюдения за облаками (обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками (тучами) – тяжелыми, низкими; а в солнечные дни – облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду);
- Наблюдения за птицами (уточнить представления о строении птиц; познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением осени, рассказать о перелетных птицах, о том, что во время перелета многие птицы собираются в стаи);
- Наблюдения за насекомыми (расширять представления детей о многообразии насекомых, учить выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых; обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых, в пасмурную жизнь насекомых замирает; подводить к пониманию того, как насекомые готовятся к зимнему периоду);
- Наблюдения за дождем (предложить детям сравнить летний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают);
- Наблюдения за деревьями (уточнить понятия «дерево», «куст»; закрепить названия деревьев – береза, осина, ива, рябина);
- Наблюдения за листопадом (показать детям многообразие красок осени, раскрыть понятие «листопад»; рассмотреть листья разных деревьев, помочь детям определить цвета, в которые окрашиваются осенью листья различных деревьев; сформировать понимание понятий «ранняя осень», «золотая осень», «поздняя осень»);
- Наблюдения за сбором урожая (расширять представления детей об овощах); - Наблюдения за небом (учить детей замечать изменения на небе, происходящих осенью);
- Наблюдения за прохожими (расширять представления детей о зависимости одежды людей от погодных условий).
Наблюдение за сезонными изменениями в природе
Цели: формировать представления об изменениях природе (день стал короче, ночь длиннее); учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях; воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения
Миновало лето, осень наступила. а полях и в рощах пусто и уныло. Птички улетели, стали дни короче. Солнышко не видно, темны-темны ночи. Рассказ о приметах осени. Сентябрь - зоревник, хмурень; холодник и холодень-батюшка сентябрь, да кормить горазд, зовут его запевалой осени и златоцветником; травы в лугах, полях, лесах высыхают, желтеют и становится золотистой листва деревьев и кустарников. Сентябрь - первый осенний месяц. В начале месяца выдаются еще теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ней сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, летаю серебряные нити паутины. Такие дни называют бабьим летом.
Вопросы:
Почему сентябрь называют «златоцветником»?
Какие дни в сентябре называют «бабьим летом»?
Какие знаете признаки «бабьего лета»?