Татьяна Карганова
Опыт работы по адаптации к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Период адаптации – непростой период в жизни маленьких человечков.
В этот сложный и ответственный период для меня важно найти такую особенность и индивидуальность, чтобы эти очаровательные карапузы не потерялись в сложных житейских перепетиях, подчас не доступных детскому восприятию.
В процессе адаптации я решаю следующие задачи:
1. Устанавливаю с ребенком такие отношения, чтобы воспитатель стал для него близким человеком.
2. Помогаю ребенку привыкнуть к новой для него обстановке и ориентироваться в ней.
3. Помогаю ребенку как можно легче и быстрее привыкнуть к новой для него организации жизни.
Публикация «Опыт работы по адаптации к детскому саду» размещена в разделах
4. Помогаю ребенку установить правильные взаимоотношения со сверстниками.
Решением этих задач для меня является создание эмоционально-комфортных условий в группе. Создание предметно-пространственной среды в группе играет не маловажную роль в период адаптации. Предметно-пространственную среду для детей мы организуем совместно с родителями. Комфортность и безопасность обстановки мы достигаем путём сходства интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. В приёмной малышей встречают персонажи из детских сказок, яркость запоминаемость интерьера помогает скрасить момент расставания с родителями. В группе детей ждет сказочный домик, в котором живут любимые игрушки, Уголок уединения, где можно отдохнуть и посмотреть альбом с фотографиями родных и близких и много всего интересного.
Решение проблем адаптационного периода я начинаю с организации приёма вновь поступивших детей. Отследив, определяю детей со средней и тяжелой адаптацией и уделяю им особое внимание. Наблюдаю и делю детей на подгруппы по характеру различий в поведении и потребности в общении. Детям, которые очень плохо переносят разлуку с мамой, я предлагаю маме, поприсутствовать с малышом в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Это и есть наиболее эффективная форма адаптации ребёнка.
В период адаптации у меня приветствуется, когда дети приносят с собой из дома, амулет сна, чашку, тарелочку, которыми пользовались дома, любимые игрушки. Тревожных детей стараюсь чаще брать на руки, обнимать, поглаживать. Ведь малышу именно сейчас так не хватает материнской любви и ласки. В первое время сохраняю у ребёнка вредные привычки.
У каждого педагога есть в копилке свои педагогические «хитрости», маленькие изюминки, которые отличают его работу от других. Для меня такой изюминкой стало приобщение детей к прекрасному миру творчества. Использование различных форм фольклора в режимных моментах, сказкотерапия, яркие краски, разноцветный пластилин, пальчиковый театр, музыка – все это, на мой взгляд, помогает облегчить адаптацию детей,
Для того чтобы малыш, как можно легче адаптировался особенно важно взаимодействие с семьёй. Этому я уделяю огромное значение. Выстроила систему работы с родителями. Я стараюсь установить контакт с первых дней взаимодействия с семьёй. Использую такие формы работы, как: анкетирование «Давайте познакомимся», выясняю социальный статус семьи, тип воспитания, беседы – устанавливаю контакт, который помогает снять тревогу за ребёнка, ориентирую на активное взаимодействии. Одна из форм «Спокойная мама» - знакомлю с дошкольным учреждением, провожу экскурсию, рассказываю, чем будет заниматься малыш в детском саду.
Каждый малыш индивидуален и поэтому процесс адаптации в первую очередь зависит от его индивидуальных особенностей. Чтобы поближе узнать ребёнка предлагаю родителям написать сочинение, изготовить книгу или презентацию «Мой любимый малыш, какой он?» Это является визитной карточкой ребенка.
Родители ответственно относятся к изготовлению и оформлению визитной карточки.
Все они не похожи друг на друга, у каждой свой стиль оформления, своё творчество, своя фантазия.
На родительском собрании происходит наше первое знакомство - знакомство с каждым ребёнком,
Родители трепетно, с любовью рассказывают о своё м малыше: как дома ласково называют малыша, любимая игрушка, чем занимается, с кем проживает, любимое блюдо, семейные праздники, история возникновения имени, как проводят время в кругу друзей, о своих прогулках с малышом, затрагивают такие рубрики, как, «мне всё на свете интересно», «я родился», «звездочки подскажут» и т. д. Узнав из визитной карточки данные о ребенке, я могу правильно и грамотно выстроить линию поведения с ребёнком, постараюсь помочь быстрее адаптироваться. Уже на раннем возрасте смогу отследить коммуникативную готовность.
Визитная карточка ребенка является зародышем портфолио семейного успеха. В течение всей моей работы в период адаптации в моей группе встречаются многодетные семьи и семьи, которые имеют второго ребенка, у которых накоплен большой опыт воспитания детей, есть свои традиции, увлечения. Уже в раннем возрасте совместно мы начинаем оформлять портфолио семейного успеха. Такие родители проявляют инициативу, таким способом демонстрируют опыт семейного воспитания. Так в нашей группе зарождается портфолио семейного успеха. Проблемы, связанные с адаптацией детей к детскому саду, решаю путем установления партнерских отношений с родителями. Ценным в таких отношениях является равноправные позиции, позволяющие своевременно прояснить без оценки и критики желания и возможности каждой из сторон.
Как результат моей работы, это слова детей «Я люблю ходить в детский сад! Мне здесь очень хорошо и интересно».