Никонова Наталья Владимировна
Как укрепить здоровье ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«Как укрепить здоровье ребенка»
В нашем детском саду большое внимание уделяется физическому
развитию детей, в частности — закаливанию. Привыкание детского
организма к пониженным температурам, его адаптация к менее комфортным
условиям сказывается и на иммунитете ребёнка, укрепляя его, и на здоровье.
Если регулярно проводить закаливание детей, они станут гораздо реже
болеть, а в будущем им не грозит букет хронических заболеваний,
популярный среди школьников в наши дни.
Какие же мероприятия проводятся по укреплению здоровья детей
в нашей группе:
Публикация «Как укрепить здоровье ребенка» размещена в разделах
1. Ежедневная утренняя гимнастика;
2. Гимнастика после сна;
3. Ежедневные прогулки;
4. Физкультурные занятия;
5. Динамические паузы во время занятий;
6. Закаливающие процедуры;
Закаливание детей в детском саду: общая методика
Ничего сложного эта методика собой не представляет. Главное —
придерживаться основных принципов закаливания:
постепенность: нельзя на ребёнка сразу и неожиданно выливать
ушат холодной воды, только медленное привыкание обеспечит успех занятий
по закаливанию в садике;
систематичность: только регулярные занятия будут
способствовать укреплению организма : каждый перерыв будет подрывать
всю ту работу, которая велась по закаливанию раньше;
учет индивидуальных особенностей, в том числе и заболеваний
ребенка : перед началом проведения курса закаливания нужен тщательный
анализ всех заболеваний, перенесённых ребёнком, и его наследственности,
чтобы знать, как маленький организм отреагирует на такие новшества.
Дружный тандем родителей и воспитателей в этом вопросе просто
необходим. Закаливание в детском саду должно быть подхвачено и
продолжено дома. Чтобы не был нарушен принцип
систематичности, родители должны контролировать закаливание
своего ребёнка на выходных, когда малыш находится не в саду, а
дома. Ну и, конечно, не стоит забывать о том, чтобы заинтересовать
малыша своим личным примером, закаляясь вместе с ним. К
основным процедурам закаливания относят воду, свежий воздух и
солнце.
Рекомендации для закаливания детей в домашних условиях:
Водные процедуры
Вода — отличное средство для закаливания маленького организма в
детском саду, так как водные процедуры легко контролировать и дозировать.
Здесь работает принцип постепенности: берётся вода той температуры,
которая подходит именно этому ребёнку, а потом уже температура
постепенно снижается. Из водных процедур в детских садах используются:
обтирания;
обливания;
купания.
Предельно осторожно нужно подвергать водным процедурам детей с
тяжёлыми заболеваниями сердца, болезнями почек, недавно перенёсших
воспаление легких или плеврит.
Воздушные процедуры
Свежий воздух должен постоянно окружать ребёнка, даже если он
находится внутри помещения. Живительный кислород проникает сквозь
кожу и в дыхательные пути. Из воздушных процедур в детских садах
проводятся следующие меры по закаливанию:
прогулки на свежем воздухе;
воздушные ванны.
Помещения, в которых находятся дети, должны быть хорошо
проветриваемыми, и это тоже входит в программу закаливания.
Солнечные процедуры
Солнечные лучи обладают общеукрепляющим действием на детский
организм, они активизируют обмен веществ, улучшают самочувствие,
поднимают настроение, способствуют здоровому сну и аппетиту (это еще
один способ для тех, кто не знает, как улучшить аппетит, регулируют
теплообмен. Наряду с такими положительными свойствами солнце нередко
оказывает вредное действие. Поэтому в детских садах к таким процедурам
необходимо подходить ответственно и осторожно. Для младших детей
эффективными окажутся солнечные ванны, которые рекомендуется
проводить в движении. Однако игры эти должны быть спокойного
характера. Солнечные ванны детям нужно принимать:
утром (с 8 часов и до 9 часов);
после обеденного сна (с 15 часов и до 16 часов).
Необходимо постоянно следить за тем, чтобы не было солнечных
перегревов.
Процесс закаливания детей в детском саду потребует от воспитателей и
медсестры немалых усилий, но они будут 100%-но оправданы. Мало того,
что существенно уменьшится заболеваемость среди посетителей сада, у
детей будет хороший сон, отличный аппетит и радостное настроение. Всего
этого не смогут не заметить и благодарные родители.
Солнечные (воздушные) ванны
Под действием ультрафиолета на кожу, в организме вырабатывается
витамин Д, благодаря которому укрепляется костная система. Также
солнечные ванны усиливают защитные функции кожных покровов и обмен
веществ. Однако пребывание на солнце тоже нужно дозировать, т. к. может
быть перегревание организма, а лучший эффект от воздушных ванн
получается, когда на коже нет загара.
Начинать такую закалку лучше в безветренную и в нежаркую погоду
летом, примерно на 3-5 минут, постепенно увеличивая пребывание на 30-35
минут.
Прогулки на свежем воздухе
Идеальный вариант для детей дошкольного возраста. С ними в детском саду
нужно гулять по 2-3 раз в день от 30 минут до 2 часов. Ребенок на прогулках
активен, много и с удовольствием двигается.
Закаливание горла
Особенно полезно детям с частыми респираторными заболеваниями.
Проводить желательно в первую половину дня с целью гигиенического
эффекта и закаливания горла. Следует полоскать горло водой при
температуре 33-36, а затем после привыкания снижать на 1, каждые 5 дней
доведя до 16-18.
Но если ребенок болен, то снижать температуру через 7 дней.
Обтирание
Для его проведения используют рукавичку из мягкой махровой ткани. Ее
намачивают в теплой воде, затем слегка отжав, делают обтирание рук
ребенка, начиная от кончиков пальцев до плеч, после обтирают грудь, потом
живот, спину, ноги до паха. Оптимальное время проведения данной
процедуры – перед сном. Температура воды при этом должна быть примерно
27, то есть близкой к температуре голой кожи.
Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его
заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом.
Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован
и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.
«Поиграем с носиком»
1. Организационный момент
«Найди и покажи носик»
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому
2. Основная часть
Игровые упражнения с носиком.
«Помоги носику собраться на прогулку»
Каждый ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно очищает
свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
«Носик гуляет»
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и
хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик
языка к твёрдому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняет через нос.
«Носик балуется»
На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и
указательным пальцами одной руки на крылья носа.
«Носик нюхает приятный запах»
Ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю,
поочерёдно закрывая их указательным пальцем.
«Носик поёт песенку»
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и
поё т: «Ба – бо – бу».
«Поиграем носиком»
Ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими
движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.
Таким образом, делается как бы растирание.
3. Заключительный этап.
«Носик возвращается домой»
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик
вернулся.
Примечание: Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тёте. покажи.
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду
И поё т нос: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой
Дыхательная гимнастика
1. «ЧАСИКИ»
Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками
вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10—12 раз.
2. «ТРУБАЧ»
Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая,
громко произносить «п-ф-ф-ф». Повторить 4—5 раз.
3. «ПЕТУХ»
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем
хлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5—
6 раз.
4. «КАША КИПИТ» Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди.
Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко
произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза.
5. «ПАРОВОЗИК» Ходить по комнате, делая попеременные движения
руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20—30 секунд.
6. «НА ТУРНИКЕ» Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в
обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки—вдох,
палку опустить назад на лопатки—длинный выдох. Выдыхая, произносить
«ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза.
7. «ШАГОМ МАРШ!» Стоя, гимнастическая палка в руках. Ходьба, высоко
поднимая колени. На 2 шага—вдох, на 6—8 шагов — выдох. Выдыхая,
произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 минуты.
8. «НАСОС»
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в
сторону—выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко
произносить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с». Повторить 6—8 наклонов в каждую
сторону.
9. «РЕГУЛИРОВЩИК» Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука
поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять
положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р».
Повторить 5—6 раз.
10. «ЛЕТЯТ МЯЧИ» Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от
груди вперед. Произносить, выдыхая, длительное «у-х-х-х-х». Повторить 5—
6 раз.
Эти упражнения ребенок должен выполнять утром и среди дня. В летнее
время второе занятие лучше проводить на воздухе во время прогулки.