Юлия Соловей
Проект «Уголок дежурства в группе» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №27 «Сказка»
ПРОЕКТ
«Уголок дежурства в группе»
Воспитатель:
1 квалификационной категории
Соловей Ю. А.
Стаж работы – 6 лет.
Г. о. г. Выкса 2019гг.
Содержание
Пояснительная записка …. стр. 3
Описание проекта …. стр. 4
Публикация «Проект „Уголок дежурства в группе“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Дежурство. Организация дежурства
- Оформление детских садов
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Программное содержание…. стр. 4
Актуальность проекта….стр. 5
Объект проекта…стр. 6
Цель, задачи….стр. 6-7
Предполагаемый продукт…. стр. 7
Ожидаемые результаты…. стр. 8
Литература…. стр. 8
Результат проекта…. стр. 8
План реализации проекта….стр. 9-12
Возможность труда и любовь к нему –
лучшее наследство, которое может оставить
своим детям и бедный и богач».
К. Д. Ушинский
Пояснительная записка
Трудовое воспитание детей является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка к жизни, к участию в труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей сегодня является приоритетным.
Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию – является целью воспитательно - образовательной работы всех образовательных учреждений.
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей.
Знакомство ребенка с трудом взрослых – один из источников воспитания в нём бережного отношения к общественному добру. Наблюдая за деятельностью взрослых, они размышляют о возможности собственными усилиями достичь такого же результата. Так повышается интерес дошкольников к труду, требовательность к качеству выполняемой работы. Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам. Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Описание проекта
Данный проект направлен на формирование трудовых навыков и умений детей среднего возраста, а также оснащение и пополнение РППС группы необходимым оборудованием и инвентарем.
В области трудового воспитания у ребёнка следует развивать интерес к труду, инициативность, самостоятельность, умение выполнять элементарные трудовые поручения; побуждать желание помогать взрослым, способствовать развитию коллективного труда; воспитывать аккуратность, опрятность, умение оценивать результаты своего труда и труда сверстников.
Для этого необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы развивать и реализовывать данные способности.
Воспитательные возможности трудовой деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии.
Трудолюбие и способность к труду воспитываются с самого раннего детства. Трудовое воспитание - это «совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам.
Программное содержание
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей.
Знакомство ребенка с трудом взрослых – один из источников воспитания в нём бережного отношения к общественному добру. Наблюдая за деятельностью взрослых, они размышляют о возможности собственными усилиями достичь такого же результата. Так повышается интерес дошкольников к труду, требовательность к качеству выполняемой работы. Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной, а также трудовая деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования разносторонне развитой личности.
Актуальность
Дошкольное детство – это начало активной жизни в человеческом обществе, где ребенок сталкивается с множеством проблем и трудностей.
В наше время, рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личности качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дошкольного становления личности: любознательность, индивидуальность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Однако задача воспитания трудолюбия в концепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия наиболее успешно формируется в дошкольном и младшем школьном возрасте (Р. С. Буре, В. Г. Нечаева, Д. В. Сергеева и другие). Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно – познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.
Актуальность значения труда нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П. П. Блонского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого и других. Теоретическое обоснование трудового воспитания освещены в работах П. Р. Атутова, А. А. Ахматова, С. Я. Батышева, К. Н. Катханова, В. А. Полякова и других.
Немаловажное значение имеют исследования Я. З. Неверович, Т. А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, являются их желание помогать взрослым.
Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста.
Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста. Исходя из этого дошкольные учреждения ставят одной из главных целей трудовое воспитание дошкольников. В соответствии с ФГОС ДОпод этим термином принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду.
Главная цель трудового воспитания дошкольников - формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых. В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные задачи:
1. Формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни.
2. Формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков. Воспитание уважительного отношения к любому труду
А также это является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.
Трудолюбие и способность к труду воспитываются с самого раннего детства. Трудовое воспитание - это «совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых
умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии»
Гипотеза
Достижение наибольшей результативности в организации взаимодействия детского сада и семьи по вопросам трудового воспитания возможно в ходе проведения комплексных мероприятий. Реализуя данный проект можно добиться того, что у детей накопиться много разнообразных знаний и умений о труде взрослых, о значимости труда в жизни человека, о культуре труда.
Объект: формирование «Уголка дежурства в группе».
Предмет: трудовая деятельность, как средство полноценного воспитания детей дошкольного возраста, через максимальную ориентацию на труд детей, на развитие трудолюбия, самостоятельности, положительного отношения к труду.
Цель проекта
Пополнение РППС группы оборудованием и инвентарем для трудового воспитания. Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта
1. Организовать воспитательную деятельность, направленную на формирование трудовых навыков и умений, чувства ответственности за свою трудовую деятельность.
2. Создать Уголок дежурства в группе, условий для реализации трудового воспитания детей.
3. Создавать необходимые условия для проявления трудовой деятельности каждого ребёнка, пробуждать у детей желание трудится, помогать взрослым, положительно относится к результатам своего труда и труда сверстников.
4. Приобщить родителей к воспитательному процессу. Заинтересовать родителей в участии в проекте, в оказании помощи по организации и пополнении РППС группы, изготовлении необходимого материала для «Уголка дежурства»
5. Участие детей и родителей в акциях и выставках в ДОУ
Время выполнения: длительность проекта - среднесрочный
Сроки выполнения проекта : 3 месяц- с 16 сентября по 16 декабря 2019 года.
Участники проекта : воспитатель, дети средней группы, родители.
Необходимые материалы:
• дидактические игры;
• специальная методическая литература;
• оборудование для уголка дежурств;
• материал для изготовления фартуков, косынок, колпаков и салфеток;
• материал для оформления «Уголка дежурств» в группе.
Образовательные области проекта : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие
Тип проекта : информационный, практический, творческий, коллективный.
Предполагаемый продукт проекта :
1. Создание «Уголка дежурства» в группе.
2. Изготовление разного рода дидактических игр
3. Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию
4. Изготовление фартуков, косынок, колпаков, салфеток для уголка дежурств, оснащение необходимыми материалами и оборудованием
5. Проведение бесед по трудовому воспитанию
6. Фотоотчет о проделанной работе
7. Изготовление стенгазеты к фотовыставке «Папа, мама, я – трудолюбивая семья»
8. Систематизированный литературный и иллюстративный материал по теме.
9. Разработанные консультации и буклеты для родителей по трудовому воспитанию и развитию самостоятельности у детей.
Ожидаемый результат
Дети получают представление о труде и его видах (самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе, знакомиться с трудом взрослых).
Сформированного ответственного отношения к полученному заданию. Выполнять коллективные и индивидуальные поручения, понимать значение результатов своего труда, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных. Уметь выполнять посильный труд, помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование. Повысить родительскую культуру в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста. Продуктивное взаимодействие родителей с детьми. Пополнить РППС группы.
Список литературы
1. Бондаренко, Т. М. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие / Т. М. Бондаренко. - Москва: ИЛ, 2014. - 208 c.
2. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р. С. Буре. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 136 c.
3. Буре, Роза Дошкольник и труд / Роза Буре. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 2004 c.
4. Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. - Москва: Высшая школа, 2009. - 719 c.
5. Лабутина, Н. В. Трудовое воспитание дошкольников: методическое пособие для педагога детского сада. / Н. В. Лабутина, А. А. Иванова, Н. П. Гусева. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 2481 c.
6. Маханева, М. Д. Учим детей трудиться / М. Д. Маханева, О. В. Скворцова. - М. : Сфера, 2012. - 2727 c.
7. Воспитание дошкольников в труде // Под ред. В. Г. Нечаевой. – М., 1999.
8. Л. В. Куцакова Трудовое воспитание в детском саду. -М. ,2014.
9. Сергеева Д. В. Воспитывать детей в процессе трудовой деятельности. – М., 2000.
Результат проекта
Перспективный план реализации проекта
Этап Действие, мероприятие Участники, ответственные Результат Сроки
1 этап: подготовительный 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта Воспитатель Выявление проблемы 16 сентября
2. Подбор материалов, изучение методической литературы по данной теме Воспитатель Методическое обеспечение проекта С 16 по 23 сентября
3. Перспективное планирование проекта. Разработка перспективного плана работы. Воспитатель, родители Распределение обязанностей для успешной реализации проекта С 23 по 30 сентября
4. Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатель, родители Распределение обязанностей для успешной реализации проекта С 23 по 30 сентября
5. Диагностика знаний родителей по выбранной теме Воспитатель Анализ результатов, пути решения в течении сроков проекта
6. Организация РППС создание «Уголка дежурств» Воспитатель, родители Среда для осуществления проекта в течении сроков проекта
7. Консультация родителям по трудовому воспитанию детей Воспитатель Помочь родителям понять значимость трудового воспитания детей в течении сроков проекта
8. Повышение уровня самообразования педагога. Воспитатель Пополнение предметно-
развивающей
среды разного рода дидактическим материалом и пособиями в течении сроков проекта
2 этап (основной, формирующий, практический)
1. Работа с родителями о привлечении к пополнению «Уголка дежурств» группы. Воспитатель, родители Привлечь родителей к пополнению РППС группы в течении сроков проекта
2. Изготовление стенгазеты для фотовыставки «Папа, мама, я –трудолюбивая семья» Воспитатель, родители, дети Стенгазета 10-25 ноября
3. Изготовление схем, алгоритмов, пособий Воспитатель
Родители Схемы, алгоритмы, пособия:
• Алгоритм складывания салфеток
• Алгоритм сервировки стола
• Алгоритм моем игрушки
• Алгоритм моем руки
• Алгоритм заправляем кровать
• Алгоритм складываем вещи правильно в шкаф
• Алгоритм одевания по сезонам
• Схемы дежурств в уголке природы, по столовой и др. в течении сроков проекта
4. Изготовление консультаций по трудовому воспитанию, проведение работы с родителями по данной теме Воспитатель, родители Консультации:
• «Совместный труд детей и родителей»
• «Дежурство, как форма организации трудовой деятельности дошкольников»
• «Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста»
• «Трудовое воспитание детей в семье»
• «Эффективные советы для приобщения детей к труду»
• Рекомендации родителям по трудовому воспитанию в течении сроков проекта
5. Разработка конспекта «Посадка лука» Воспитатель
Дети Конспект Декабрь
6. Изготовление дидактических игр Воспитатель
Родители Разнообразные игры:
• Найди по силуэту
• Разложи по порядку
• Назови ласково
• Сервировка стола
• Умение пользоваться столовыми приборами
• Сервировка стола
• Что перепутал художник
• Сварим суп, компот
• Супермаркет
• Сортировщик
• Где правильно сервирован стол
• Подбери тень
• Что из чего и другие игры в течении сроков проекта
7. Размещение информации по трудовому воспитанию на сайте ДОУ и на педагогических порталах Воспитатель
Материал для сайтов в течении сроков проекта
8. Проведение отчётного мероприятия по трудовому воспитанию «Труд в уголке природы» Воспитатель, дети Конспект, фотоотчет Декабрь 2019
9. Разработка картотеки игр по трудовому воспитанию Воспитатель Картотека Декабрь
10. Изготовление календаря дежурств в группе Воспитатель Календарь дежурств (голок природы, столовая, занятия) октябрь
11. Разработка графика дежурств Воспитатель График дежурств в группе октябрь
12. Разработка бесед по трудовому воспитанию Воспитатель
Картотека бесед в течении сроков проекта
13. Чтение литературы по трудовому воспитанию Воспитатель, дети Формировать представление детей о труде в течении сроков проекта
3 этап: контрольно-диагностический
тический, заключительный 1. Отчет на педсовете о проделанной работе Воспитатель Фотоколлаж (презентация) Декабрь
2. Участие в конкурсе ДОУ «Уголок дежурств» Воспитатель Представление опыта и методических разработок на уровне ДОУ Ноябрь, декабрь
3. Публикация проекта, консультаций, пособий в Интернет-ресурсах и на сайте ДОУ Воспитатель Подведение итогов, оформление результатов, обмен опытом декабрь