Получи документы

Конспект занятия «Удмуртский Лопшо Педунь в гостях у детей»

Татьяна Семакина
Конспект занятия «Удмуртский Лопшо Педунь в гостях у детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Ярский детский сад №3

Разработчик конспекта :

Семакина Т. В., воспитатель

Удмуртский Лопшо Педунь в гостях у детей

[/b]

Удмуртский Лопшо Педунь в гостях у детей

Цель: познакомить детей с элементами удмуртской культуры (бытом, героями сказок, утварью и др.) и дать понятие о пользе применения экологически чистых изделий.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия „Удмуртский Лопшо Педунь в гостях у детей“» размещена в разделах

- содействовать развитию интереса у детей к удмуртской народной культуре (устному народному творчеству)

- способствовать повышению интереса к языку, запоминанию слов и использованию их в повседневной жизни

- развивать эмоциональную сферу у старших дошкольников в процессе исполнительской деятельности в разных видах игровой деятельности

- воспитывать интерес и уважение к удмуртскому языку, устному народному творчеству и музыкальному фольклору удмуртского народа

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе

I- Орг. момент. Хороводная игра «Учке али азбарме»

II- Лопшо Педунь (далее по тексту Л. П.) : еч буресь, нылпиос. Здравствуйте, ребята. Я Лопшо Педунь – персонаж удмуртской культуры. Я тут мимо проходил, слышу, кто-то удмуртские хороводы водbт и подумал, а не зайти ли мне познакомиться с вами. И вот я здесь. Вы сказки обо мне читали? В сказках какого народа я живу? (удмуртов) Да. Я очень трудолюбив, хитер, умен, люблю шутить и веселиться, за это и прозвали меня в деревне Лопшо, т. е. весельчак.

Воспитатель (далее по тексту восп.) : А почему Педунь?

Л. П. : Мама меня так ласково называла. Педунь – значит Фёдор. А вы обратили внимание на мою обувь? Может кто – то знает, как она называется? А кто знает, из какого сырья их получают? Ну, тогда, отгадайте загадку.

С моего цветка берет пчелка самый вкусный мед, меня же обижают, шкуру тонкую сдирают. (Липа)

Правильно, это липа. Липа хороший медонос, ее цветы используют для приготовления лекарственного чая, а ветки – для банных веников.

Л. П. : А для того чтобы получить лапти, кору липы замачивали в воде, держали ее под гнетом, через некоторое время сдирали лыко от коры, сушили и плели лапти (демонстрация лыка). Также из лыка делали вехотки, мочалки. Лапти плели мужчины. Они были разных размеров и для разного сезона. Но не только плели их из лыка, также плели из берёзы, вяза, дуба. В зависимости от плетеного материала, плетеная обувь называлась: берестянники, вязовики, дубовики, лыковые. Самыми прочными и мягкими считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка. Некоторые люди и в наше время ходят в лаптях, но только дома, чтобы вылечить больные ноги. Такую обувь в магазине не купишь, её изготавливают на заказ. Ну что приуныли, а не проиграть ли нам в игру «Кут» (хватай).

Правила игры. Водящий становится в центр круга с лаптями. Участники игры образуют круг, лапти проносятся под ногами игроков. Игроки подпрыгивают, стараясь, чтобы лапти их не задели. Кто не успел подпрыгнуть, становится водящим или выбывает из игры.

Л. П. Молодцы, умеете веселиться. Ох, устал, уморили.

Восп. Спасибо тебе Л. П. за игру. А почему ты рюкзак свой не снимаешь? Мы бы с ребятами поглядели на него, примерили, а может и в магазине такой же купили бы.

Л. П. Подождите, подождите, а кто знает, как называется мой рюкзак? (пестерь) Потрогайте, приглядитесь, из материала какого дерева он изготовлен. Не догадались? Тогда отгадайте загадку.

Ствол белеет,

шапочка зеленеет,

Стоит в белой одежке,

свесив серёжки (береза)

Л. П. Правильно, береза.

Сообщение ребенка о березе.

Л. П. Мой пестерь изготовлен из березы, т. е. из бересты. (Демонстрация бересты). Чем пахнет береста?

Путник надевал пестерь за спину и выходил в дальнюю дорогу, клал в него краюху хлеба, молоко. Продукты в пестере не портились, а почему узнаем дальше.

Восп. Давайте, попробуем, как Лопшо Педунь надеть пестерь себе на спину. Подумайте, и скажите, чем он мог служить еще для путника? (массажер, подушка, сидение, если ничего хрупкого в нем не лежало)

А давайте, научим Лопшо в нашу игру играть «Ты беги пестерь веселый» (правила игры «Ты катись веселый бубен).

Л. П. Какая интересная игра! И меня повеселили.

Восп. А как вы думаете, ребята, что еще можно изготовить из бересты. (Туеса, корзины, кружки, солонки. Демонстрация предметов). Правда, красивая посуда? Если посуда, которая стоит перед вами изготовлена из бересты, значит она какая? (берестяная) А вы знаете ребята, что берестяная посуда сохраняет жидкость горячей, если она была залита туда горячей, а если заливали холодную, так и оставалась холодной. Предлагаю поэкспериментировать, в один туесок нальем холодную воду, в другой горячую и, через некоторое время, проверим, какой в них стала вода.

Кто догадался, почему в пестере не портились молочные продукты? (потому что изготовлен из бересты, а береста имеет свойства термоса)

Л. П. Ребята, слышите, что – то у меня в пестере стучит – шумит (стук деревянных ложек? Что так может стучать?

Раз не догадались, вот вам подсказка:

За обедом подают, много вкусных, первых блюд –

Борщ, бульон и суп с горошком

Их едят столовой … (ложкой).

Правильно, ложка. Из какого материала? (дерево) Ложки, чашки изготавливали из дерева липы, яблони, клёна и др. Для чего они нужны? Правильно, когда пользовались деревянной ложкой, не обжигались горячей пищей.

Л. П. У удмуртов многообразная кухня, самые любимые удмуртами перепечи, табани, сюкасен кизертем (окрошка без огурцов и колбасы, кжи пог (колобки из гороха) и др.

Я предлагаю поиграть в игру кжи пог. Для удобства разделимся на три команды. Нужно в ложке перенести горох в чугунок, ваша задача не рассыпать горох и быстрее других команд наполнить чугунок. Молодцы, победила дружба.

А ещё для чего можно использовать ложки? (использовали как музыкальные инструменты).

Музыкальная игра «Ложкари»

III- Л. П. Молодцы, на славу меня повеселили. Ребята, вам понравились изделия? Они все изготовлены из природного материала, материала которое нам даёт дерево. Но, чтобы дерево приносило нам пользу, мы должны о нем заботиться: беречь природу, не ломать ветки, а зимой утеплять корни деревьев.

Деревянные изделия, не только красивы – это экологически чистые изделия. Не даром наши предки ели из деревянной посуды, и, были здоровыми, крепкими.

Восп. Нам еще очень интересно узнать, из какого материала сшита твоя рубашка - дэрем?

Л. П. (с хитрецой) А об этом я расскажу вам в следующий раз, а сегодня нам пора прощаться. еч улэ! До свидания!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия с детьми 2–3 лет «Снеговик в гостях у детей» Конспект интегрированного занятия с детьми 2-3 лет на тему «Снеговик в гостях у детей» Дегтярюк Светлана Викторовна воспитатель, МБДОУ «Детский.

Конспект открытого занятия «Пчела Майя в гостях у детей» Цель: Составление рассказа по опорным картинкам «Весна наступила» Задачи: Образовательные: Закрепление представлений о весне. Обучение составлению.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Паровозик из Ромашкова в гостях у детей»Конспект занятия по экологическому воспитанию «Паровозик из Ромашкова в гостях у детей» Жданова Наталья Анатольевна, воспитатель 1 категории МБДОУ «Добрянский детский сад №8» г. Добрянка Пермский край КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО.

Конспект занятия по экологии в средней группе «Айболит в гостях у детей» Тема: «Айболит в гостях у детей» Программное содержание: Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми,.

Конспект занятия в группе раннего возраста «Зайка в гостях у детей» Конспект занятия в группе раннего возраста «Зайка в гостях у детей» Автор: Изыгашева Юлия Сергеевна, воспитатель МКДОУ детский сад №18 «.

Конспект занятия в группе раннего возраста «Зайка в гостях у детей» Конспект занятия в группе раннего возраста «Зайка в гостях у детей» Автор: Изыгашева Юлия Сергеевна, воспитатель МКДОУ детский сад №18 «.

Конспект занятия «Зайчата в гостях у детей» .

Куклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюмКуклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюм Кукла "Италмас" в национальном удмуртском костюме, созданная для реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе "Звездочки".

Конспект занятия по ПДД «Лисичка в гостях у детей» Программное содержание: Формировать представления детей о транспорте, его классификации, составных частях. Продолжать учить узнавать и называть.

Сценарий развлечения «В гостях у Лопшо Педуня» для детей младшего дошкольного возраста Сценарий развлечения «В гостях у Лопшо Педуня» для детей младшего дошкольного возраста. Автор: Ешмеметьева Альфия Мусаевна, воспитатель.

Автор публикации:
Конспект занятия «Удмуртский Лопшо Педунь в гостях у детей»
Опубликовано: 18 ноября 2017 в 13:49
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Удмуртский Лопшо Педунь в гостях у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Семакина (УИ 1357306) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД