Шнейдмиллер Алла Викторовна
Учим детей общению
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ теории и практики дошкольного воспитания свидетельствует, что в системе образования проблема преодоления трудностей общения у старших дошкольников недостаточно решена: большинство дошкольников испытывают проблему межличностного общения, педагоги не учитывают природу невербального общения и специфику его влияния на протекание вербального общения.
Публикация «Учим детей общению» размещена в разделах
Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача родителей и воспитателей. Ощущение и осознание своей боли (как физической, так и душевной) далеко не всегда приводит к сопереживанию боли других, а высокая оценка своих достоинств в большинстве случаев не способствует столь же высокой оценке других.
Анализ результатов анкетирования родителей воспитанников и воспитателей показывает, что зачастую они не подозревают о той многогранной гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, не придавая особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Опыт первых отношений со сверстниками во многом определяет успешное дальнейшее развитие личности ребенка. Он и определяет во многом характер отношения человека к себе, к социуму в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно.
В этой связи возникает необходимость поиска новых подходов к формированию отношений дошкольников. Основной стратегией этого формирования должно стать не только рефлексия своих переживаний и укрепление своей самооценки, а снятие фиксации на собственном Я за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним. Разработка стратегических направлений осуществлялась на основе методологических принципов Я. Л. Коломинского, М. И. Лисиной (Генетические проблемы социальной психологии).
Главным способом воспитания нравственных качеств и преодоления трудностей в общении заключается в формировании чувства общности с другими, внутренней причастности к ним. Дети с трудностями в общении, сосредоточенные на себе (как агрессивные, так и замкнутые) не готовы к объединению.
Объединения детей с целью решения общей задачи формировали не только по интересам, но и с учетом личностных симпатий друг к другу, т. к. деятельность дошкольников по – истине совместной не может быть при враждебном отношении.
Поэтому коррекционную работу со старшими дошкольниками начали в организации совместной деятельности в парах. Приведенные ниже задания способствуют налаживанию позитивных отношений со сверстниками и готовят "трудных" детей к сотрудничеству.
Двое ребят создают свое произведение самостоятельно, "по секрету" от остальных. Такой прием побуждает воспитанников договариваться и согласовывать свои усилия. Причем задания должны быть не соревновательного, а продуктивного характера.
Релевантным приемом в формировании детского коллектива является – вовлечение воспитанников в общественную жизнь детского сада. Наравне со взрослыми дети участвуют в поздравлениях: детей – победителей (соревнований, конкурсов, именинников; педагогов (с праздниками, успехами в работе и пр.) по селектору. На первом этапе воспитатель предлагает выступить желающим, установив очередность, помогая (по необходимости) составить план поздравления.
Далее выступления формируются в парах. В группе дети самостоятельно обсуждают возможных кандидатов на эту роль, определяя необходимые качества. Т. к. чаще всего дети отбирают на ответственные мероприятия лидеров группы, воспитатель, регулируя выбор, предлагает кандидатов из числа трудных в общении детей, опираясь на их позитивные качества. Текст поздравлений составляется совместно с группой и воспитателем. Но его озвучивание распределяется дикторами самостоятельно.
Кроме поздравлений, по селектору дошкольного учреждения ведется рубрика «Добрые вести», где старшие дошкольники рассказывают о хорошем поступке своих друзей, случившемся в течение дня. Следующим этапом работы являются объединения детей в малые и большие группы. В любой группе дети обязательно выбирают ответственного (командира, который будет рассказывать о проведении и результате выполненного задания. Командные объединения дошкольников могут формироваться для решения общей задачи в разных видов деятельности.
Значимым является тесное сотрудничество с семьями воспитанников. Для них был проведен цикл тренинговых занятий с педагогом – психологом; открытые просмотры деятельности детей; совместные проекты и презентации творческих работ.
Результатом эффективной работы педагогов послужило активное участие детей в презентационных программах, низкая степень конфликтности в группах, высокая степень включенности родителей воспитанников в совместную деятельность детского сада.