Ирина Леванова
Консультация «Учим детей рассуждать»
▼ Скачать + Заказать документы
В старшей группе основное внимание уделяется развитию умений решать проблемные ситуации в разных видах деятельности;выделять характерные признаки предметов и явлений, устанавливать между ними логические связи. С этой целью проводятся наблюдения,беседы,экспериментирование, речевые игры и упражнения, проблемно-речевые ситуации на развитие логического мышления, понимание различных зависимостей использовались игры "Небылицы в картинках", "Разложи картинки по порядку и объясни".
Публикация «Консультация „Учим детей рассуждать“» размещена в разделах
Игры представляют большие возможности для развития мыслительной и речевой активности детей, в них создаются ситуации, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует всякий раз по-новому. Знания об особенностях рассуждения как типе речи детям даются на занятиях по развитию речи. В начале года детей знакомят с отличительными признаками рассуждения, его структурой:тезис, доказательство, вывод.
Следует использовать известные при обучении описанию и повествованию приемы: пропуск частей рассуждения, перепутывание частей. На занятие приходит Незнайка и пытается объяснить почему его так зовут:
- Меня зовут Незнайка, потому что.
Вот почему имя Незнайка мне очень подходит. Воспитатель спрашивает:
-Понятно объяснил Незнайка? Почему? Какой части в объяснении не хватает?
-Правильно, не хватает самого объяснения. Что же нужно было сказать после слова "потому что"?
Эффективны задания по дополнению объяснения недостающими аргументами. коллективные рассуждения с воспитателем и детьми, воспитатель выделяет остов рассуждения, дает начало и слова-связки. Между частями :"Наступила весна, потому что, во-первых. ,во-вторых, в-третьих. Вот почему.
Осознанию детьми структуры рассуждения помогает ее моделирование. Мы предлагаем использовать содержательные и структурные модели. Содержательные подсказывают, о чем надо говорить, доказывая выдвигаемый тезис, структурные- напоминают об оформлении рассуждения. Так, при доказательстве тезиса " страус-птица" содержание можно изобразить в картинках-схемах;на которых изображено " перо" (тело страуса покрыто перьями, " крылья" (у страуса есть крылья, как у всех птиц, " клюв" (есть клюв, " яйца" (страус откладывает яйца).
Для упражнения в рассуждении можно использовать и серию сюжетных картин. Сначала необходимо объяснить последовательность расположения картинок, используя союзы " потому что", " поэтому",а затем составить рассказ по набору картинок.
Полученные на речевых занятиях знания и умения рассуждать применяются на различном материале в разных видах деятельности: природоведческом-объяснение явлений природы, мотивов поступков героев, смысла пословиц, метафорических загадок, фразеологизмов, ответов к задачам и прочее.
На речевых занятиях, в контексте словарной работы хорошо использовать рассуждения в заданиях : " Объясни словечко"- подосиновик, телогрейка, безветрие, пограничник, подснежник, мухомор, овощевод; "Почему та говорят?"- золотые руки, ослиное упрямство,молоко убежало, город растет и т. п. ; " Когда так говорят?"-хочешь есть калачи, не лежи на печи.
Варианты:
1. После работы нужен отдых.
2. Чтобы хорошо жить, надо трудиться.
3. Лежа вредно есть.
Полезно проводить грамматические упражнения на закрепление умений строить сложно-подчиненные предложения разных типов, необходимых при доказательстве: " Закончи предложение" (Мальчик быстро бежал, так как., Собака грозно рычала, потому что., Мама отругала сына за то, что.).