Приложение МААМ

Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста в формировании регулятивно-коммуникативных умений

РУШАНА ИРЕКОВНА
Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста в формировании регулятивно-коммуникативных умений
▼ Скачать + Заказать документы

Общение, известно, является первой формой социальной активности. Сначала оно возникает через викарное научение, то есть прямое подражание, а затем через вербальное научение, то есть словесные инструкции. Таким образом, ребенок приобретает необходимый жизненный опыт.

Развитие общения у детей дошкольного возраста проходит через пять

основных этапов:

Публикация «Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста в формировании регулятивно-коммуникативных умений» размещена в разделах

1) В возрасте от рождения до 2-3 месяцев имеет место контактное

общение, которое служит средством удовлетворения потребностей. В этом

случае мимика и жестикуляция являются основными средствами общения.

2) С 2-3 до 8-10 месяцев дети переходят к познавательному общению,

связанному с потребностью в новых впечатлениях.

3) С 8-10 месяцев до 1,5 лет появляется вербально-невербальное общение,

которое удовлетворяет когнитивные потребности ребенка. Язык становится

основным средством общения.

4) В возрасте от 1,5 до 3 лет возникает деловое и игровое общение,

связанное с предметной и игровой деятельностью.

5) Возраст от 3 до 6-7 лет характеризуется деловым и личностным

общением. Ребенок начинает проявлять произвольность в выборе средств

общения. Развивается сюжетно-ролевое общение, которое возникает во время

сюжетно-ролевых игр.

Исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, показали,

что в раннем и дошкольном возрасте развитие общения со сверстниками

проходит через несколько этапов. Дети в возрасте 1-1,5 лет относятся к

сверстникам как к физическим предметам. Они еще не осознают их как

отдельных личностей. В то же время, в общении с взрослыми они начинают

использовать язык как средство общения.

С 1,5-2 лет дети начинают обращать внимание на сверстников и

начинают общаться с ними с помощью жестов, эмоций и вокализации. В

возрасте 3-4 лет сверстник начинает участвовать в совместных предметно-

ориентированных заданиях, но его индивидуальность остается незначимой

партнером.

В возрасте 4-5 лет дети начинают рассматривать сверстника как равного,

с кем можно сравнить себя. К 5-7 годам в глазах ребенка сверстник приобретает

индивидуальность. Дети проявляют острый интерес к товарищам и стремятся

им подражать и состязаться с ними. Взрослый в этом процессе отходит на

второй план.

Благодаря взаимодействию со сверстниками, у ребенка формируется

восприятие других и самого себя. Наряду с этим меняется содержание общения,

мотивы, коммуникативные навыки и умения. В результате развивается один из

компонентов психологической готовности к школьному обучению -

коммуникативная готовность.

В среднем дошкольном возрасте у детей появляется выраженная

потребность в общении со сверстниками, которая только усиливается с

возрастом. Взаимодействие со сверстниками играет важную роль в получении

информации, они узнают много нового, о чем им не говорят взрослые.

Групповая игра и другие виды совместной деятельности развивают навыки

социального взаимодействия и умение соблюдать коллективную дисциплину, а

также отстаивать свои права. Чувство принадлежности к группе, солидарность

и взаимопомощь придают ребенку ощущение благополучия и устойчивости.

В возрасте 5-6 лет дети проявляют особую чуткостью к языковым

явлениям. Они становятся более заинтересованными в понимании своего

речевого опыта и решении коммуникативных задач.

В старшем дошкольном возрасте коммуникация детей начинает зависеть

от их личностных качеств. Изначально группы детей не разделены на

статусные категории, что делает их более податливыми к манипуляциям

взрослых. Но с течением времени группы становятся более устойчивыми, и в

них возникают статусные положения: лидер, звезда и референт.

В старшем дошкольном возрасте формируются новые навыки и умения :

соподчинение мотивов поведения, этические оценки и понимание норм

поведения, развитие самосознания и произвольное поведение. Для детей этого

возраста взрослый играет важную роль в жизни, поэтому педагоги и родители

должны являться примером культуры общения и коммуникативных принципов.

Старшие дошкольники проводят много времени в играх и беседах со

сверстниками, поэтому их мнение становится значимым и возникают

требования, которые они предъявляют друг другу. Возникает способность к

избирательности и стабильности взаимоотношений с другими детьми. Для

формирования регулятивно-коммуникативных умений детей старшего

дошкольного возраста важно учитывать деятельностный принцип, единство

деятельности и общения, принцип творчества и гуманистической

направленности. Ребенку необходимо самостоятельно искать решения задач

вместо того, чтобы просто запоминать готовый материал. Обучение должно

быть основано на взаимодействии деятельности и общения. Воспитательный

процесс должен быть направлен на развитие творческих способностей детей.

Гуманистическая направленность предполагает развитие дружелюбных

отношений, взаимопомощи и сопереживания.

Взаимодействие с взрослыми играет главную роль в развитии детей

старшего дошкольного возраста, но контакт только с взрослыми недостаточен

для полноценного развития. Важное значение имеет также взаимодействие со

сверстниками, которое способствует развитию социальной компетенции и

умению оценивать других и самого себя. В данном возрасте дети обращают

внимание на различные характеристики других людей в процессе общения и

игры, такие как интересность взаимодействия, хорошее поведение, доброта и

прочее.

В работе Л. Н. Галигузовой и Е. О. Смирновой достаточно емко выделены

ключевые характеристики взаимодействия детей со сверстниками в период

старшего дошкольного возраста :

- ярко выраженное проявление эмоций (крики, звонкий смех) при

общении со сверстниками и сдержанность - со взрослыми;

- проявление индивидуальности, творческой активности и независимости

через своеобразные выражения и высказывания;

- преобладание желания высказаться над способностью выслушать;

- активное проявление различных функций коммуникативной

деятельности в стремлении руководить действиями сверстников, управлении

ими, сравнении с собой и т. д.

Именно в старшем дошкольном возрасте дети проявляют сильную

потребность в общении со сверстниками. Они многое рассказывают о себе, о

своих симпатиях и антипатиях, а также обмениваются знаниями и «планами на

будущее» со своими сверстниками.

Автор публикации:
Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста в формировании регулятивно-коммуникативных умений
Опубликовано: 8 октября 2024 в 21:10
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста в формировании регулятивно-коммуникативных умений» (включая файлы) размещена пользователем РУШАНА ИРЕКОВНА (УИ 2373691) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД