РУШАНА ИРЕКОВНА
Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста в формировании регулятивно-коммуникативных умений
▼ Скачать + Заказать документы
Общение, известно, является первой формой социальной активности. Сначала оно возникает через викарное научение, то есть прямое подражание, а затем через вербальное научение, то есть словесные инструкции. Таким образом, ребенок приобретает необходимый жизненный опыт.
Развитие общения у детей дошкольного возраста проходит через пять
основных этапов:
Публикация «Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста в формировании регулятивно-коммуникативных умений» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
1) В возрасте от рождения до 2-3 месяцев имеет место контактное
общение, которое служит средством удовлетворения потребностей. В этом
случае мимика и жестикуляция являются основными средствами общения.
2) С 2-3 до 8-10 месяцев дети переходят к познавательному общению,
связанному с потребностью в новых впечатлениях.
3) С 8-10 месяцев до 1,5 лет появляется вербально-невербальное общение,
которое удовлетворяет когнитивные потребности ребенка. Язык становится
основным средством общения.
4) В возрасте от 1,5 до 3 лет возникает деловое и игровое общение,
связанное с предметной и игровой деятельностью.
5) Возраст от 3 до 6-7 лет характеризуется деловым и личностным
общением. Ребенок начинает проявлять произвольность в выборе средств
общения. Развивается сюжетно-ролевое общение, которое возникает во время
сюжетно-ролевых игр.
Исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, показали,
что в раннем и дошкольном возрасте развитие общения со сверстниками
проходит через несколько этапов. Дети в возрасте 1-1,5 лет относятся к
сверстникам как к физическим предметам. Они еще не осознают их как
отдельных личностей. В то же время, в общении с взрослыми они начинают
использовать язык как средство общения.
С 1,5-2 лет дети начинают обращать внимание на сверстников и
начинают общаться с ними с помощью жестов, эмоций и вокализации. В
возрасте 3-4 лет сверстник начинает участвовать в совместных предметно-
ориентированных заданиях, но его индивидуальность остается незначимой
партнером.
В возрасте 4-5 лет дети начинают рассматривать сверстника как равного,
с кем можно сравнить себя. К 5-7 годам в глазах ребенка сверстник приобретает
индивидуальность. Дети проявляют острый интерес к товарищам и стремятся
им подражать и состязаться с ними. Взрослый в этом процессе отходит на
второй план.
Благодаря взаимодействию со сверстниками, у ребенка формируется
восприятие других и самого себя. Наряду с этим меняется содержание общения,
мотивы, коммуникативные навыки и умения. В результате развивается один из
компонентов психологической готовности к школьному обучению -
коммуникативная готовность.
В среднем дошкольном возрасте у детей появляется выраженная
потребность в общении со сверстниками, которая только усиливается с
возрастом. Взаимодействие со сверстниками играет важную роль в получении
информации, они узнают много нового, о чем им не говорят взрослые.
Групповая игра и другие виды совместной деятельности развивают навыки
социального взаимодействия и умение соблюдать коллективную дисциплину, а
также отстаивать свои права. Чувство принадлежности к группе, солидарность
и взаимопомощь придают ребенку ощущение благополучия и устойчивости.
В возрасте 5-6 лет дети проявляют особую чуткостью к языковым
явлениям. Они становятся более заинтересованными в понимании своего
речевого опыта и решении коммуникативных задач.
В старшем дошкольном возрасте коммуникация детей начинает зависеть
от их личностных качеств. Изначально группы детей не разделены на
статусные категории, что делает их более податливыми к манипуляциям
взрослых. Но с течением времени группы становятся более устойчивыми, и в
них возникают статусные положения: лидер, звезда и референт.
В старшем дошкольном возрасте формируются новые навыки и умения :
соподчинение мотивов поведения, этические оценки и понимание норм
поведения, развитие самосознания и произвольное поведение. Для детей этого
возраста взрослый играет важную роль в жизни, поэтому педагоги и родители
должны являться примером культуры общения и коммуникативных принципов.
Старшие дошкольники проводят много времени в играх и беседах со
сверстниками, поэтому их мнение становится значимым и возникают
требования, которые они предъявляют друг другу. Возникает способность к
избирательности и стабильности взаимоотношений с другими детьми. Для
формирования регулятивно-коммуникативных умений детей старшего
дошкольного возраста важно учитывать деятельностный принцип, единство
деятельности и общения, принцип творчества и гуманистической
направленности. Ребенку необходимо самостоятельно искать решения задач
вместо того, чтобы просто запоминать готовый материал. Обучение должно
быть основано на взаимодействии деятельности и общения. Воспитательный
процесс должен быть направлен на развитие творческих способностей детей.
Гуманистическая направленность предполагает развитие дружелюбных
отношений, взаимопомощи и сопереживания.
Взаимодействие с взрослыми играет главную роль в развитии детей
старшего дошкольного возраста, но контакт только с взрослыми недостаточен
для полноценного развития. Важное значение имеет также взаимодействие со
сверстниками, которое способствует развитию социальной компетенции и
умению оценивать других и самого себя. В данном возрасте дети обращают
внимание на различные характеристики других людей в процессе общения и
игры, такие как интересность взаимодействия, хорошее поведение, доброта и
прочее.
В работе Л. Н. Галигузовой и Е. О. Смирновой достаточно емко выделены
ключевые характеристики взаимодействия детей со сверстниками в период
старшего дошкольного возраста :
- ярко выраженное проявление эмоций (крики, звонкий смех) при
общении со сверстниками и сдержанность - со взрослыми;
- проявление индивидуальности, творческой активности и независимости
через своеобразные выражения и высказывания;
- преобладание желания высказаться над способностью выслушать;
- активное проявление различных функций коммуникативной
деятельности в стремлении руководить действиями сверстников, управлении
ими, сравнении с собой и т. д.
Именно в старшем дошкольном возрасте дети проявляют сильную
потребность в общении со сверстниками. Они многое рассказывают о себе, о
своих симпатиях и антипатиях, а также обмениваются знаниями и «планами на
будущее» со своими сверстниками.