Приложение МААМ

Учебный творческий проект «Цветочные мотивы»

виктория коркишко
Учебный творческий проект «Цветочные мотивы»
▼ Скачать + Заказать документы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП.

1.1. ЦВЕТОЧНАЯ РОСПИСЬ С ВКЛЮЧЕНИЕМ МАТИВА «КОНЬ».

Композиция здесь симметричная. В букеты собраны цветы необычной красоты. Цветков теплых тонов в росписи много, а холодных — мало. Их может быть не больше одной четверти от общего количества цветков, или еще меньше, или даже вовсе может не быть в городецкой росписи. Внизу располагается симметричная гирлянда из двух крупных купавок и двух розанов, и крупные капли в конце, вверху такая же симметричная гирлянда, но в центре одна крупная купавка.

Публикация «Учебный творческий проект „Цветочные мотивы“» размещена в разделах

Между цветами расположились листья. Все листочки с одного бока дугообразные, это — принципиально важная деталь, потому что оживки на листьях проводят черной дугой именно по этому краю листа. Они широки, округлы и упруго растопырены. В городецкой росписи наиболее простыми мотивами являются листики самых разнообразных видов и форм. В сочетании с другими они образуют кустики. Этот мотив в городецких орнаментальных и сюжетных композициях повторяется в букетах и гирляндах, цветочных фризах и вазонах с цветами. Заметьте — листочки в городецкой росписи никогда не «прикрепляются» ни к какой ветке, да и «веток»-то никаких в росписи не должно быть.

Обводка – орнаментальная рамка, в которую как бы вставлены сюжетные клейма на старинных донцах. Полосы такого орнамента отделяют одну картинку от другой. В данном случае розовая обводка составленная из орнаментальной композиции тёмно - розовых скобочек пересекаемых мелкими вертикальными мазками того же цвета. Городецкая роспись символична. Конь в ней - это символ богатства, а цветы - здоровье и процветание в делах. Городецкий конь, острохарактерен по форме и цвету. Весь конь здесь — черный с белыми оживками, седло и сбруя — красные. У коня гибкая линия шеи и груди, округлый круп, пышный хвост и очень тонкие ноги. Причем, тонкие они только ниже колен.

Рисунки яркие мерцают. Оживка белая их оживляет.

1.2 ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ

Материалы: гуашь.

Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный, другой более насыщенный.

Порядок выполнения росписи:.

А) Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами.

Б) На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета тонкими линиями карандашом намечается композиция будущего узора. Главное - наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен - например, цветов. Это узлы композиции. Средние детали - нераспустившиеся бутоны - связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки - дополняют тему и мало влияют на общую композицию.

В) В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы - основа цветка.

Г) Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.

Вся роспись состоит из элементов: круги- подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.

Д) Заключительный этап росписи - нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.

Е) После высыхания краски изделие можно покрыть бесцветным лаком.

1.3 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ.

Городецкая живопись, больше известная как городецкая роспись - одно из наиболее ярких самобытных явлений в народном искусстве 19 и первой половины 20 века. Это один из традиционных декоративных промыслов и стоит в ряду самых высоких достижений народного искусства России.

Еще в глубокой древности целые деревни на реке Узоле (а это нынешняя Нижегородская область) занимались производством и сбытом "щепного товара" (так называли мелкие деревянные изделия, украшаемые инкрустацией, а позже - росписью).

В 19 и начале 20 века городецкая роспись была живописью, то есть предметом искусства, а не только ремесла. По цветовому решению и декоративности работы городецких мастеров напоминали полотна Матисса. Мастера писали чистыми насыщенными красками, свободными мазками и без предварительного рисунка.

В начале 20 века городецкая роспись приходит в упадок, что было связано с Первой Мировой Войной, т. к. многие мастера ушли на фронт.

Название "городецкая" зазвучало лишь в 1930-х годах. В этот период начали делать расписную детскую мебель и игрушки. Во время Второй Мировой Войны погибло много молодых художников, умерло большинство старых мастеров. С ними ушло искусство. Традиции предали забвению. Следующее возрождение промысла произошло в 50-е годы, когда А. Е. Коновалов, патриарх городецкой росписи, восстановил в конце 60-х годов промысел, основав фабрику "Городецкая роспись". Не потеряв традиционного орнамента с пышными розами, конями и птицами, фабрика освоила много новых изделий: нарядные декоративные панно, мебель, детские игрушки. Этих городецких птиц, цветков, всадников, барышень видели посетители и ценители народного искусства на международных выставках в Канаде, Португалии, Мексике, Германии, Франции, Испании. Работы городецких мастеров демонстрировались в Москве в Музее декоративно-прикладного и народного искусства, в Санкт Петербурге и многих городах России. В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в Городецких росписях живут образы птиц и животных. Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе.

Городецкий конь бывает только черного цвета - это традиция. И пошла она от того далекого времени, когда еще городецкие прялки украшались не росписью, а резьбой. Тогда конь, вырезанный из черного (мореного) дуба, врезался заподлицо в светлое донце городецкой прялки. Работа эта была тяжелая, так как дуб — очень твердое дерево.

Поэтому со временем мастера, делавшие прялки, стали просто закрашивать коня на прялке черной краской, тем самым имитируя свою работу под инкрустацию мореным дубом.

Это было дешевле. Прялки-то делали на продажу. А потом стали подкрашивать и другие детали прялки и постепенно дорогостоящая резьба была заменена раскрашиванием (росписью).

Сохраняя традиционные кистевые приемы написания коня (без предварительного наброска, современные художники внесли большое разнообразие в его цветовое решение. Это уже не только вороные, но и белые, каурые и кони самых разных мастей, хорошо вписывающиеся в общий радостный строй росписи.

В работах современных городецких мастеров постоянно появляются новые выразительные детали растительного орнамента. Одними из таких сравнительно новых элементов стали двухцветные листок и кустик.

Если сравнить старинные городецкие росписи с современными, то увидим большую разницу в мастерстве исполнения: мастера нашего времени очень преуспели в виртуозности написания элементов городецкой росписи, а вот форма листочков изменилась мало. Правда, их стали изображать как бы «задом наперед» : прежде они были обращены к цветам широким концом, а теперь наоборот — узким. Я думаю, что это связано с тем, что прежде листочки свободно «витали» вблизи цветов, а теперь в современной росписи, листья компонуются группами в форме веера, а это можно сделать, только сильно утончив один конец листа.

Цветы являются непременной частью любой городецкой работы. Городчане никогда не старались сделать свои цветы похожими на натуральные, условность декоративных приемов не только не скрывается, но даже подчеркивается. Всегда создается фантастический образ цветка и делается это искусно, с необычайной выдумкой и вдохновением.

Традиционные городецкие произведения писались, как правило, по цветным фонам, однако начиная с 1950-х годов в ассортименте промысла стали преобладать произведения, фоном для росписи которых служило натуральное неокрашенное дерево. В связи с этим мастерам пришлось решать достаточно много новых художественных задач. Опытные художники Городца нашли своеобразные декоративные решения композиций, не только приспособив к письму по текстуре городецкую цветовую палитру, но и создав новые своеобразные приемы написания цветов. Фрагменты неокрашенного дерева были включены в саму структуру цветка.

Особый интерес представляют для истинных ценителей городецкого искусства так называемые обводки - орнаментальные рамки, в которые как бы вставлены сюжетные клейма на старинных донцах. Полосы такого орнамента отделяют одну от другой картинки. Современные мастера не только восприняли старую культуру обводки, но и внесли в нее много нового. Полосы орнаментов знакомят молодого художника с богатством этого вида росписи. Это также прекрасный учебный материал для освоения разнообразных, нередко новых, приемов кистевого письма.

1.4 МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ, ОБОРУДОВАНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ.

1. Деревянная заготовка – разделочная доска.

2. Наждачная бумага.

3. Кисти разной толщины, в зависимости от рисунка.

4. Грунтовка (ПВА клей разбавленный).

5. Краска - гуашь.

6. Лак бесцветный.

7. Карандаш.

8. Палитра

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТА. П.

2.1 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ МАТЕРИАЛОВ.

Воображение и художественные материалы, важные компоненты изобразительного процесса. Но главным условием использования любых инструментов должны быть здравый смысл и техника безопасности рисования.

1. Всегда, прежде чем начинать работу с красками или клеем, внимательно читайте предупреждения на их этикетках. Вдыхание клея способно нанести вред лёгким. Поэтому для малыша выбирайте только натуральные краски, не содержащие токсические вещества. О чём указывает специальная метка на коробке.

2. В краску могут быть добавлены различные антисептики и красящие пигменты, которые зачастую бывают токсичными, поэтому никогда не кладите кисточку с нанесённой на ней краской в рот, чтобы создать острый кончик, потому что краска может быть небезопасна!

3. Несмотря на то, что кожа человека и является природным защитным барьером, все же, стоит минимизировать степень воздействия на неё художественных материалов.

2.2 ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ.

Сначала шлифуем дерево наждачной бумагой, чтобы не было заноз. Затем грунтуем разбавленным клеем ПВА, чтобы краска не впитывалась. После того как заготовка высохнет можно

На разделочной доске тонкими линиями карандашом намечаем композицию будущего узора. Главное - наметить расположение и размеры основных, сах ярких пятен правильной круглой формы т. е. цветов. Это узлы композиции. Средние детали - нераспустившиеся бутоны - связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки - дополняют тему и мало влияют на общую композицию.

Фон вокруг орнаментальной рамки закрашиваем зелёной гуашью обходя намеченные круги. Затем закрашиваем фон внутри круга бледно - розовым цветом, используя белую гуашь с добавлением красной.

После того как высохнет приступаем к следующему шагу.

Широкой кистью закрашиваем основные пятна – круги.

Верхняя гирлянда: в центре большой круг закрашиваем розовым тоном (в белую гуашь на кончике кисточки добавляем красную, по краям два средних круга закрашиваем оранжевым тоном (в жёлтую гуашь добавляем капельку красной, и по краям гирлянды кисточкой поменьше закрашиваем капельки голубым тоном (белая гуашь с добавлением синей).

Нижняя гирлянда: в центре два больших симметричных круга закрашиваем светло- розовым тоном (белая с добавлением красного, за ними идут круги темно – розового тона (красный с добавлением белой, и по краям гирлянды капельки закрашиваем голубым тоном (белая с добавлением синего).

В центре орнаментальной рамки: вверху крупный круг закрашиваем тёмно-розовым тоном (красная с белым, слева ромашку закрашиваем оранжевым тоном (желтая с красной, слева колокольчик фиолетового тона (используем белую, синюю, красную гуашь). По краям пятнышки поменьше - нераскрывшиеся бутоны: два оранжевых, один розовый, и один фиолетовый.

Внизу круга (под конём) закрашиваем пятна – бутоны голубым цветом.

Поле того как краска высохла, приступаем к следующему шагу.

С помощью простого карандаша рисуем контур коня (можно скопировать через копировальную бумагу).

Коня пишут в два этапа: подмалевок и оживки. Вначале необходимо нанести контур коня, потом — коня — черной, затем закрасить седло и сбрую красной краской, а затем белой краской сделать оживки с помощью точек, штрихов, капелек.

Вначале наносим изображение, похожее на большую каплю - это грудь и шея коня. Капелька на коне делается так: кончиком художественной кисти, которую надо держать отвесно, быстро проводим тонкую упругую линию и в конце ее, слегка наклоняя кисть, примакиваем капельку.

Кистью, насыщенной черной краской, пишется мазок, подобный тому, каким пишут шейку и грудь птицы. К этому мазку приписывается еще один, образующий вместе с первым изогнутую каплевидную форму, в которой уже угадывается изогнутая шея и грудь коня.

К передней части туловища коня приписываем очертание седла.

От задней линии седла пишем круп коня. Наводим изображение перевернутой капли размером поменьше - это круп и задняя нога городецкого коня.

К изогнутой шее приписываем небольшую округлую продолговатую головку.

К голове коня приписываем острые треугольные ушки.

К туловищу дописываем верхние части ног, при этом передняя по традиции пишется поднятой.

К верхним частям ног приписываем их нижние части от колена до копыта. При этом городецкий художник никогда не стремится к анатомической правильности, создавая обобщенный, но вместе с тем достаточно убедительный образ.

Тщательно выполняем копытца коня, похожие на черные остроконечные листики.

Следующая стадия работы - изображение хвоста. Пышный струящийся хвост выполняем свободными плавными движениями кисти.

После окончания работы над силуэтом коня закрашиваем ярким нарядным красным цветом седло, пишем уздечку.

Опытный городецкий мастер работает быстро и ловко, но начинающему не следует торопиться. Городецкая роспись не терпит плохо написанного мазка. Мазок - это самостоятельный и очень значимый элемент росписи, он должен быть четко и тщательно отработан.

Завершающей стадией работы, как всегда в Городце, становится белильная разживка. Белилами пишем круглый глаз коня, параллельными тонкими штрихами обозначаем его гриву, украшаем хвост, мелкими мазочками оттеняем копытца.

Если конь без всадника, то уздечку изображают привязанной к передней поднятой ноге, а сбрую на груди выполняют в форме цветка. Чем больше любит художник своего конька, тем изысканней и нарядней украшает он его сбрую.

Капелькой делаем оживки на груди и крупе коня, и от такой оживки конь становится как бы блестящим и гладким; "сытым", как говорят крестьяне. И это означало не то, что конь хорошенько поел, а то, что он в хорошей форме, Округлый и тонкий одновременно, красивый и холеный. Городецкие кони бывают двух видов, они отличаются только гривами, во всем прочем они всегда одинаковы, кроме мелких незначительных деталей.

Цветы рисуются в три этапа: подмалевок; наведение лепестков; оживки. Городецкие цветы всегда рисуются на цветных кружочках. Когда начинают расписывать работу, вначале рисуют только цветные кружочки (это и есть подмалевок).

Крупный цветок – роза (купавка). На 1 этапе: намечаем носик и с помощью тонкой кисти и вишневой краски нарисуем внутри кружка дугу. Для этого, держа кисть в пальцах отвесно (перпендикулярно деревянной основе, начинаем наводить дугу вначале лишь слегка прикасаясь к основе кончиком кисти, потом делаем сильный нажим на кисть (при этом кисть оставляет широкий плавный след) и завершаем дугу опять тонкой линией. Получается красивая дуга в форме молодого месяца.

На 2 этапе: по краю окружности рисуем — округлые лепестки по форме в точности такие же, как и дуга, только меньшего размера. Получился цветок чем-то напоминающий розу. Следите, чтобы все дуги были округлы и выпуклы, как надутые ветром паруса, чтобы носики у цветков были достаточно крупные.

Средний цветок – розан. На 1 этапе: в центре кружка рисуем основу так называемое яблочко - довольно большой по размеру кружок, выполняемый кистью среднего размера. Далее на 2 этапе по краю окружности рисуем лепестки точно такие же, как и у розы. 23.

Оживки.

Теперь перейдем к третьему этапу: осталось на цветах сделать оживки. Оживки на цветах делают белой краской с помощью художественной кисточки N2 и N3. Кончик кисти осторожно обмакивают в белую гуашь и украшают цветки точками и упругими штрихами. Первым делом ставят белую точку в центре всех носиков, носики и лепестки бутонов и розанов обводим белой дугой, а вокруг носиков розанов – ставим точки. А затем совсем уж изящными штрихами заканчивают оживки на розе (те, которые расположены по «меридианам»).

Другие цветы – нераскрывшиеся бутоны, тюльпан - различные по рисунку, полупрозрачность которых подчеркивается тончайшей белильной штриховкой. Для окончательной отделки цветочных форм наряду с белилами применяется и черный цвет, очень любимый в городецкой росписи.

Листья изображаются в два приема: первый — подмалевок, второй — оживки.

Лист можно написать так: проводим кистью №2 плавную дугу и соединяем концы этой дуги «синусоидой», следя за тем, чтобы листок с одного конца оставался широким. Все листочки с одного бока дугообразные, это — принципиально важная деталь, потому что оживки на листьях проводят черной дугой именно по этому краю листа. Следует следить за тем, чтобы листочки были широки, округлы и упруго растопырены.

Построение остроконечной формы начинается с выполнения скобочки, представляющей собой половинку листа. На влажную остроконечную кисть набрать светло - зеленую краску и начать с легкого касания острием кисти поверхности доски. Сначала кисть пишет острый кончик, затем делается нажим с легким вращением кисти - появляется широкая часть скобочки, затем мазок снова утончается, сходя на нет. Половинка листка готова. Вторая его половинка - встречная скобочка - чуть меньше первой. Ее пишут, стараясь не изменить остроконечного силуэта листа. Теперь закрасьте его зеленой краской, это — подмалевок листа.

Тонкой художественной кистью белой гуашью делаем дугообразные оживки на листьях. Листочки с сильно «оттянутым» кончиком, хорошо компонуются в группы по несколько штук вместе (из одной точки).

Важно заранее продумать, какие декоративные приемы будут использованы на стадии оживок. Так, уверенная и красивая белильная контурная обводка может поправить неудачно сделанную форму листка, придать ему большую легкость.

Заметьте — листочки в городецкой росписи никогда не «прикрепляются» ни к какой ветке, да и «веток»-то никаких в росписи не должно быть.

Каплевидные листики.

Обмакиваем кисть в краску (разведенную до консистенции жидкой сметаны, оправляем кисть о край чашечки, снимая излишки краски, и придаём ей остроконечную форму. Затем, держа кисть строго вертикально между последними фалангами среднего, указательного и большого пальцев, прикоснуться ее острым кончиком и сделать ею короткое плавное, но энергичное движение с нажимом в направлении на себя. В результате получиться прямой каплеобразный мазок-листик.

Простые растительные формы разнообразим путем применения оживок - белой и черной гуашью они украшают городецкие травы и листья, придавая законченность и своеобразное изящество каждой форме.

Можно тонкой белильной линией обвести каждый из листков, можно проложить по центру листка мелкие "жемчужинки", можно обозначить белилами тонкие прожилки листа. Но городецкий мастер не закончит на этом работу, а с помощью графических штрихов "разузорит" живописное пятно. И в изящных зубчиках по краю листка, и в изображении прожилок соединяются два желания мастере: быть ближе к природе, но и не утратить городецкой условности в передаче природной формы.

Орнаментальную рамку рисуем в 2 этапа.

Обмакнуть кисть в краску, используем при этом розовый цвет – белая гуашь и капелька красной, разведенную до консистенции жидкой сметаны, оправить кисть о край чашечки, снимая излишки краски. Обводку делаем полностью всем ворсом кисти. Затем после того как высохнет краска приступаем ко второму этапу. Кончиком тонкой кисточки №1 рисуем орнамент на обводке более тёмным цветом чем обводка. Прямой лёгкий мазочек чередуем со скобочкой.

После высыхания краски изделие покрываем бесцветным лаком.

Публикации по теме:

Исследовательско-творческий проект «Игрушки»Исследовательско-творческий проект «Игрушки» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный Детский сад общеразвивающего вида № 17 "Непоседы".

Исследовательский проект учащихся 4 класса «Цветочные часы» Конкурс исследовательских проектов младших школьников «Юный первооткрыватель» Номинация «Растения вокруг нас» Тема: «Цветочные часы.

Панно «Цветочные мотивы»Панно «Цветочные мотивы» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Сегодня хочу представить вашему вниманию третью композицию под названием "Цветочные мотивы,.

Творческий отчет «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» за 2016–2017 учебный годТворческий отчет «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» за 2016–2017 учебный год Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья! Представляю на ваш суд мой творческий отчет по самообразованию в 2016-2017 учебном году. В.

Творческий отчёт инструктора по физической культуре за учебный год Рассказать хочу коллеги, Как прошёл учебный год! Как мы планы составляли, Может кто наоборот? Пандемия нам немного коррективы привнесла….

Творческий проект «Хлеборобот»Творческий проект «Хлеборобот» .

Творческий проект «Как прекрасен этот мир!»Творческий проект «Как прекрасен этот мир!» Творческий проект «Как прекрасен этот мир!» Актуальность проекта: Одной из важных задач, отражённых в ФГОС является «объединение обучения.

Творческий проект «Кукурузамания»Творческий проект «Кукурузамания» На протяжении двух месяцев длился творческий проект "КУКУРУЗАМАНИЯ" в нашем детском саду - мы помогали развеселить жителей страны Кукурузии.

Творческий проект «Музыкальный уголок»Творческий проект «Музыкальный уголок» «Музыкальный уголок» Автор проекта: музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Шайхелисламова Елена Юрьевна. Актуальность:.

Творческий проект «Скворечник»Творческий проект «Скворечник» Творческий проект "Скворечник"Скворец за морем жил зимой, Теперь вернулся он домой. И рано утром в тишине Запел о солнце и весне. Мы с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учебный творческий проект «Цветочные мотивы»
Опубликовано: 28 апреля 2022 в 16:46
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Учебный творческий проект «Цветочные мотивы»» (включая файлы) размещена пользователем виктория коркишко (УИ 589883) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД