Тазаян Арменуи Анна
Леготехнология и конструирование в ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Учебно-методического комплекта
Конструируя, ребенок действует,
как зодчий, возводящий здание
собственного интеллекта» Жан Пиаже
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности человека.
Публикация «Леготехнология и конструирование в ДО» размещена в разделах
В дошкольном образовании игра – это один из методов обучения воспитанников. Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться делать это самостоятельно. Подчеркивая социальную значимость игрушек, и сравнивая их с мини-предметами реального мира, через которые дети дополняют представления об окружающем, можно сказать готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Дети выполняют действия без сказочности, без удивления, без радости, получают все готовое, им не надо думать и работать над тем, какой получат результат. Игры с готовыми игрушками создают детей-потребителей, а не детей-творцов. Когда, в то же время, даже самый маленький набор строительных элементов, открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь
Особенно этот процесс проявляется в конструировании предметов и сюжетов. В процессе конструирования дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Именно поэтому мы обратили внимание на ЛЕГО-технологию. Данная технология объединяет элементы игры с экспериментированием, дети выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например: Достроить постройку по заданному признаку или по условиям: «Заполни пространство», «Оживи свою модель».
Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют расширению словарного запаса, развитию диалогической и монологической речи, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности дошкольников, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Полностью активизируется мыслительно-речевая деятельность дошкольников. Дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию.
Решаются и многие другие задачи развития дошкольников: развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.
Конструирование имеет особое значение в совершенствовании остроты зрения, точности восприятия цветовой гаммы, тактильных качеств, развитии мелкой моторики рук, восприятии формы и размеров объектов и пространства. Дети пробуют установить, на, что похож предмет, и чем он отличается от других. Овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов. Учатся решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.
Конструирование, как компонент обязательной части учебной программы, внедрение Лего-технологий в образовательный процесс дает возможность для осуществления педагогических задач по образовательными областями. Тем, самым, материал Лего является универсальным и многофункциональным, поэтому он может использоваться в различных видах деятельности.
Мы поняли, что внедрение Лего-технологий в образовательный процесс, кроме названных плюсов ещё дает возможность осуществлению интегративных связей между образовательными областями
Принцип интеграции обеспечивает развитие навыков в образовательных областях
в области здоровье ставятся такие задачи:
-как развитие двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость.
В области социум:
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В области коммуникация:
- Владение речью как средством общения и культуры;
- Обогащение активного словаря;
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества.
В области познание:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
В области творчество:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного, мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- реализацию самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей.
В процессе конструирования дети учатся работать с предложенными схемами (сотрудничать с партнером работать в коллективе).
Цель нашей программы является
формирование творческо-конструктивных способностей и познавательной активности дошкольников посредством образовательных конструкторов и робототехники.
Различают три основных вида конструирования : по образцу, по условиям и по замыслу
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении.
Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности дошкольников. У дошкольников сформируются знания о пропорции, форме, симметрии, прочности и устойчивости конструкции, научаться фантазировать и творчески мыслить.
В основу программы заложены следующие основные педагогические принципы:
• принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
• принцип научной обоснованности и практической применимости.
• принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
• комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
• реализация дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка.
• поддержка инициативы ребенка в детской деятельности;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Также на базе Леготехнологии, нами был создан детско-родительский клуб «Легофантазия». Совместно с родителями, что позволило не только закреплять ранее полученные знания, но и вовлечь родителей в процесс внедрения новой технология.
Цель совместного клуба – формировать навыки совместной деятельности и сотворчества детей и родителей, через лего-технологию и конструирование в ДО.
Задачи клуба:
• Способствовать развитию творческой инициативы родителей.
• Повысить интерес родителей к легоконструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
• Формировать познавательную активность у детей и прививать желание у родителей к совместному сотворчеству.
Применение ЛЕГО - технологии дает возможность родителям участвовать в совместных встречах с детьми на организованных досугах.) Совместная созидательная деятельность «на равных» имеет большой развивающий потенциал. Дает возможность взрослым понять интересы ребенка, помогает раскрыть таланты своего ребенка, почувствовать каждому из участников свою значимость в общем деле
В клубе «Легофантазия проводились мастер-классы, совместные выставки «Наше семейное панно»
Для отслеживания повышения уровня компетентностей у дошкольников в данной программе, проводилась диагностика усвоения программы.
Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста интерпретируются следующим образом. Преобладание оценок «применяет» свидетельствует об успешном освоении детьми требований дополнительной образовательной программы.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки «понимает», следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации дополнительной образовательной программы.
Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «воспроизводит», процесс диагностирования переходит на второй уровень, предполагающий проведение комплексного психологического диагностического обследования.
Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (построек, несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий, беседы, проект.
Просмотрев, оценочные материалы, нами были намечены цели на следующий учебный год, с усложнением заданий соответствующим возрастной категории детей.
Образовательная деятельность по ЛЕГО - конструированию помогает дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире.
В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО - технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре.