Ольга Шевякова
Творчество педагога в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Вообще, творчество – это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.
Творение – это произведение, результат творчества.
Педагогическое творчество ставит перед собой такую сверхзадачу как достижение гармонии взаимоотношений. Недостижимость этого идеала и вечное стремление к нему как ничто другое роднит педагогику и искусство. А. С. Макаренко писал, что хотел бы создать такой мир, в котором можно было бы утонуть. Любой творец создает свой особый мир. Любая педагогическая система и учреждение, на ней основанное, имеют свое стилистическое своеобразие, несущее на себе отпечаток образа творца. То же относится и к индивидуальному творческому почерку конкретного педагога. Традиционные или инновационные приемы и методы работы неизбежно окрашиваются индивидуальными чертами, не сводимыми только к технологии взаимодействия с ребенком. Часто именно эти особенности оказываются решающими, в конечном итоге определяющими успех дела.
Публикация «Творчество педагога в ДОУ» размещена в разделах
Кто же такой творческий педагог?
Безусловно, среди педагогов есть те, кого можно отнести к исследователям. Это разработчики учебников и методических пособий, авторы оригинальных педагогических систем и технологий. Продукт их труда очевиден и потому востребован коллегами. Но эти подлинные творцы никогда не составляют большинства в педагогических коллективах.
Говоря о творчестве педагога, мы имеем в виду научную продуктивность. А именно: неформальное отношение к работе, энтузиазм, проявленный при решении конкретных педагогических задач, в конечном итоге – педагогический оптимизм, окрашивающий деятельность педагога в мажорные тона, позволяющий не впадать в уныние при неизбежных неудачах и верить в конечный успех своего дела. Такое настроение непременно передается детям и вне зависимости от того, работает ли педагог традиционно или осуществляет инновационную деятельность, гарантирует хорошие стабильные результаты педагогического труда. Между прочим, часто требуется изрядная изобретательность и находчивость в решении даже самых мелких, простых вопросов школьной жизни. Один педагог может мгновенно, весело, без особого напряжения организовать силами детей трудовой десант, а другой превратит порученное дело в унылую трудовую повинность. В конечном итоге работа будет выполнена, результат получен, но какая огромная разница в педагогической инструментовке. Стоит ли после этого удивляться тому, что в характеристике первого педагога появится строчка о творческом отношении к делу. В такой оценке констатация реального продуктивного личностного влияния учителя на воспитанников.
Не каждый педагог имеет способности и склонности к написанию книг или созданию оригинальных программ. Требовать это от всех без исключения педагогов едва ли разумно. По большому счету в педагогике трудно создать нечто принципиально новое.
Если обратиться к истории, то буквы из слоновой кости ощупывали еще древние персы. Затем этот передовой педагогический опыт переняли и освоили древние греки. Далее следует перерыв в несколько столетий, прежде чем Мария Монтессори превращает обучение письму в целостную педагогическую систему, постепенно привлекающую к себе внимание и симпатии педагогов всего мира.
Каждый должен заниматься своим делом. Ученые теоретики призваны за-ниматься накоплением педагогических идей, определив при этом, какие из них наилучшим образом отвечают вызовам времени. Дидакты и методисты должны построить на основе этих идей внятные и воспроизводимые педагогические си-стемы и технологии. Прямая и непосредственная задача педагога – талантливо, творчески внедрять их в практику. К сожалению, эта идеальная модель слишком далека от жизни. В настоящее время педагог в полном соответствии с народной пословицей: «и швец, и жнец, и на дуде игрец», причем в буквальном смысле.
Ни наукой единой жива педагогика. Слишком велика роль самого педагога. Мастерство педагога состоит в том, что он не копирует технологии, а применительно к новым иным обстоятельствам искусно использует свои методы и приемы.
Помимо технологичного решения дидактических задач, творческий педагог постоянно осуществляет управление вниманием и эмоциональными состояниями детей. Еще более сложная режиссерско-педагогическая задача – репродукция творческих состояний воспитанников. Развивая творческие способности детей в любой сфере деятельности, педагог дарит ребенку радость переживания того, что психологи называют креативными эмоциями.
Детям необходимы разные педагоги. Еще А. С. Макаренко писал, что коллектив педагогов должен быть собран не случайно и составлен разумно. «Лучше иметь пять слабых воспитателей, объединенных в коллектив, воодушевленных одной мыслью, одним принципом, одним стилем и работающих едино, чем десять хороших воспитателей, которые работают все в одиночку, как кто хочет»