Юлия Чипуляева
Творческо-патриотический проект «Отражение Великой Отечественной войны в детском рисунке»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческо-патриотический проект "Отражение Великой Отечественной войны в детском рисунке"
[/h3]
Подготовила и провела воспитатель 1 категории МБДОУ №43 «Алёнушка» города Невинномысска Чипуляева Юлия Александровна.
Актуальность. Одно из главных событий в истории России - Победа нашего народа в Великой Отечественной войне. Возможной она стала в первую очередь благодаря высокому чувству патриотизма, которое является сутью, духовной составляющей нации. На протяжении всей истории нашей страны дух народа – победителя помогал одерживать верх над неприятелем, мы не покорились ни одному завоевателю. Это чувство, как говорят в народе, с молоком матери передается из поколения в поколение.
Публикация «Творческо-патриотический проект „Отражение Великой Отечественной войны в детском рисунке“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. Рисование к 9 мая
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Рисование. Проекты
- Темочки
Для того чтобы эта связь не прерывалась в душе ребенка, чтобы эмоционально пережив информацию, он мог передать ее в рисунке, освоив при этом новые ступени в развитии своего изобразительного творчества, был реализован проект " Отражение Великой Отечественной войны в детском рисунке ".
В светлые майские дни мы отдаем дань памяти всем, кто своей боевой доблестью на фронте и самоотверженным трудом в тылу выковал Великую Победу. Их бессмертный подвиг учит нынешние поколения верности Родине.
Для того чтобы
1. эта связь не прервалась в душе ребенка, чтобы сформировать у него чувство сопричастности жизни страны, чувства осознания себя ее частицей, для формирования его гражданской позиции,
2. для того, чтобы эмоционально пережив информацию, ребенок мог передать ее в рисунке, освоив при этом новые ступени в развитии своего изобразительного творчества можно осуществить погружение в эту тему, организовав совместную деятельность с детьми: тематические беседы, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций известных художников о Великой Отечественной войне.
При этом у ребенка будут формироваться поисковые способности, интерес к решению поисковых задач, деятельная активность, необходимая для достижения цели, умение самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос, умение работать в команде, что является на сегодняшний момент актуальным.
1 этап -
Выбор темы
На первом занятии дети обратили внимание на выставку репродукций:
1. Пузырьков «Солдаты»;
2. П. Кривоногов «Победа»
3. А. Горский «Без вести пропавший»
4. А. Лактионов «Письмо с фронта»
5. В Костецкий «Возращение»
6. А. Ткачев «Дети мира»;
7. А. Дейнека «Оборона Севастополя»;
8. К. Антонов «Победители»;
9. Г. Коржов «Проводы»;
10. Б. Иогансон «Праздник Победы»;
11. Н. Орынба «Первый подвиг»;
12. К. Юон «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»;
13. А. Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года
-выставку фотографий;
-работ художников иллюстраторов:
-фотографии скульптурных композиций, посвященных ВОВ:
1. Скульптурный комплекс «Хатынь»;
2. Мамаев курган;
3. Монумент Славы.
Предложенные материалы вызвали у детей живой интерес, они поняли, что это про войну, с увлечением стали обсуждать увиденное, делиться впечатлениями.
Стали задавать вопросы:
- что это за сражение?
- почему солдат несет раненого?
- почему дедушка держит на руках мальчика?
- почему мальчик прячется в лесу и т. д.
- что это за знамена с крестами, которые опустили солдаты?
Удивлялись, тому, сколько людей на Красной площади во время салюта, интересовались, зачем на улицах города «ежи» и т. п.
К моменту завершения знакомства с предложенными материалами спросили: «А мы сегодня будем рисовать про войну?»
-Да.
Детям предлагается нарисовать рисунок на тему войны.
По окончании занятия дети показали заинтересованность темой, спросили, что про войну будем рисовать в следующий раз. В ответ на их пожелания я предложила подумать об этом самостоятельно, вместе с родителями, собрать информацию, материалы.
2 этап -
Выбор темы
Все участники проекта – родители, дети, воспитатели начали сбор сведений, информации, материалов. Это были:
- справочная литература;
- художественные произведения;
- иллюстрации художников-иллюстраторов;
- репродукции картин художников о Великой Отечественной Войне;
- художественные фотографии скульптур, мемориальных комплексов, памятников;
- просмотр художественных фильмов;
- беседы с родителями, просматривание семейных архивов, фотографий.
На втором занятии, когда поисковая деятельность шла полным ходом при ответе на вопрос: «Что бы вы хотели еще нарисовать?», были определены содержательные направления изобразительной деятельности:
- техника военная;
-сражения;
-солдаты, ветераны;
-победа, салют;
-что-нибудь еще интересное.
3 этап -
Выбор проекта
Дети пришли к выводу, что результатом совместной поисковой, творческой деятельности могут быть рисунки для выставки к празднику 9 мая в детском саду.
Совместно с детьми было решено сделать выставку «Спасибо деду за Победу».
В результате противоречия между желанием детей подготовить выставку и их реальными возможностями возникла проблема.
Решению этой проблемы способствует реализация
проекта «Отражение Великой Отечественной войны в детском рисунке».
Цель проекта :
-Формировать патриотические чувства;
-Развивать детское творчество и изодеятельность через знакомство с моментами истории Победы;
-Дать ребенку почувствовать себя реальным участником жизни страны, участником празднования Дня Победы;
-Формировать интерес к решению поисковых задач, развивать конструктивное мышление, воспитывать самостоятельность, развивать творческую активность.
- Привлечь родителей к участию в проекте;
- Осуществить возможность совместной поисковой деятельности родителей, воспитателей, детей.
Продолжительность проекта : 1 месяц
Возраст детей: 6- 7 лет.
4 этап-
реализация проекта
В результате продумывания с детьми первой темы (это произошло на второй нашей встрече) пришли к решению начать рисовать с воздушного сражения. В дальнейшем темы занятий определялись совместно в конце работы над предыдущим рисунком и являлись вектором совместной поисковой деятельности.
1. «Не смеют крылья черные над Родиной летать…»
Цели занятия: Способствовать формированию умения передавать настроение, эмоциональное состояние боя с помощью цвета, с помощью изображения неба в рисунке; развивать эстетическое восприятие; закреплять технику рисования гуашью, технику смешивания цветов, технику равномерного закрашивания; воспитывать аккуратность, усердие, терпение. Способствовать формированию умения изображать военные самолеты; развивать навык сюжетного рисования, умение размещать изображение на листе, передавать ритм, динамику боя с помощью приема «отпечатка колес»;
2. По стихотворению А. Твардовского «Рассказ танкиста».
Цели занятия: способствовать формированию умения передавать свои впечатления от прочитанного в рисунке, создавать образ героев литературного произведения; с. ф. у. рисовать танк; развивать навыки сюжетного рисования; воспитывать внимание, терпение, аккуратность.
3 .«…Должен был я взять Рейхстаг
И над всей планетой
Водрузить победный флаг
Пламенного цвета!»
Цели занятия: Развивать эстетическое, цветовое восприятие, способствовать формированию умения подбирать нужные цвета и оттенки; закреплять технику закрашивания листа цветными карандашами, восковыми мелками. Способствовать формированию умения передавать содержание изображения в форме силуэтного рисования, с. ф. у. передавать победное настроение, создавать образ воина-победителя, изображать исторические реалии того времени; развивать творчество детей, навыки изобразительной грамотности.
4.«Праздничным утром никто не забыл
Цветы положить у солдатских могил»
Цели занятия: Способствовать формированию умения создавать образ ребенка, несущего цветы к памятнику; закреплять технику рисования гуашью, развивать умение изображать человека в задуманной позе, развивать воображение, творческие способности.
5.«Салют Победы»
Цели занятия:
Способствовать формированию умения переносить свои впечатления от праздничного салюта в рисунок; закреплять умение рисовать по памяти; развивать творчество, воображение; закреплять технику рисования пастелью, акварелью; развивать эстетическое восприятие.
6. «Спасибо дедам и отцам
За мир, подаренный всем нам».
Цели занятия: Способствовать формированию умения рисовать свой портрет, передавая художественные особенности; изображать голубя в соответствии с замыслом, развивать творческое воображение, фантазию, технику рисования гуашью, композиционные представления.
7. Плакат «Символы Победы».
Цели занятия: Познакомить детей с плакатной живописью; с. ф. у. создавать изображения в данном жанре; развивать технику равномерного закрашивания, четкого, аккуратного проведения линий; воспитывать усердие, терпение.
8. «Вот снова мирно светит солнце
И нежная сирень стучит в оконце».
Цели занятия: Познакомить детей с новой техникой-«тычок» ватной палочкой для изображения кисти сирени; закреплять умение смешивать цвета для получения нужных оттенков; развивать цветовое восприятие, воспитывать усердие, внимание.
5 этап -
Выход проекта
В результате осуществления проекта
возрос интерес, информированность детей по вопросам истории Победы;
получили свое развитие патриотические чувства детей;
возросла творческая активность, навыки изодеятельности в рисовании на тему войны и Победы;
проведен праздник-презентация проекта с участием родителей «День Победы»;
в качестве выхода создана выставка «Спасибо деду за Победу», которая стала частью проведения празднования Дня Победы в детском саду : сопровождала проведение тематических занятий, стала одним из источников праздничной атмосферы в саду, стала дополнением групповых проектов, дала возможность детям почувствовать себя реальными участниками жизни сада, страны; вызвала у детей чувство удовлетворенности, гордости за приведение своих планов в исполнение, вызвала желание и далее участвовать в подобных проектах, стала стимулом для развития гражданской позиции, деятельной активности.