Юлия Мокрушина
Творческо-информационный проект «SOS — леса в огне»
▼ Скачать + Заказать документы
Врамках работы над проектом "Маленький экономист" по теме "Ограниченность ресурсов" был реализован творческо-информационный проект "SOS - леса в огне"
Паспорт проекта
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.
Образовательная область: ознакомление с окружающим: природное окружение, экологическое воспитание, экономическое воспитание.
Публикация «Творческо-информационный проект „SOS — леса в огне“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Пожар в лесу. Бережем лес от пожара
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность темы.
Лесные пожары, бушующие этим летом в России, не только уничтожили целые деревни, но повредили и уничтожили ценные деревья в лесах, пагубно влияя на возобновление экоресурсов. Экологи считают, что на восстановление пострадавших от огня лесов могут потребоваться десятки и даже сотни лет.
Таким образом, основной вопрос
проекта: помочь подрастающему поколению осознать экологическую проблему лесных пожаров и значение охраны леса, охраны природных ресурсов.
Цели проекта.
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «SOS – леса в огне».
Задачи проекта:
•Сформировать у детей знания о причинах возникновения лесных пожаров.
Обогатить словарь детей, способствовать развитию связной речи.
•Обучить правильным действиям при возникновении лесного пожара.
•Способствовать развитию умения самостоятельно добывать знания из различных источников: средства массовой информации, художественная и познавательная литература, экспериментальная деятельность.
•Воспитывать сочувствие чужому горю, желание помочь пострадавшим.
Предполагаемый результат:
•Дети получат первичные представления о причинах возникновения лесных пожаров, их последствиях, об охране природных богатств.
•Познакомятся с методами исследования.
•Овладеют моделью поведения при обнаружении очага лесного пожара.
Предварительная работа:
•Поисковая работа воспитателя по подбору материала.
•Чтение художественной литературы: И. Демьянов «Коробок-чёрный бок», К. Паустовский «Барсучий нос», Е. Хоринская «Спичка-невеличка», Т. Фетисов «Куда спешат пожарные машины», А. Шевченко «Как ловили уголька», Л. Толстой «Пожарные собаки
Знакомство и разучивание пословиц, частушек о пожаре.
Роль родителей в реализации проекта: создание агитлистовок «НЕТ лесным пожарам!»
Продукт проекта:
•Создание с детьми лесоохранных знаков.
•Проведение экологической игры «Берегите лес от пожаров!»
•Оформление журнала детской исследовательской деятельности «Лес и пожары»
Основные направления
реализации проекта
1. Постановка проблемы:
«Экологическая тревога – леса в огне»
2. Познавательная деятельность.
Цель: Закрепить знания детей о причинах возникновения лесных пожаров и правилах пожарной безопасности.
3. Опытно-исследовательская деятельность.
Провести исследование с детьми по изучению свойств почвы.
4. Поисково-исследовательская деятельность.
Последствия лесных пожаров.
5. Решение проблемных ситуаций. Экологическая игра «Чудо – дерево»
6. Практическая деятельность.
«Разработка лесоохранных знаков»
7. Экологическая игра «Берегите лес от пожаров»
8. Выставка агитлистовок «НЕТ пожарам в лесу»
Непосредственно образовательная и самостоятельная деятельность детей
Вхождение в проблему: дети решают вопрос о том, по каким причинам горят леса, что из-за этого может произойти. Составление схемы «Значение леса для человека»
Заслушивают информацию пожарного о причинах лесных пожаров и их последствий.
Разрабатывают карты-памятки «Почему горит лес»
Дети проводят опытно-исследовательскую деятельность:
- составляют макет «этажи почвы»;
- наблюдают, из чего состоит верхний слой почвы;
-проводят эксперимент по горению почвы;
- выясняют, что верхний слой почвы разрушить очень легко, а восстанавливается он в течение столетий.
Находят из различных источников информацию о последствиях лесных пожаров. Разрабатывают карту-памятку «Лес сгорел - что дальше?»
Участвуют в экологической игре, решают проблемные ситуации, разрабатывают правила поведения в лесу.
Составляют план-схему «Правила пожарной безопасности в лесу»
Разрабатывают лесоохранные знаки, зарисовывают их.
Рисуют агитлистовки совместно с родителями, участвуют в оформлении выставки.
Отчёты по этапам работы над проектом.
Творческо-информационный проект «SOS- леса в огне» рассчитан на две недели с детьми старшего дошкольного возраста.
Содержание проекта соответствует разделам «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой. Проект составлен в соответствии с перспективным планированием и лексической темой в группе для детей с общим недоразвитием речи, и тематическим планом по проекту "Маленький экономист"
Весь проект разделён на три этапа.
На первом этапе совместно с детьми была сформулирована экологическая проблема и пути её решения.
Во время второго этапа дети совместно с педагогом решали эту проблему через практическую деятельность.
На третьем этапе дети проводили презентацию исследовательской деятельности.
В течение всего проекта проводилась экспериментальная деятельность по изучению свойств земли, велась исследовательская деятельность с использованием различных методов исследования. Поднимались и решались проблемные вопросы и ситуации, моделировались различные схемы.
Во время проекта «SOS- леса в огне» дети закрепили знания о причинах возникновения лесных пожаров и правилах пожарной безопасности, познакомились со свойствами земли, узнали из каких «этажей» она состоит, смоделировали карты-памятки «Причины возникновения пожара», «Лес сгорел - что дальше?» и план-схему «Правила пожарной безопасности в лесу».
Проект помог привлечь внимание детей к экологической проблеме лесных пожаров, значению охраны леса.
Благодаря работе над проектом, у детей сформировались прочные знания по этой теме, а также возник новый проблемный вопрос «Кому нужна земля и кто может без неё обойтись?»