Черепанцева Галина
Творческо-игровой проект в средней группе «Народный праздник на Руси. Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Липецк № 139
Творческо- игровой проект
в средней группе
«Народный праздник на Руси. Масленица.»
Подготовили воспитатели:
Черепанцева Г. В.
Паспорт проекта
Вид проекта :
Творческо-игровой.
Участники проекта :
Воспитатели, дети второй младшей группы, музыкальный работник.
Публикация «Творческо-игровой проект в средней группе „Народный праздник на Руси, Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Срок реализации:
Краткосрочный (неделя)
Актуальность проекта :
Россия богата своими традициями, народными праздниками.
Масленица один из самых радостных и светлых праздников.
Приобщение детей к истокам русской культуры и, непосредственное участие в празднике, оставляет более полное и глубокое представление.
Проект рассчитан на соприкосновение детей и взрослых с древнерусскими традициями, способствует укреплению взаимопонимания и толерантности в ДОУ.
Цель проекта :
Приобщение детей к традициям и обычаям русского народа.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с традициями масленичных гуляний;
- формировать уважительное чувство к Родине;
- развивать творческие способности и воображение через
музыкальную, игровую и творческую деятельность.
Развивающие:
-воспитывать интерес, внимание, память и мышление;
-улучшать физические качества здоровья;
-совершенствовать танцевальные, игровые и творческие навыки;
-продолжать расширять словарный запас.
Воспитывающие:
-развивать коммуникативные навыки и качества (умение помогать друг другу, общаться друг с другом)
-воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору;
-продолжать воспитывать основы духовности и нравственности ребенка.
Вид проекта :
Групповой, игровой, творческий.
Интеграция:
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Ожидаемый результат:
- Дети должны получить первичное представление о празднике Масленица, через народные игры, обряды.
-Развить творческие способности через продуктивные виды деятельности.
-Взрослые и дети должны получить эмоциональное удовлетворение от совместного участия в праздновании Масленицы.
Формы реализации проекта :
-Беседы, общение.
-Чтение художественной литературы.
-Слушание и разучивание народного фольклора.
-Игры.
-НОД.
-Продуктивная деятельность.
-Беседы.
-Работа с родителями.
-Развлечение.
Этапы проекта :
1. Подготовительный.
-Составить план совместных действий, поиск, сбор информации.
-Подбор материала и написание конспектов по плану мероприятий.
-Работа с родителями: Изготовление музыкальных инструментов, приготовление выпечки: блинов, печенья и пирогов.
-Папка-передвижка на тему: «Рецепты блинов к Масленице».
2. Основной.
-Знакомство с традициями праздника «Масленица».
-Разучивание подвижных, малоподвижных, хороводных и пальчиковых игр.
-Чтение и разучивание закличек, стихов и песен.
-Загадывание загадок.
-Изготовление кукол из носового платочка.
3. Заключительный.
-Организовать выставку работ детей для родителей.
-Развлечение.
-Фотоотчет.
Реализация проекта.
Понедельник.
Утро.
Разговор о главном. Тема: «Масленица пришла.»
Цель: познакомить детей с традициями русского народа.
Ход беседы:
-Ребята, Масленица-веселый народный праздник, который появился очень давно. Люди его очень полюбили, поэтому празднуют каждый год. Масленица продолжается целую неделю-семь дней. Во время масленичной недели люди празднуют окончание зимы. Этот праздник посвящен проводам зимы.
Масленица идет, блин да мед несет.
Название «Масленица» получила за то, что люди ели масло, молочные продукты и блины. Блин-символ солнышка. Такой же круглый и горячий.
Без блинов -не Масленица.
Блины – солнцу родственники.
Празднование начиналось в понедельник (с детьми закрепляем слово «понедельник»). Назывался это день- «Встреча». В этот день делают чучело, строят снежные горки, пекут блины.
Во вторник- «Заигрыши» (повторяем с детьми второй день недели-вторник). В этот день строили крепости для игр. Вспоминали заигрыши.
Третий день- среда (-Среда, дети третий день недели, повторите- среда). «Лакомка» назывался этот день. В этот день все ходили друг другу в гости. Блины пекли разные: гречневые, пшеничные; с медом, сметаной, вареньем и красной икрой.
- Круглый и румяный
На масле со сметаной
Не наешься ты одним,
Слишком вкусный этот….(блин).
-Правильно, ребята.
Четвертый день (в четверг) был самый веселый день- «Разгул». Возили чучело по дворам, пели песни, начинали калядовать.
-Ребята, давайте с вами поиграем в «Карусель».
Цель игры: разучить новую народную подвижную игру.
Еле, еле, еле, еле.
Завертелись карусели
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише не спешите
Карусель остановите!
Раз, два, раз, два-
Вот закончилась игра.
-Пятница- пятый день недели (повторяем с детьми название дня недели) назывался «Вечерки». Теперь папа приглашает бабушку на блины.
-Шестой день (суббота) «Посиделки». Ходят друг другу в гости.
-На седьмой день, в воскресенье, сжигают Масленицу, прощаются с зимой. В этот день все просили друг у друга прощения. Прощеное воскресенье!
Масленица -прощай!
А на то год приезжай!
-Так заканчивалась Масленица. Ребятки, а теперь давайте с вами сделаем большое солнышко из наших ладошек. (из бумаги сделан большой желтый круг, дети делают отпечатки ладошек на бумаге при помощи краски).
-Вот и получилось у нас красивое солнышко- символ весны.
Воспитатель сопровождает рассказ показом иллюстраций и фотографий по теме праздника.
2-я половина дня.
Разучивание народной игры «Гори, Солнце, ярче!»
Цель: разучить народную подвижную игру.
Гори, Солнце, ярче! Дети ходят хороводом, подходя все ближе к Солнцу.
Летом будет жарче.
А зима теплее, Кланяются Солнцу, отходят, расширяя круг.
А весна милее.
-Горю! Дети в рассыпную. Солнце догоняет.
Вторник.
Утро.
Загадывание загадок про весну.
Цель: познакомить детей с новыми загадками.
Была белая да седая,
Пришла зеленая, молодая. (Зима, весна).
Сели детки на карниз и растут все время вниз. (Сосульки).
Заря-заряница.
Красная девица.
Травку выпускает.
Росу расстилает. (Весна).
На прогулке.
Подвижная игра «Карусель».
Цель: разучить новую народную подвижную игру.
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише -не спешите,
Карусель остановите.
Раз, два,
Раз, два,
Вот и кончилась игра.
2-я половина дня.
Чтение и заучивание закличек.
Цель: активизировать словарный запас детей.
Солнышко- ведрышко, Широкая Масленица!
Выгляни в окошечко! Мы тобою не нахвалимся,
Солнышко, нарядись! Приезжай к нам в гости
Красное, покажись! На широкий двор
Солнышко- колоколнышко, С детьми поиграть
Ты пораньше взойди, На горках кататься.
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать.
Подвижная игра «Вокруг домика хожу»
Цель: разучить народную подвижную игру.
Вокруг дома хожу Дети стоят в кругу.
И в окошечко гляжу, Ребенок ходит по кругу.
К одному подойду Подходит сзади, тихонько стучит по спине.
И тихонько постучу.
-Кто там?
-Это я ….
-Что угодно?
-Давай побегаем! Дети встают друг к другу спиной, по сигналу
бегут в разные стороны по кругу. Кто добежал
первым, встает на пустое место. Другой ребенок
-ведущий.
Среда.
2-я половина дня.
Совместная деятельность воспитателя и детей.
Прослушивание народной песни.
Цель: приобщать детей к культуре наших предков через музыкальную деятельность.
«Блины» русская народная песня.
Мы давно блинов не ели
Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
На поднос она кладет
И сама к столу несет.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Прослушивание песни сопровождается выполнением танцевальных движений.
Выполнение танцевальных движений по желанию.
Четверг.
НОД. Конструирование.
Тема: «Изготовление из платочка куклы- Масленицы».
Цель: изготовление поделки на праздник из подручного материала (платочка).
Задачи:
-продолжать знакомить детей с народным праздником Масленица;
-обучать детей умению обматывать веревочкой ватный валик, формируя голову куклы;
-совершенствовать навыки завязывания узелков;
-развивать воображение.
Материалы:
-носовой платочек;
-ватный валик;
-веревочка.
Вводная часть.
Дети стоят в кругу.
Сюрпризный момент.
Воспитатель прячет за спиной сделанную из платочка куклу. Вытаскивает из-за спины ( кукла надета на руку: голова - на средний, руки на мизинец и большой пальцы, обращается к кукле:
«Дорогая наша гостья, Масленица,
Авдотья Ивановна!
Дуня белая, Дуня румяная,
Гостья важная, долгожданная!»
-Здравствуйте, дети! (воспитатель озвучивает куклу)
(Дети отвечают приветствием)
-Дети- это Авдотья Ивановна, Масленица- боярыня- сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, тридцати братьев сестра. К нам в гости пришла, праздник с собой принесла.
Ход НОД.
-Пришла к нам Авдотья Ивановна, чтобы вы, ребята, помогли подружек ей найти. Масленицу, которую в старину делали своими руками не сжигали, а хранили весь год. Поможем Дуне, ребята? Сделаем ей подружек- Маслениц?
(Воспитатель разговаривает от имени куклы, обыгрывая все ее действия.)
-Ребята, а наша Масленица хочет узнать, готовы ли вы к празднику? Знаете ли вы заклички масленичные?
(Дети вместе с воспитателем проговаривают закличку «Солнышко-ведрышко.»)
- Молодцы, ребята! Авдотье Ивановне очень понравилось, как вы заклички проговорили.
- А сейчас, дети, я вам покажу, как мы будем делать подружек -маслениц. Посмотрите, что я сейчас буду делать? Я вам покажу, как платочек в подружку для Авдотьи превращается?
Дети садятся за столы, на которых разложены платочки, ватный валик и веревочка.
-Ребята, давайте мы с вами подготовим наши пальчики к выполнению кукол.
( Пальчиковая игра: «Солнышко проснулось».
Пальцы -лучики проснулись, Сжимать пальцы в кулачки и обратно.
Наклонились, потянулись,
Быстро встали на зарядку,
рассчитались по порядку.
-Дети, что у вас лежит на столах? (Ответы детей).
Воспитатель показывает, сопровождая слова действиями.
-Давайте вместе с вами сделаем Дуне ее подружек.
Изготовление куклы по образцу педагога, под его руководством. В помощь можно привлечь помощника воспитателя, т. к. дети еще маленькие, не у всех получиться завязать веревочку, узелки.
Заключительная часть.
-Вот и получились наши подружки- красавицы.
Авдотья Ивановна очень довольна вами и подружками.
Давайте наденем куколок на ручки и потанцуем вместе с Дуней. (Воспитатель включает русскую народную мелодию «Как на тоненький ледок»)
Понравилось Авдотье Ивановне у нас. Давайте скажем ей до свидания!
-Ребята, что мы сегодня с вами делали? (Воспитатель выслушивает ответы, помогает, если надо, с ответами)
-Вам понравилось занятие?
2-я половина дня.
Пальчиковая игра: «Стала Маша гостей созывать».
Стала Маша гостей собирать Дети хлопают в ладоши.
И Иван приди Указательным пальцем правой руки
И Степан приди гладят по пальцам, начиная с большого.
Да и Андрей приди
Да и Матвей приди
А Митрошечка Мизинец покачать.
Ну,пожалуйста!
Стала Маша Хлопают в ладоши
Гостей угощать
И Ивану блин, Ладонь вверх, нажимать на каждый палец
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке Нажимает на мизинец 4 раза
Мятный пряничек.
Стала Маша
Гостей провожать Хлопают в ладоши
Прощай, Иван! Загибают пальцы по очереди, начиная с
Прощай, Степан! большого.
Прощай, Андрей!
Прощай, Матвей!
А Митрошечка-
До свидания!
Пятница.
Развлечение на тему: «Широкая Масленица».
Цель: формирование представлений о русском народном празднике- масленице.
Задачи:
- обогащать словарь детей новыми словами;
-активизировать речевое развитие;
-развивать увлечение русскими народными играми;
-воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа;
-приобщать детей к нашей культуре через активную музыкальную и игровую деятельность;
-воспитывать основы духовности и нравственности ребенка.
Ход развлечения.
Звучит хоровод «Вот уж Зимушка проходит». Дети встают в хоровод.
Воспитатель: Эй, ребята- молодцы, удалые удальцы! Сегодня мы с вами собрались зиму провожать, да весну встречать. Ну-ка, мы повеселимся, в хороводе порезвимся!
Дети вместе с воспитателем встают в круг. Выполняют пляску- хоровод
«Выпал беленький снежок» под русскую народную мелодию «Как на тоненький ледок».
Выпал беленький снежок, Идут по кругу хороводом.
Соберемся все в кружок. Останавливаются, топают ногами.
Все топаем,
Все топаем.
Будем весело играть, Делают «фонарики».
Будем ручки согревать.
Все похлопаем, Хлопают в ладоши.
Все похлопаем.
Если холодно стоять,
Мы похлопаем опять. Хлопают в ладоши.
По коленочкам,
По коленочкам.
Чтобы стало нам теплей,
Будем прыгать веселей. Прыгают на месте.
Все попрыгаем,
Все попрыгаем.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель. Молодцы, ребята! А что же люди празднуют на Масленицу? Давайте вспомним. А для этого я загадаю вам загадки. Вы любите загадки?
День прибывает. Когда это бывает? (Весной).
Она приходит с ласкою
Таит снежок, ожил лужок.
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет. (Весна).
-Да, ребята, на Масленицу люди прощаются с зимой, встречают весну.
В группу входит Масленица под песню «А мы Масленицу дождались».
Масленица. Здравствуйте, ребята дорогие, маленькие и большие.
Я – Масленица- кривошейка
Встречайте меня хорошенько,
Сыром, маслом, калачом
И румяным пирогом!
Воспитатель. С добром и миром тебя встречаем. Вставайте, дети в круг. Поиграем с Масленицей в игру «Гори, Солнце, ярче!».
Масленица. Молодцы, ребята! А знаете ли вы заклички масленичные?
Воспитатель. Конечно, знают.
-Широкая Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
-Ты прощай, прощай,
Наша Масленица :
Ты не в среду пришла, и не в пятницу,
Ты пришла в понедельник,
Всю неделю веселье!
-Уходи, зима! Приходи, Весна!
Прощай, Зима! Прощай, Масленица!
-Приди, Весна-красна!
Принеси нам тепла!
Приди, погода ясная!
Приди, Солнце ясное!
-Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!
Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!
Заклички проговариваются детьми вместе с воспитателем.
Воспитатель. Как при сказочном царе, при Горохе
Шли веселою гурьбой скоморохи,
Несет Иван большой барабан,
У Виталика с Семеном-шумовики,
У Дамира- свистушка,
У девчат- ложки звонкие да платочки веселые!
Дети берут свои инструменты, встают в рассыпную.
Звучит русская народная мелодия «Светит месяц, светит ясный».
Ребята играют на музыкальных инструментах. После выступления воспитатель собирает
их в коробку.
Воспитатель. Понравилось тебе Масленица? А поиграй-ка с нами еще в игру!
Дети вместе с воспитателем и Масленицей играют в игру «Карусель». Садятся на стульчики.
Воспитатель. Боярыня-Масленица, подарила ты нам праздник! Привела с собою весну! Потчуешь блиночками сыновей и дочек! Веселись народ, чтобы сытно жить весь год! Веселье наше продолжаем, на блины всех приглашаем!
Воспитатель показывает поднос с блинами. Дети встают в рассыпную и поют русскую народную песню «Блины».
Воспитатель. На этом наш праздник закончился! Прощай, Масленица! Ждем тебя через год!
Воспитатель приглашает всех гостей и детей за накрытые столы.
Используемая литература:
Кенеман А. В., Осокина Т. И. «Детские подвижные игры СССР…», Просвещение 1988г.
Мельникова Л. И. «Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении», ООО «Гном-Пресс» 2000г.
Князева О. Л. «Как жили люди на Руси?», С. Петербург-1999г.
Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Круглов Ю. Г. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Просвещение,1971г.
Интернет.