Петрова Любовь
Творческий проект «Умелые ручки»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида
«Детский сад № 12 «Теремок»
Творческий проект с детьми «Умелые ручки»
Составили и провели: Стрекаловская Ирина Геннадьевна
Петрова Любовь Николаевна
Творческий проект с детьми «Умелые ручки».
По продолжительности: проект долгосрочный.
Актуальность.
Публикация «Творческий проект „Умелые ручки“» размещена в разделах
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. А. М. Горький писал: «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга»
Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. Рисование, которым любят заниматься дошкольники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие мальчиков и девочек в домашних делах, ежедневная гимнастика, пальчиковая гимнастика – вот краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье.
В современном обществе развитие цивилизации способствует облегчению бытовой занятности. Сейчас по большому счёту в ручную не стирают, не замешивают тесто, не режут овощи. Всю работу можно доверить бытовой технике. Родители редко привлекают детей к перебиранию крупы, сортировке овощей, фруктов. Дошкольники носят универсальную одежду: футболки, толстовки, куртки, где не надо застёгивать пуговицы. Босоножки, ботинки, сапоги, где исключено шнурование. Шапки – без завязок. В итоге ребёнка ограничивают в двигательной активности пальцев рук.
Если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Современному школьнику очень нужны умные руки. Развитый мозг ребенка и неразвитая рука «шестилетки» - это вполне закономерное при современном образе жизни явление. Так в ходе наблюдений за детьми нашей группы, мы выявили, что данная проблема актуальна.
Развитие мелкой моторики это общая задача родителей и педагогов. Однако родители не достаточно уделяют этому внимания. Поэтому перед педагогами стоит важная задача: выстроить совместную работу по развитию мелкой моторики и ручной умелости детей.
Большие возможности для развития ручной умелости представляет изобразительная деятельность. Изучив потребности родителей и предпочтения детей в продуктивных видах деятельности, оказалось, что нетрадиционные техники пластилинография и ниткография доступны детям и позволяют быстро достичь желаемого результата, а также вносят определенную новизну в творчество детей, делают его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами. Поэтому педагоги группы решили создать и реализовать проект «Умелые ручки».
Цель проекта :
Развитие мелкой моторики рук и ручной умелости у детей 5-6 лет через овладение приемов нетрадиционных техник изобразительной деятельности – пластилинография, ниткография.
Задачи:
1. Образовательные:
- Освоить простейшие действия с пластилином, нитками;
- Формировать умения последовательности выполняемых действий по алгоритму и словесному объяснению педагога;
- Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки.
2. Развивающие:
- Развивать наглядно-действенное мышление, внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать художественный вкус, творческое воображение.
- Развивать ручную умелость обеих рук, способность работать двумя руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
- Развивать образное восприятие.
3. Воспитательные:
- Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам изобразительной деятельности (пластилинография, ниткография).
- Совершенствовать навыки аккуратной работы, содержать в порядке рабочее место.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
4. Во взаимодействии с родителями: выстроить совместную работу по развитию мелкой моторики и ручной умелости детей.
5. Пополнить «Уголок художественного творчества» материалами для самостоятельной деятельности детей в техниках пластилинография, ниткография.
Основное содержание проекта.
Для детей: Непосредственно - образовательная деятельность «Подарок детскому саду», совместная деятельность, самостоятельная деятельность детей, выставки работ, экскурсия, конкурсы.
Для родителей: Консультации, беседы, мастер-класс, творческая мастерская, участие родителей в фотовыставке «Мой творческий уголок дома», выставки.
Ресурсы и условия реализации проекта.
Для реализации нашего проекта нам понадобилось следующее оснащение:
1. Нормативно-правовые ресурсы: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Закон Российской Федерации "Об образовании".
2. Информационные ресурсы: методическая литература по вопросу приобщения детей старшего дошкольного возраста к нетрадиционным техникам изобразительной деятельности (пластилинография, ниткография); интернет-ресурсы.
3. Материально-технические ресурсы: материалы к НОД и совместной деятельности с детьми, использование ИКТ.
4. Условия реализации проекта : группа, МУ ДО «Центр дополнительного образования МО «Котлас».
Партнёры.
МУ ДО «Центр дополнительного образования ГО «Котлас».
Основные этапы реализации проекта.
Реализация проекта осуществляется в ходе нескольких этапов: Подготовительный этап:
- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств.
- сбор информации по теме: изучение методической литературы по вопросу приобщения детей старшего дошкольного возраста к нетрадиционным техникам изобразительной деятельности (пластилинография, ниткография).
- подготовка материала и оборудования.
- составление плана работы
- информация для родителей о предстоящей деятельности.
Ответственные: воспитатели группы.
Основной этап: реализация проекта.
Ответственные: воспитатели группы, работники ЦДО.
Образовательная область Тема и цель деятельности Дата Ответственный
Непосредственно - образовательная деятельность
Познавательное развитие
Социаль
ное, Речевое,
Художественное-эстетическое развитие «Подарок детскому саду»
Цель: Формировать желание у детей делать подарки в день рождения.
Задачи: Уточнить знания детей об обитателях аквариума.
Учить создавать из отдельных элементов композицию, обитателей аквариума, используя техники исполнения работы – ниткографию и пластилинографию.
Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения.
Способствовать развитию творческого воображения детей, через использование в работе дополнительных материалов.
Развивать ручную умелость обеих рук.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Воспитатели
Совместная деятельность
Социально – коммуникативное развитие
Ознакомительная экскурсия в библиотеку.
Цель: Познакомить детей с функциями библиотеки.
Формировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний;
Воспитывать бережное отношение дошкольников к книге и уважение к труду взрослых, обучить правилам обращения с книгой.
Воспитатели
Библиотекарь
Социально – коммуникативное развитие Беседа: «Какие бывают книги?».
Цель: Развивать устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям.
Обогащать представления детей о разнообразии книг, жанрах произведений.
Закреплять правила культурного обращения с книгами. Воспитатели
Речевое развитие Чтение загадок, пословиц о книгах.
Цель: Учить понимать переносные значения образных выражений. Закреплять знания о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм. Воспитатели
Социально – коммуникативное развитие Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
Цель: формировать представления детей о библиотеке, закрепление знаний об окружающем мире, умение развивать сюжет игры, развивать коммуникативные навыки через организацию сюжетно – ролевых игр,
воспитывать бережное отношение к книге. Воспитатели
Речевое развитие Чтение рассказа А. Баркова и Р. Сурьянинова «Откуда пришла книга».
Цель: Познакомить детей с последовательными этапами создания книги, через восприятие художественной литературы. Библиотекарь Воспитатели
Речевое развитие
Чтение взрослым произведения С. Я. Маршака «Как печатали вашу книгу»
Цель: Расширять представления об изготовлении книг и профессиях людей через восприятие художественной литературы.
Воспитывать бережное отношение дошкольников к книге и уважение к труду взрослых, обучить правилам обращения с книгой. Воспитатели
Совместная деятельность детей и родителей.
Социально – коммуникативное развитие Изготовление книжек - самоделок
Цель: привлекать родителей к работе по приобщению дошкольников к художественной литературе.
Способствовать развитию творческих замыслов.
Укреплять взаимоотношения ДОУ с семьёй. Воспитатели
Результативный этап:
В заключительной части проекта участниками организована в группе выставка «Умелые ручки».
Цель выставки: развитие эстетических чувств художественного восприятия художественно-творческих способностей.
Вовлечь родителей в совместную работу по развитию мелкой моторики и ручной умелости детей.
Ответственные: воспитатель, дети, родители.
Продукт проектной деятельности
Детские работы выполненные в технике пластилинография, ниткография, выставка «Умелые ручки», фотовыставка «Мой творческий уголок дома», картотека «Пальчиковая гимнастика», творческая мастерская, схемы последовательного выполнения работ для самостоятельной деятельности детей.
Достигнутые результаты и эффекты.
Проект «Умелые ручки» реализовал поставленные задачи:
Воспитанники освоили простейшие действия с пластилином, нитками, могут последовательно выполнять действия по алгоритму и словесному объяснению педагога; создают целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки.
Родители заинтересовались совместной работой по развитию мелкой моторики и ручной умелости детей, 8о% семей с желанием приняли участие в «Творческой мастерской», а также в мастер - классе. Родители поделились своими положительными впечатлениями.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Данный проект ориентирован на развитие мелкой моторики рук. Полученные результаты и опыт реализации проекта можно использовать, как основу для разработки программ дополнительного образования, обобщения передового педагогического опыта, повышения профессионального мастерства. В дальнейшем мы продолжили свою работу по данной теме и разрабатываем программы дополнительного образования.
Литература
Арбузова В. Ф. Беседа с детьми «Какие бывают книги». https://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/beseda-s-detmi-kakie-byvayut-knigi
Карасени С. В. «Путешествие в прошлое книги». https://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/puteshestvie-v-proshloe-knigi
Карпунина О. Г. «Книжкина больница». https://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/library/knizhkina-bolnitsa
Ткаченко И. В., Богачкина Н. А. «Играю – значит интересно живу».
Учебно – тематическое пособие. – М. :Дрофа, 2008. – 302.
Поликарпова И. Б. Конспект сюжетно-ролевой игры «Библиотека».https://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/konspekt-syuzhetno-rolevoy-igry-biblioteka