Анжелика Щедринова
Творческий проект «Рисование обычной и цветной солью»
▼ Скачать + Заказать документы
Целеполагание:
Мы верим и ценим творчество ребёнка, самое главное не мешать ему открывать мир. Изобразительная деятельность - развивает у ребёнка сенсорные чувства цвета, формы и композиции. Если ребёнка на занятии научат рисовать человека, чашку или слона, он с удовольствием не раз будет изображать его в свободное время. Важно не просто научить детей, умениям и навыкам, но и максимально раскрыть их творческий потенциал. Знакомство детей с рисованием цветной солью позволит расширить творческие способности ребёнка, его фантазию и воображение.
Темочки:
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Рисование. Проекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Соль. Рисование солью
- Темочки
Цель:
Развитие творческого потенциала детей, через нетрадиционные методы рисования солью.
Задачи:
• Внедрение атр-терапевтических технологий в работе с детьми дошкольного возраста, через работу с солью.
• Продолжать применение здоровье-сберегающих технологий, при работе с солью.
• Познакомить детей со свойствами соли, как материалом для художественного творчества.
• Формировать представление о разных способах изображения предметов и явлений.
• Вызвать интерес к изображению новым способом рисования.
• Учить окрашивать соль с помощью цветного мела и гуаши.
• Расширить представления детей в использовании нескольких материалов в изображении рисунка (клей, соль, краски).
• Развивать творческий потенциал.
Актуальность:
Применение соли, как средства для творческого развития, натолкнуло нас на разработку проекта.
Ребенок по своей натуре – творец - исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется как в поисковой, так и в художественно-творческой деятельности. Я на протяжении нескольких лет в воспитательно-образовательном процессе использую проектную деятельность с детьми при активном участии родителей воспитанников группы.
На мой взгляд, главное достоинство метода проектирования (это проявилось и в реализации детьми проекта «Рисование цветной солью») заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых:
• Познакомиться со свойствами соли как продукта питания, а также научиться использовать соль, как средство для творчества.
• Научиться окрашивать соль разными способами.
• Применять разные методы рисования в одной работе.
• Раскрыть творческий потенциал, через познание нового способа отображения окружающего мира, его красоты и уникальности.
Работа по нетрадиционным методам рисования благотворно влияет на формирование творческой активности детей. Во всём многообразии техник нам хотелось найти материал доступный, простой в использовании, экологически безопасный, здоровье сберегающий, а главное, способный максимально разбудить фантазию ребёнка. Соль, рисование солью. Сколько счастливых мгновений может испытать маленький художник, рассыпая соль для создания своего шедевра!
Рисование солью наряду с развитием художественно-творческой активности детей, их фантазии совершенствует мелкую моторику рук, стимулирует развитие речи, даёт колоссальный арт-терапевтический эффект.
У данного метода несколько направлений:
• Выход за рамки шаблонного мышления в цветовосприятии окружающего мира (снег может быть розовым, а небо жёлтым, в передаче формы, образа (оживить неживое и придумать несуществующее) способствует развитию фантазии и воображению
• В одном творческом рисунке соединяются разные техники. Рисование солью может быть рельефным, тогда графика приобретает живописный характер – линии при работе с солью своеобразны по ширине, глубине, форме.
• Осуществляется меж сенсорная синестезия: сочетаются разные сенсорные ощущения – можно рисовать запах, звук, вкус…
• Достигается состояние психологического комфорта, возникает чувство свободы, так как существует возможность в любой момент исправить, изменить свою работу, нет страха перед ошибкой.
Участники проекта :
Дети подготовительной группы, воспитатель,родители группы.
Методы и приёмы, используемые в работе над проектом :
• анализ познавательной литературы
• опытно-экспериментальная деятельность,
• творческо - исследовательская деятельность,
• наблюдения,
• продуктивная деятельность,
• игровая деятельность.
Этапы проекта :
ситуации развития проекта цель продукт ответственные
1. Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?» (март) Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей творческо-исследовательской деятельности.
Определение проблемы Воспитатель
2. Разработка проекта. (март). Определение проблемы, цели и задач проекта. Создание условий для реализации проекта. Проект Воспитатель
3. Формирование творческой проектной группы детей и родителей «Рисование цветной солью» (апрель) Творческая проектная группа Воспитатель
4. Подбор познавательной, научной и методической литературы. Исследование интернет ресурсов. (апрель) Анализ литературы для организации осуществления исследования Создание мини музея «Рисующая соль» Дети, воспитатель группы, родители.
Реализация проекта.
Тематический план
Разработка и составление тематического плана занятие, консультаций для родителей и педагогов ДОУ, подготовка материала для работы.
п/п
№ Дата проведения Тема Цель
1 март
Вводное занятие. Знакомство с окрашиванием соли
«Разноцветное солнце» Познакомить детей с методом рисования солью. Научить окрашивать разными способами, добиваться разных оттенков.
2 март Весеннее дерево Учить работать с клеем и соль разных оттенков, соотносить цветовую гамму с временем года. Композиционно располагать на листе бумаги сюжет
3 март Рисунок «Цветок» Знакомить с натюрмортом. Учить работать с клеем и соль разных оттенков, соотносить цветовую гамму с временем года. Композиционно располагать на листе бумаги цветы.
4 апрель Пейзаж «Закат» Продолжать знакомить с жанром живописи - пейзажем. Учить работать с клеем и соль разных оттенков. Композиционно располагать на листе пейзаж.
5 апрель Пейзаж «Горы» Продолжать знакомить с жанром живописи - пейзажем. Учить работать с клеем и соль разных оттенков. Композиционно располагать на листе горный пейзаж.
6 апрель Открытое занятие для родителей «Рисование цветной солью на шаблоне»
Материальное обеспечение:
-краски, гуашь, цветные карандаши, пластилин, воск, уголь, соль, картон, цветная бумага;
-крупы, соль, мел, клей ПВА
-баночки для воды, простые карандаши, кисточки, ластик.
-альбомы для рисования, палитра.
-мольберты.
-репродукции картин известных художников
-компьютер для просмотра презентаций, интерактивная доска, магнитофон.
Предполагаемый результат:
1. Консультации для воспитателей и родителей.
Тема Сроки реализации Ответственный
Цветная соль, как средство развития ХТД детей дошкольного возраста. Апрель 2018 Воспитатель
2. Открытые просмотры для родителей подготовительной группы
ТемаСроки реализации Ответственный
«Рисование цветной солью на шаблоне» Апрель 2018 Воспитатель
Итог:
Презентация открытия выставки детских работ: «Рисующая соль».
Выставка детских работ в фойе детского сада.
Вводное занятие. «Эта удивительная белая соль»
Знакомство с окрашиванием соли.
Цель: познакомить с нетрадиционной техникой – рисованием солью; способствовать овладению умением рисовать по соли разными инструментами; развивать композиционные умения.
Задачи воспитателя: показать возможности превращения мелкой соли в художественный материал. Дети, взяв щепотку соли, попытаются выложить на цветном картоне любой знакомый объект: дерево, яблоко, облака, солнце. Затем на разносы (оргстекло) воспитателем высыпается немного соли и равномерно распределяется на дне. В дальнейшем дети научатся сами распределять соль на поверхности с помощью линейки или полоски картона. Инструмент для рисования – палец. Можно рисовать пальцами обеих рук одновременно, усиливая или ослабляя нажим; можно использовать карандаш, зубочистку. Таким образом, дети видят, что линия получается прямой, волнистой, тонкой, или широкой. Простой и кружевной, колючей или бархатистой, нежной, злой, непрерывной, короткой, словно штрих или мазок.
В работе с неокрашенной солью дети находят новые возможности и способы передачи художественных образов.
С помощь цветного мела учим окрашивать соль. На тарелку с ребристым дном высыпаем немного соли, мелом начинаем растирать соль до получения необходимого оттенка.
Делаем рисунок цветной солью. Сравниваем два получившихся рисунка. Делаем вывод.
«Цветная соль»
Цель: расширять знания приёмов работы с солью; показать способы её окрашивания и получения нужных оттенков и цветов; развивать чувство цвета. Учить работать с клеем и соль разных оттенков, соотносить цветовую гамму с временем года. Композиционно располагать на листе бумаги сюжет.
На этом этапе детям предлагают цветную соль, которую лучше тонировать раскрошенной сухой пастелью, или пищевыми красителями.
Цветной солью можно выложить узор на картоне белого или контрастного с солью цвета, а затем рисовать в рамочке по готовому слою соли. Дети старшего возраста знают, как можно получить нужный цвет, смешивая краски на палитре. Полученные умения помогают тонировать соль различными красителями и открывать новые, непредсказуемые оттенки.
На любом этапе полезно использовать упражнение, известное в мировой педагогике как «Линия на прогулке» : рисование безотрывной линии, заполняя всё пространство листа. Упражнение преследует решение таких задач, как раскрепощение руки, развитие координации в системе глаз-рука, освоение границ заданного пространства. Линия на соли получается живой, свободной, неравномерной по ширине и глубине. Она может вылиться в какой - либо образ.
«Приклеенная соль»
Цель: Продолжать знакомить с натюрмортом. Учить работать с клеем и соль разных оттенков, соотносить цветовую гамму с временем года. Вызвать стремление самостоятельно создавать образы, в том числе с помощью деталей; показать способы фиксации изображения клеем.
Ребёнку очень важно продемонстрировать продукт своей деятельности, услышать отзывы, проанализировать то, что у него получилось.
На лист картона дети наносят эскиз карандашом или клеем. Выбирают соль для рисования разного цвета, высыпают её на линию клея. Лишнюю соль после работу стряхнуть. Можно нанести клей на весь лист картона, а потом выкладывать рисунок.
Рисование солью уже с первых занятий даёт большие возможности для самовыражения. Дети учатся различать реальный и вымышленный мир, составлять разные композиции, подбирать красивые, гармоничные цветосочетания, различать цветовые контрасты и нюансы.
Фантазия, воображение – это основа, на которой формируются творческие способности и в итоге незаурядный характер ребёнка в будущем.
Мир, в котором живёт малыш, наполнен не только реальными, но и сказочными событиями. Дети фантазируют, потому что хотят побыть в роли волшебников. Нужно немного помочь ребёнку, и придуманные им чудеса станут реальностью.
Пейзаж «Закат».
Продолжать знакомить с жанром живописи - пейзажем. Учить работать с клеем и соль разных оттенков. Композиционно располагать на листе пейзаж.
На закате
Я обожаю красоту заката.
Особенно когда он на воде.
Блеск волн горящих дивного наката…
Всё воскрешает лучшее во мне.
Всегда любила наблюдать закат.
По небу солнце разливает краски.
Сегодня, как и много лет назад,
Я снова окунаюсь в эту сказку.
Рассмотреть репродукции работ художников с использованием ИКТ технологий (презентация «Закат»).
Отметить цветовую гамму природного явления, выбрать сочетания цвета окрашенной соли для работы.
Сделать набросок на листе бумаги.
Продолжать аккуратно работать с клеем и солью. Учить брать соль щепотью по -немногу, насыпать на окрашенную поверхность тонким ровным слоем. Продолжать учить составлять сочетания цветовой гаммы на рабочей поверхности.
Выставка рисунков, обсуждение всех работ.
Пейзаж «Горы»
Продолжать знакомить с жанром живописи - пейзажем. Учить работать с клеем и соль разных оттенков. Композиционно располагать на листе горный пейзаж.
Чтение стихотворения о горах
Владимир Высоцкий
Здесь вам не равнина - здесь климат иной.
Идут лавины одна за одной,
И здесь за камнепадом ревет камнепад.
И можно свернуть, обрыв обогнуть,-
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа.
Наши горы тоже помнят нас.
Когда я утром открываю шторы,
То далеко, в туманном полусне,
Я вижу удивительные горы,
Вершинами сверкающие мне.
Кому-то просто непонятно это,
Мол, горы - на другом краю Земли,
А за окном - всего лишь игры света
И облаков, мерцающих вдали.
Но знаю я - за горизонтом горы,
Которые прекрасно помнят нас.
И пусть мы с ними встретимся нескоро,
Но ведь еще случится этот час!
Рассмотреть репродукции работ художников, изображавших горный пейзаж с использованием ИКТ технологий (презентация «Горный пейзаж»).
Отметить цветовую гамму гор в разное время суток, выбрать сочетания цвета окрашенной соли для работы.
Сделать набросок на листе бумаги. Можно выделить некоторые детали рисунка с помощью техники пуантилизма (тычок ватной палочкой, рисование точками).
Продолжать аккуратно работать с клеем и солью. Учить брать соль щепотью по -немногу, насыпать на окрашенную поверхность тонким ровным слоем. Продолжать учить составлять сочетания цветовой гаммы на рабочей поверхности.
Выставка рисунков, обсуждение всех работ.
Методические и практические советы для воспитателя и родителей.
«Подготовка цветной соли для художественно - творческой деятельности детей».
Соль для детей является добавкой для приготовления пищи и каждый, из них может точно определить какой продукт солёный, а какой нет. Мы же предлагаем детям соль не только как продукт, а как творческий материал для рисования.
Дети старшей и подготовительной группы могут подготовить для малышей цветную соль с помощью мела и пищевых красителей.
Высыпаем горстку соли на картон и с помощью цветного мела растираем соль до получения однородного цвета. Высыпаем цветную соль в прозрачную баночку. Желательно сделать несколько разных оттенков – жёлтый, красный, голубой, синий, зелёный.
Для получения более насыщенного цвета используем пищевые красители разных оттенков. Насыпаем соль в пакет. Наливаем немного красителя на соль и в пакете перемешиваем до однородного цвета. Высыпаем цветную соль на бумагу и просушиваем (30 минут рядом с источником тепла). Соль может покрыться коркой при высыхании, необходимо руками или скалкой ещё раз растереть соль. Рассыпать соль по цвету в прозрачные ёмкости.
Рисование солью может использоваться и на любых программных занятиях – это занимает немного времени и приобретает характер дидактических игр с художественным содержанием.
Консультации для родителей на мастер - классах способствуют сближению детской и взрослой фантазии, а также позволяет больше времени уделять тесному контакту детей с родителями. Позволяет почувствовать необходимость проводить больше времени друг с другом.
Выставка солевых рисунков для родителей даст новый виток в творчестве детей, будет способствовать желанию детей произвести впечатление на родителей и сверстников. Родители вместе с детьми продолжают рисовать по соли дома.
Не менее интересно и коллективное рисование, способствующее живому, дружелюбному общению и обмену идеями. Чтобы раскатать о тесто для работы, используем большую деревянную доску или доску с бортиками из прозрачного оргстекла. (А2-А1)
Дети по желанию декорируют своё произведение солью, бусинами, другими предметами. На этом этапе они узнают некоторые термины из мира скульптуры: барельеф, контррельеф. Расширяется знание знакомых жанров живописи: портрета, пейзажа, натюрморта. Вводятся новые понятия: маринистика, анималистика.