Наталья Колодяжная
Творческий проект «Кто такой кролик»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад с. Закутское
Колодяжная Н. В., воспитатель
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Публикация «Творческий проект „Кто такой кролик“» размещена в разделах
- Кролик, кролики
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Актуальность исследования: домашние животные имеют огромное значение в жизни каждой семьи. Это истинные любимцы, как детей, так и взрослых. Их боготворят и могут даже разговаривать, советоваться с ними. К домашним животным относятся не только кошки и собаки, но и милые грызуны, мощные лошади, желтенькие утята и цыплята, веселые поросята и т. д. Эти милые создания украшают нашу жизнь, делая ее насыщенной и радостной.
Проблема исследования: была выявлена в процессе рассматривания энциклопедий, журналов, видеофильмов, мультфильмов. Детьми задавалось большое количество вопросов, в связи с чем, стало понятно, что тема о кроликах детьми изучена плохо и вызывает интерес.
Гипотеза исследования: заключается в том, что если кролики домашние питомцы, то разведение требует специальных знаний, т. к. из-за неправильного ухода, они часто болеют и погибают. Одной из причин болезни кроликов может стать неправильно подобранный рацион питания. Если по-настоящему увлечься и полюбить животных, забота о них принесёт радость и научит нас быть более ответственными.
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования, дети с помощью воспитателя ставили задачи дальнейшего исследования проблемы.
1. Изучить литературу о кролиководстве.
2. Познакомиться с породами домашних кроликов.
3. Наблюдать за манерами поведения кроликов.
4. Узнать, как размножаются кролики.
5. Дать рекомендации по уходу за зверьками.
Цель исследования: наблюдение за кроликами и сбор информации о них.
Объектом моего исследования являются домашние кролики.
Методы исследования: изучение литературы, наблюдение, практическая работа (уход и кормление, анкетирование, обработка материала.
Участники проекта : воспитатель, дети, родители.
Срок реализации проекта : 2 месяца.
Методы исследования:
1. Сбор, анализ и систематизация информации в соответствии с проблемой и задачами исследований.
В рамках этого вида деятельности нами применялось:
— чтение книг, работу со справочной литературой (на познавательных занятиях и в совместной познавательной деятельности с воспитателем и родителями);
— подбор и систематизацию картинок, стихотворений, рисунков, песен про зайцев, игры ;
— познавательные беседы;
— наблюдение;
— практическая работа (уход и кормление кроликов);
— оформление альбома пород;
— самостоятельное экспериментирование.
План работы:
1. Изучение литературы по теме: «Кто такие кролики?».
2. Постановка проблемы.
3. Определение цели.
4. Выбор методик исследования.
5. Оформление и проведение исследовательской работы.
6. Практическое исследование.
7. Подготовка презентации.
8. Презентация исследовательской работы.
9. Подведение итогов работы.
I этап – подготовительный. Исходя из интересов детей, проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.
II этап – основной.
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
III этап – заключительный.
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты.
Создание необходимых условий по ознакомлению детей с кроликами, создание библиотеки по данной теме. Подбор видеотеки, оформление альбома рисунков по теме проекта, оформление фотовыставки, стенгазеты.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Более бережное отношение детей к живому миру природы.
Умение детей высказывать идеи и предположения.
Создание системы работы по ознакомлению с домашними животными. Оценка эффективности по итогам работы проводиться по трем направлениям: дети, родители, педагоги.
Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.
Оценка заинтересованности и участие в проекте родителей происходит через их участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей, участие в конкурсах.
Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта, а также через участие в городском конкурсе проектов.
Оборудование и материалы:
Книги, журналы, энциклопедии, картины и иллюстрации.
Фотоаппарат.
Материалы для продуктивной изобразительной деятельности.
Материалы для практической деятельности.
Компьютер.
Макеты зайцев, кроликов.
Этапы работы над проектом
1 этап – подготовительный.
В рамках тематической недели разговора о друзья наших меньших, с детьми была проведена виртуальная экскурсия на кролеводческую ферму. И у детей возник интерес к данной теме. Работа на данном этапе строилась через следующие формы работы:
Поиск информации в Интернете;
Чтение художественной и научно-популярной литературы о кроликах;
Беседа о пушистых зверьках;
Виртуальная экскурсия на кролеводческую ферму.
2. Основной этап.
Исследование 1
(Домашнее творческое задание для детей и родителей)
Во время опроса выяснилось, что у Григорян Тиграна дома есть кролики. Он вместе со своим папой и братьми ухаживает, кормит и ему очень нравиться проводить всё свободное время возле них. В таком маленьком возрасте Тигран знает многие породы кроликов Какие инструменты и одежда нужны для работы с кроликами. Они живут во дворе его дома. Но все же ему хочется узнать побольше.
Исследование 2
2.1. Кто такие кролики?
Родиной кролика считают Испанию и Южную Францию. Историки считают, что название страны «Испания» произошло от финикийского слова «spani», что означает «кролик». Считается, что человечество приручило кроликов примерно две тысячи лет назад. Приручило оно этих зверушек не из соображений умиления – кроликов ели и делали из них шапки.
Кролик – это млекопитающее животное, которое относится к отряду зайцеобразных, семейству зайцевых, роду кроликов и виду диких кроликов. Кролики очень похожи на зайцев, но, несмотря на внешнее сходство, они имеют ряд биологических отличий.
У зайца и кролика есть еще несколько отличий:
– кролик отличается от зайца тем, что хорошо приручается. Все попытки одомашнить зайца ни к чему не привели. Кролик, напротив, хорошо размножается в неволе, быстро привыкает к людям, кроме того, он более плодовит, чем заяц. Именно поэтому, кролик – это исключительно домашнее животное, а заяц - дикое.
- период вынашивания потомства 30 дней 45 дней.
- корость бега Бегают медленнее (развивают скорость до 56 км/ч) Бегают быстрее (русак может достигать скорости 70 км/ч.)
Этих зверьков не только разводят ради мяса и меха, но и содержат в домашних условиях в качестве декоративных питомцев.
Кролик имеет упитанное тело овальной формы и достаточно крупные уши длиной до 10 см. Размеры туловища взрослых особей составляет от 20 до 55 см, а вес кролика варьируется от 400 г до 2 кг и более. У кроликов крупные и мощные задние конечности. Передние ноги пятипалые, задние — четырехпалые. Пальцы оканчиваются крепкими острыми когтями. Кролики относятся к типу пальцеходящих животных, при ходьбе им служат опорой кончики пальцев.
Кролик обладает уникальной пищеварительной системой: его слепая кишка в 10 раз превышает размер желудка. Шерсть кролика длинная и мягкая, а окрас включает различные вариации серого, коричневого и желтого цветов, хотя нередко встречаются кролики с однотонным цветом меха.
В ходе эволюции кроликам досталась роль животных-жертв, имеющих множество врагов, поэтому скорость кролика, убегающего зигзагообразными прыжками, может достигать 30 км/ч, а отдельные особи могут бежать со скоростью до 56 км/ч.
В случае опасности кролики барабанят по земле задними лапами, предупреждая сородичей об угрозе. Будучи схваченным, кролик пускает в ход свое оружие — удары мощных задних лап и довольно чувствительные укусы острых резцов.
Кроликов начали содержать как домашних животных еще в древности. В Китае кролик был священным животным.
В Древней Греции кроликам воздвигались алтари. Самым известным кроликом является европейский кролик. История расселения по планете всем хорошо известного обыкновенного, или европейского, кролика весьма поучительна и, надо полагать, еще не закончена.
По данным палеонтологических исследований, до ледникового периода кролики (точнее, их предки) были распространены на большей части Европы. В период похолодания они были оттеснены за Пиренеи, где и сохранились. К началу нашей эры на территории нынешней Испании водилось множество кроликов – само слово, возможно, произошло от финикийского – кролик. Римляне, захватившие Испанию, оценили крольчатину как деликатес, и кроликов стали разводить в садках. Так возникло кролиководство.
Примерно в то же время люди впервые заметили, что кролики сильно объедают растительность и могут быть конкурентами овец. Так, на Болеарских островах легионеры Юлия Цезаря уже специально истребляли кроликов как вредных животных. Но одновременно римские завоеватели завезли кроликов в Англию.
Позже, в средние века, кроликов из Франции вновь завозили в Англию, так же как и в Германию, где их специально расселяли монахи – кролик тогда стоил, как поросенок. Одновременно в Западной Европе развивалось кролиководство, сначала ради пуха, потом ради мяса. В Болонском университете начали читать лекции по кролиководству. К XVI в. уже известны породы домашних кроликов.
На Руси кролики появились еще в XI в. – при князе Ярославе Мудром. Но массовое кролиководство стало развиваться в России только в 20-х гг. XX в.
2.2. Породы кроликов
В России разводят 70 пород кроликов, их разделяют по размеру и по весу.
Крупные - кролики весом 5-7 кг. (серебристая, великаны серый и белый, советская шиншилла, немецкий серый, фландр великан, чёрно-бурая).
Средние – породы кроликов массой 4-5 кг. (венская голубая, американская шиншилла, паломино, большая шиншилла, калифорнийская).
Мелкие – небольшие кролики 3-4 кг. (арлекин, английская пятнистая, маленькая шиншилла, ангорская, белая пуховая, аляска).
Карликовые -кролики весом до 3 кг. (гималайская, карликовый рекс, лисья, ангорская карликовые породы).
Современная классификация внутри семейства зайцевых выделяет несколько родов кроликов, большую часть которых составляют американские разновидности.
Дикий кролик или европейский кролик — единственный вид одомашненного кролика, давший жизнь множеству современных пород. Этот небольшой зверек вырастает в длину до 31-45 см при массе тела 1,3-2,5 кг. Уши кролика короче черепа и имеют длину от 6 до 7,2 см. Дикий кролик расселен по всем континентам, кроме Антарктиды и Азии. В России его можно встретить на Северном Кавказе и в Приазовье.
Водяной кролик отлично плавает, за счет чего и получил свое название. Крупный зверек вырастает в длину до 45-55 см и имеет вес от 1,6 до 2,7 кг. Водяной кролик живет в болотах и другой влажной местности юга США: от Техаса до Южной Каролины.
Рыжий кролик — вид африканского кролика, обитающего исключительно в горной местности. Рыжий кролик имеет достаточно крупное тело длиной от 42 до 50 см и большие уши. Вес кролика составляет около 2,3 кг. Самая многочисленная популяция зверьков обитает в скалистых горах Африки: в Зимб.
Айдахский кролик, кролик-пигмей – самый маленький кролик в мире, отличается очень короткими задними ногами, в связи с чем не имеет возможности передвигаться прыжками, как остальные зайцевые. Представители вида вырастают в длину от 22 до 28 см при массе тела от 250 до 450 г. Абве и Намибии.
Кролик Нуттала очень похож на американского зайца-беляка, но отличается меньшими размерами и характерным коричневым пятном на затылке. Длина тела млекопитающего составляет 33-40 см, длина хвоста – 2,5-5 см. Представители вида имеют очень длинные задние ноги с крупными ступнями, покрытыми длинными густыми волосами. Обитает в горных районах Канады и США (от Аризоны до Каскадных гор).
Калифорнийский кролик — крупное животное, вырастающее в длину до 50 см. Вес кролика составляет около 4 кг. Отличительной особенностью является способность кролика успешно карабкаться на невысокие деревья и кустарники.
Степной кролик внешне напоминает европейского дикого кролика, но отличается гораздо большими ушами с вертикальным поставом. Размер кроликов составляет от 33 до 43 см при весе около 1,5 кг, а длина ушей достигает 10 см. Окрас спины — серовато-коричневый, живот практически белый.
2.3. Размножение кроликов
В отличие от других домашних животных, кролики очень быстро размножаются. К тому же они быстро набирают вес.
Длительность беременности у крольчихи небольшая, около месяца. В этот период ее необходимо перевести на другой рацион и убрать из него все тяжелые белки. Также лучше всего ее отсадить в отдельную клетку, где ее никто не потревожит. После рождения малышей стоит понаблюдать за крольчихой и если она не будет ухаживать за потомством — отсадить ее в другую клетку.
Крольчиха может принести 8-10 крольчат. Крольчата рождаются слепыми и голенькими и весят 75 граммов, а через четыре месяца достигают размера взрослых кроликов. Питаются исключительно молоком. К 10-му — 14-му дню у крольчат открываются глаза, к 16-му — 20-му они уже покидают гнездо и начинают пробовать на вкус взрослую пищу. И обычно первые две недели живут и кормятся маминым молоком.
В возрасте 1 месяца детеныши могут обходиться без матери. К этому времени у них полного развития достигает первичный волосяной покров и происходит смена молочных зубов на коренные.
У новорожденных крольчат 16 временных зубов. С 18-го дня жизни начинается постепенная их замена на постоянные. Молочные коренные зубы выпадают на 20- 28 день. После смены у животных их имеется 28, реже 26. К 30-ти дневному возрасту живая масса крольчат увеличивается в 8-10 раз.
Крольчихи очень заботливы со своим потомством и абсолютно нетерпимы и агрессивны к чужим детенышам. Могут даже разорвать несчастного заблудшего к ним крольчонка. В холодное время года крольчиха строит гнездо из пуха и сена. Летом крольчиха строит гнездо из пуха.
Новорожденных крольчат нельзя трогать, крольчиха их сразу выкидывает из гнезда и они погибают.
Исследование 3.
3.1. Уход за кроликами
Кролики живут в металлических клетках их надо постоянно чистить. В каждой клетке есть емкости для воды и кормушки для зерна. Клетки должны быть просторными. И зимой, и летом кролики живут в этих клетках.
Они питаются растительной пищей. Кролики считаются большими обжорами. Они способны питаться днем и ночью. Особенно важно для кролика сено, ветки, кора с веточек, в них много витаминов.
Очень любят зелень и овощи: морковь, свекла, тыква, огурцы кабачки. Лакомством кролики считают капусту. Все корма для кроликов желательно давать в сыром виде. Они содержат большое количество влаги. Однако кормовую свеклу кроликам следует скармливать в небольшом количестве, а вот красную столовую лучше не давать. Она содержит органические кислоты, вызывающие расстройство пищеварения, особенно у молодняка.
Овощи чистить не обязательно, но необходимо тщательно вымыть в теплой воде и порезать крупными кусками. Все овощи желательно давать в сыром виде.
Лакомством для кроликов считаются яблоки. Им не стоит давать экзотические фрукты, различные человеческие лакомства: печенье, конфеты, колбасу. Такая еда не привычна для желудка и может привести к негативным последствиям.
В качестве концентрированных кормов мы применяем различные комбикорма, которые включают в себя набор кормов в измельченном виде, что способствует лучшему их усвоению.
Комбикорма представляют собой сухие смеси зерновых культур, куда входят также минеральные вещества и витамины. Эти корма сбалансированы по питательности. Комбикорма в гранулированном и в рассыпном виде.
Также кроликам нужно давать зерно (пшеница, ячмень, овес).
Кроликам необходимо давать только чистую воду. Вода в поилках должна быть всегда, особенно в жаркую погоду.
Кролики отличаются высокой интенсивностью роста, плодовитостью и скороспелостью. Поэтому они нуждаются в достаточном количестве питательных и минеральных веществ, а также витаминов. Кролики - это грызуны и по своей природе вынуждены постоянно что-то грызть, так как их зубы нуждаются в стачивании. Кроме того, они питаются растительной пищей, которая менее питательная, чем мясная, поэтому кролики считаются большими обжорами. Они способны питаться днем и ночью, требуют много разнообразного корма. В сутки кролик может приложиться к корму до 30 раз! Мы даем корм своим кроликам 2 раза в день. В течение нескольких месяцев наблюдаем, какие корма для кроликов используются в нашем хозяйстве.
Особенно важно давать кроликам траву и сено. Летом и осенью мы даем свежую траву, а также ботву моркови, свеклы, репы, редиса.
Сено хорошего качества, непересушенное, содержит много белка, витаминов. Оно должно иметь зеленые листочки, приятно пахнуть, не должно быть сырым. Семья Тиграна заготавливаем сено в больших количествах. Ему очень нравится бывать всей семьей на сенокосе.
Кроликам заготавливают подорожник, пижму, мышиный горошек, клевер, тысячелистник, полынь и др. При этом необходимо следить, чтобы среди них не оказалось вредных и ядовитых растений, таких как чистотел, лютик, молочай.
Кроме того, кормление сеном решает проблему кроличьего обжорства, ведь сено мало портится, и давать его можно вволю, в отличие от остальных кормов.
Болезни органов пищеварения у кроликов возникают в случае неправильного кормления недоброкачественными или не соответствующими возрасту животного кормами, их резкой смены, также простуды. При нехватке молока крольчата поедают грубый корм и возникает воспаление желудка и кишечника.
Взрослые кролики заболевают при поедании недоброкачественных кормов и большого количества бобовых трав при их грязном содержании.
Признаки заболевания — выделение днём слишком мягкого или жидкого кала, покрытого слизью, иногда с кровью; вздутие кишечника или желудка; запор, сменяющийся поносом.
Очень часто кролики простужаются возникающих сквозняков, намокания под дождём, резких перепадов температуры или сильного ветра.
Также раздражение слизистых оболочек дыхательных путей аммиаком в грязных клетках, пылью или дымом.
Кролики едят разнообразный корм растительного происхождения.
К зеленым относят: луговое разнотравье, пырей, полынь, кукурузу, горох, лопух, тысячелистник, крапиву, сурепку.
К грубым кормам относят: сено, веточный корм, сухие листья.
Сочный корм включает в себя: кормовую свеклу, картофель, морковь, тыкву, капусту, фрукты.
В условиях грамотного домашнего содержания кролики живут от 4-5 до 13-15 лет. Мясо кролика — диетический продукт, отличающееся особой нежностью и вкусом. Мясо очень сочное, содержит мало жира и холестерина, а по своим вкусовым качествам превосходит мясо крупных домашних животных.
3.2. Повадки кроликов
Кролика хочется все время брать на руки, гладить, прижимать к животу и чесать вокруг ушек. Но нельзя хватать за ушки, можно повредить артерию.
Детям интересно было научиться понимать характер этих животных, и они внимательно наблюдали за их действиями. Кролик очень умные и выражают свои чувства с помощью движений:
• Стоит столбиком – проявляет любопытство или учуял что то вкусное;
• Стучит зубами – значит ему больно;
• Когда ему больно он громко кричит;
• Если ворчит – то он злится на что то;
• Когда сопит – чем-то недоволен;
• Спокойно лежит на животе, ушки торчком, чувствует себя в безопасности;
• Если двигает носом или ушки торчком, то ему что то интересно он заинтересован;
• Если кролик двигает носом медленно – у него хорошее настроение;
• Если кролик задумался – носик перестает шевелиться;
• Прыгает – безумные прыжки и бег зигзагами – знак чистой радости и счастья!
Убегая от человека или от хищного зверя, кролики подпрыгивают и переворачиваются в воздухе. Такое поведение домашних кроликов, которые не подвергаются охоте хищниками, свидетельствует о «заячьей» радости и хорошем, игривом настроении.
Кролик лежит расслаблено, вытянувшись, зачастую с вытянутыми задними лапами, положив морду на передние лапы. Кролику спокойно и безопасно там, где он находится. Таким образом, кролик отдыхает. Вытянутые задние лапы свидетельствуют о том, что ваш кролик чувствует себя в безопасности. Некоторые кролики «падают» на бок, показывают брюшко и перекатываются даже на спину. Играет – кролик толкает или подбрасывает зубами предметы.
Если кролик испугался, то он, как правило, замирает на месте. Обычно кролики убегают от опасности, но кролики, сидящие в клетке, замирают от страха.
Стучит лапой – кролик недоволен. Домашние кролики стучат лапами от страха или от одиночества ночью.
Если кролик забрался в домик, никогда не доставайте его оттуда. Домик — это кроличья территория и больше ничья! Там его последнее укрытие. Подходите к домику очень осторожно, присядьте и поманите кролика лакомством. Если он не выходит, оставьте его в покое.
Нюхает – быстрое, отрывистое шевеление носом свидетельствует о напряжении или любопытстве.
Быстрое, отрывистое дыхание может свидетельствовать о болезни, например, о воспалении легких, сердечной недостаточности или летом о солнечном ударе.
Поскрипывание зубами – удовлетворение, удовольствие, как мурлыканье кошки. Слабое скрежетание зубами — это знак спокойствия. Если он еле слышно постукивает зубами во время того, как вы его гладите, значит, это ему нравится.
Исследование 4.
4.1. Следующее исследование является закреплением проведенных экспериментов и полученной информации. Цель: продолжение развития творческих способностей детей, воспитывать аккуратность с материалами вовремя исследовательских работах.
Рисование с элементами аппликации «Зайка серенький стал беленький».
Задачи: Учить детей видоизменять выразительный образ зайчика - летнюю шубку менять на зимнюю: приклеивать бумажный силуэт серого цвета и раскрашивать белой гуашевой краской. Развивать воображение и мышление. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению полученных представлений в изодеятельности.
4.2. Физ. минутка
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики. (Полуприседания с поворотами вправо-влево)
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Подвести итог, порадоваться, что зайчик теперь не голодный, обсудить у кого что получилось хорошо, а что не получилось.
Воспитатель: "Посмотрите, сколько сладкой морковки и сочной капустки мы подарили сегодня заюшке! Какой богатый урожай теперь у него есть! ".
Подведение итогов, дежурные убирают все со столов.
4.3. Наблюдение за кроликами.
Крольчиха принесла 4-х крольчат. Крольчата родились слепыми и голенькими. Питаются исключительно молоком.
К 10-му — 14-му дню у крольчат открываются глаза, к 16-му — 20-му они уже покидают гнездо и начинают пробовать на вкус взрослую пищу. И обычно первые две недели живут и кормятся маминым молоком.
4.4.«Изготовление кролика из шерстяных ниток».
3. Заключительный этап.
На заключительном этапе вместе с воспитанниками группы были подведены итоги по наблюдениям за кроликом и в результате сделаны несколько выводов по уходу и содержанию кроликов. Думаю, что они могут пригодятся тем, кто надумает приобрести пушистого питомца.