Елена Носкова
Педагогический проект «Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкально-художественного развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 19
Творческий педагогический проект
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Разработали:
Музыкальный руководитель : Суркова Мария Конаковна
Воспитатели: Виноградова Ольга Александровна
Носкова Елена Викторовна
г. о. Шуя
Паспорт проекта
Вид проекта
Творческий, образовательный
Публикация «Педагогический проект „Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкально-художественного развития дошкольников“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
Тип проекта
Детско – взрослый,
Продолжительность
Долгосрочный
Срок реализации
февраль 2021г. – май 2021г.
Участники проекта
Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Музыкальный руководитель
Воспитатели старшей группы
Родители воспитанников
Реализация проекта предполагает интеграцию различных видов деятельности и комплексность подхода, обеспечивая развитие дошкольников во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:
«Познавательное развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Речевое развитие»
«Физическое развитие»
Актуальность выбранной темы
Если попытаться определить главную задачу музыкального воспитания
детей в дошкольном возрасте, то она прозвучит так: «Влюбить детей в хорошую музыку».
Интонационная природа музыки, ее живой процесс, взволнованный или спокойный, прерывистое или плавное повествование, своеобразные вопросы и ответы – все это роднит музыкальную и словесную речь. Решению проблемы развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку, подчинены задачи обучения детей различным видам музыкально - художественной деятельности и приобщения к музыкальному искусству : слушание, пение, музыкально - ритмические движения, музыкально-игровое и танцевальное
творчество, игра на детских музыкальных инструментах. Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных методов и форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Одной из таких нетрадиционных форм работы и является «Музыкальная гостиная». Она позволяет решить главную задачу – научить детей слушать музыку, сформировать базу для развития музыкальной культуры ребенка, создать в зале особую атмосферу волшебства, таинства, присущего общению с детьми.
Цель проекта
Научить детей слушать музыку
Сформировать базу для развития музыкальной культуры ребенка,
Гармонизация детско-родительских отношений через участие в совместных творческих мероприятиях.
Задачи проекта
Обогащать духовный мир через высоко - художественные образцы
музыкального искусства; приобщение к истокам мировой и русской народной культуры.
Развивать эмоциональную сферу; способствовать удовлетворению эстетических потребностей, вкуса, развитию эстетической оценки.
Обеспечить полноценное музыкальное развитие каждому ребенку c учетом его индивидуальных возможностей.
Расширять музыкально-эстетический кругозор через знакомство с музыкой разных жанров.
Создать единый детско-взрослый коллектив.
Переносить атмосферу праздника встречи с музыкой в жизнь своей семьи.
Формы работы
Образовательная деятельность
Театрализованная деятельность
Творческая деятельность
Оформление развивающей среды
Выставки
Этапы реализации
1 этап – организационно - диагностический
Цель: анкетирование родителей, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей. Создание единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к ним. Создание музыкальной фонотеки, картотеки
портретов композиторов, библиотеки биографических данных и этапов творческого пути композитора, подбор литературного материала.
План реализации проекта
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с родителями и детьми, выбор материалов и оборудования.
2 этап – формирующий
Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта.
Проведение музыкальных вечеров и викторин по проекту, организация совместной и самостоятельной деятельности детей, просмотр фрагментов из опер и балетов, проведение выставок рисунков в конце каждой темы.
3 этап - обобщающий
Цели: диагностика уровня развития музыкального уровня детей. Анализ и подведение итогов работы. Третий этап включает в себя презентацию проекта.
Мониторинг проектной деятельности детей
1. Анкетирование и беседы с детьми по тематике проводимых мероприятий, позволяющие выявить уровень сформированности высших чувств дошкольников, качество усвоения детьми представлений о творчестве композиторов, музыкального материала.
2. Отслеживание, применение и отражение знаний детьми в различных видах деятельности.
3. Наблюдение за детьми в ходе праздников и развлечений, постановок музыкальных сказок, занятий в ИЗО - деятельности, поддержка в познавательной деятельности.
Месяц Тема
Февраль Анкетирование родителей, выяснение заинтересованности проектом, выбор материалов и оборудования. Составление перспективного плана мероприятий. Создание фонотеки, картотеки портретов композиторов.
Март 1. Путешествие по страницам «Детского альбома» П. И. Чайковского:
«Зимнее утро»; «Русская песня»; «Мужик на гармонике играет»; «Мама»
2. Музыка П. И. Чайковского и поэзия А. С. Пушкина. Выставка
детских работ по темам проекта.
Апрель
1.«Весна в музыке» : «Весна» - А. Вивальди, «Подснежник» - П. И. Чайковский
2. С. С. Прокофьев «Фея Весны» из балета «Золушка»
(портреты композиторов, иллюстрации, свечи, передача характера музыки и музыкального образа в движении и рисунке, творческие проявления, пение птиц в весеннем лесу, выставка детских работ «Мы рисуем музыку»).
Май 1. «Песни военных лет».
Познакомить детей с песнями военной тематики («В землянке»; «Священная война»; «Катюша»; «Темная ночь»; «День Победы»)
2. «Волшебные звуки симфонического оркестра».
- С. С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк».
(дать понятие о симфоническом оркестре, о группах инструментов; познакомить со звучанием
- духовых инструментов - флейта, фагот, гобой, кларнет,
- струнных инструментов - скрипка, альт, виолончель, контрабас,
- медных духовых инструментов - труба, валторна).
Выставка детских работ «Мы рисуем музыку»
Ожидаемый результат по проекту
Создана предметно - развивающая среда.
Составлены конспекты занятий, праздников, вечеров.
Духовное сближение детей и родителей на основе любви к музыке; возникновение желания ярко и интересно проводить семейный досуг.
Возникновение потребности посещать культурные площадки города: театры,
музеи всей семьей.
Дети научились слушать, анализировать и чувствовать классическую музыку.
Сформирована база для развития музыкальной культуры ребенка.
Приложение № 1
Анкета для родителей
1. Фамилия, имя воспитанника___
2. Ваше отношение к классической музыке
Положительное
Отрицательное
3. Ваше любимое произведение ___
___
4. Приветствуете ли Вы проведение в детском саду «Музыкальных гостиных», где дети знакомятся с классической музыкой?
Да
Нет
5. Пожелания:___
___
Приложение № 2
«Песни военных лет»
для старшей группы
Цель: познакомить детей с песнями военных лет, авторами песен.
Задачи:
1. Формировать представление о войне, о значении песен во время войны.
Воспитывать чувство сострадания, сопереживания людям, попавшим в беду.
2. Создать условия для воспитания патриотических чувств, уважения к историческому прошлому Родины, гордость за Великую Победу и благодарность за подвиги участников Великой Отечественной Войны.
Оборудование и материалы: презентация «Война и музыка», видеоролики с исполнителя-
ми военных песен.
Интеграции областей: образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Предварительная работа:
1. Подборка книг, иллюстраций и картин.
2. Чтение художественной литературы, соответствующей возрасту детей о защитниках Отечества, о Великой Отечественной войне, о подвигах: Л. Воронкова "Девочка из города", А. Гайдар "Поход", В. Осеева "Три сына" и др.
3. Информационные стенды, папки-передвижки, библиотека для родителей.
4. Беседы о подвигах людей во время Великой Отечественной войны.
Дети входят в зал по музыку песни «День Победы»
Звучит мелодия из к/ф «Офицеры»
муз. Р. Хозака, сл. Е. Аграновича
На фоне звучащей музыки :
Муз. руководитель: Сегодня мы открываем нашу «Музыкальную гостиную», и посвящена она песням военных лет 1941-1945 годов. Сегодня мы не будем слушать звуки орудий и пушек, сегодня мы вспомним о песнях, которые звучали во время войны.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Фашистская Германия напала на нашу страну. Мирная жизнь была прервана. На защиту Родины встали все: от мала до велика.
Видеоролик «Начало войны»
Воспитатель: Песня военных лет. Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымленным дорогам до самой Победы. И у каждой песни своя история, своя судьба. 27 июня 1941 года, через 5 дней после начала войны встала в строй вместе с солдатами песня «Священная война». Ее пели для уходящих на фронт бойцов, и все испытали настоящее потрясение. Солдаты, сидевшие на деревянных сундуках. вдруг встали после первого куплета «Священной войны» и в наступившей тишине, стоя, слушали песню.
Песня «Священная война»
муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова
Муз. руководитель: Война. Страшное, жестокое время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа. До песен ли в такое время? Оказалось, что поэзия, песня были необходимы в годы войны.
Зима 1941 года. Войска противника дошли до столицы нашей родины – Москвы. В бинокль враги могли увидеть храмы города и даже Кремль. Очень тяжело приходилось нашим бойцам. Солдаты и офицеры понимали всю опасность военного положения, и всю грусть, тоску по родным и близким они услышали в другой песне, которая родилась
в «белоснежных полях под Москвой» в ноябре 1941 года во время оборонительных сражений за столицу.
Песня «В землянке»
муз. К. Листова, сл. А. Суркова
В дни войны каждый, от мала до велика, знал песню «Темная ночь». Песня родилась в 1942 году в далеком Ташкенте. Шли съемки фильма «Два бойца». Два бойца, два товарища…. Где шуткой, где задушевным разговором, а где и просто в минуты отдыха в землянке, они поддерживали друг друга. Только нужна была песня. Никак не получался
фильм без песни. И тогда композитор Богословский сочинил песню. Она называется «Темная ночь». Вот представьте себя – передышка, нет тяжелого, изнуряющего боя, два боевых товарища в землянке вспоминают о доме, о своих женах, матерях. Конечно, же нужна была хорошая песня. И она родилась. И живет до сих пор, ее поют бывшие фронтовики, их дети и внуки.
Песня «Темная ночь»
муз. Н. Богословского, сл. В Агатова
Муз. руководитель: Ребята, а знаете ли вы, как называли людей, которые помогали
солдатам в борьбе за Победу, но при этом сами часто оставались незаметными? (Ответы детей). Этих людей называли партизанами. История следующей песни началась в 1940 году, еще до начала Отечественной войны, а вот в 1944 году, за год до окончания войны она уже была широко
известной, и любимой. Эта песня о девушке-партизанке и называется она «Смуглянка».
Песня «Смуглянка»
муз. А. Новикова, сл. Я. Шведова
Муз. руководитель: Сколько дорог пришлось пройти нашим солдатам, пока не пришла победа. Долгих четыре года шла битва за Родину, против фашизма, против врага. И каждый солдат всегда в минуты отдыха вспоминал своих родных, близких. Одной из самых популярных песен военной поры стала «Катюша». Эта песня и сейчас очень популярна, на музыку этой песни танцуют, ее поют хором, вместе. Давайте и мы послушаем легендарную «Катюшу».
Песня «Катюша»
муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского
Муз. руководитель: До сих пор в торжественные дни годовщин Победы по радио и
телевидению, а часто в кругу семьи звучат песни военных лет: грустные, задушевные, иногда — веселые. Чаще всего люди слушают эти песни со слезами на глазах. И вспоминают погибших солдат. Они погибли, но всегда будут живы в нашей памяти.
Воспитатель: Прошло уже 76 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но её эхо до сих пор не затихает в людских душах. Да и у времени есть своя память. Память…Это незаживающие раны. Они всегда открыты. Время их не лечит. Память - это обелиски. Они стоят в каждом городе, в каждом селе. Память – это мы… Победа досталась очень дорогой ценой.
Дети читают стихи
Песня «О той весне»
муз. и сл. Е. Плотниковой
Муз. руководитель: Мы заканчиваем наш сегодняшний вечер музыки песней, которая всегда звучит 9 Мая!
Дети исполняют 1 куплет песни
«День Победы»
муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова