Анна Максимова
Анализ работы по здоровьесбережению дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
"Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым :
пусть он работает, действует, бегает, кричит,
пусть он находится в постоянном движении!
Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли. "
Жан Жак Руссо.
Народная мудрость гласит: "Здоровье- всему голова!"Никакие даже самые глубокие, знания, умения и навыки не будут эффективны у нездорового человека, чувствующего себя ущербным физически, психологически и социально. Развитие человека, степень полезности его обществу во многом определяется уровнем его здоровья, объемом и качеством его физического психического потенциала. Трудно обозначить, когда и где в жизни человека закладывается фундамент здоровья. Этот процесс начинается ещё до рождения, продолжается всю жизнь и складывается из многих составляющих: здоровье родных, собственного поведения и отношения к здоровью, наследственности, образа жизни, состояния окружающей среды и многих других экологических и социальных факторов. Несомненно, чем раньше начнёт проявляться забота о здоровье ребёнка, о формировании у него навыков здорового образа жизни, тем более социально востребованного и трудоспособного человека получит общество. Работа в этом направлении в образовательных учреждениях проводилась и проводится достаточно активно, однако тенденция к ухудшению детского здоровья объективно нарастает и меры, принимаемые к его сохранению и развитию, явно недостаточны. В связи с этим я решила, что необходимо стремиться сохранить и укрепить здоровье не только детей в целом, но и каждого отдельного ребёнка. Формирование ценностных установок на здоровый образ жизни должно рассматриваться как индивидуальная жизненная потребность ребёнка. Технология укрепления и развития здоровья дошкольника предполагает, помимо врачебных и психолога- педагогических мероприятий, специальную организацию жизни ребёнка в детском саду. Режим пребывания ребёнка, организация его жизненного пространства, характер отношений, методы воспитательной работы в образовательном учреждении- всё это должно способствовать формированию осознанного отношения ребёнка к своему здоровью. Важную роль играет рационально организованный режим дня. Утро радостных встреч. Доброжелательное отношение к пришедшему ребёнку, атмосфера дружественного участия позволяют положительно настроить детей на предстоящий день, снять тревожность, усталость, возможную замкнутость. Этому способствует улыбка, рукопожатие, поглаживание, тёплая радушная встреча, несколько ободряющих слов, заинтересованное отношение к настроению, самочувствие ребёнка, жизнерадостная музыка и танцы, негромко звучащая на площадке или в группе. Утренняя зарядка. Во время зарядки я использую не только традиционные упражнения, но и элементы дыхательной гимнастики, точечного массажа. Значение каждого упражнения объясняется ребёнку, который осознанно учится работать с "точками здоровья"на своём теле. Утренний туалет. Мытье рук, умывание так же сопровождается массажем рук над прохладной проточной водой, выполнением пальчикового массажа. Воспитатель сам моет руки, помогает это сделать детям, при этом каждое действие сопровождается стихотворными строчками, играми-инсценировками, соревнованием "у кого получится лучше". Прогулка на свежем воздухе всегда наполнена разнообразными подвижными играми, соревнованиями. Дети не только двигаются, развиваются физически, но еще и получают первичные знания об основах спортивных игр. Специально организованное пространство для игр позволяет ребёнку свободно выбирать интересную для него игру, а воспитателю помогать каждому ребёнку проявить себя в наиболее подходящей для него игровой деятельности. Чтобы сформировать у ребят чувство ответственности за своё здоровье, научить их самих заботиться о нём и, изменять своё поведение, я в своей работе подбирала эффективные формы и методы обучения. Традиционно во время занятий с детьми я провожу пальчиковую зрительную артикуляционную гимнастику, релаксацию, физкультурные паузы. Проводя эти небольшие мероприятия, я объясняю их важность для здоровья ребёнка. Дневной отдых детей. Подготовка к нему сопровождается тихой, спокойной музыкой, мягкими, ласковыми наставлениями воспитателя на предстоящий отдых. После сна настроить ребёнка на активное хорошее самочувствие позволяют минуты динамической гимнастики, гимнастика после сна, включающая воздушное закаливание, массаж ушных раковин и массаж с рукавичкой, упражнения на «Дорожке здоровья», при этом я рассказываю о значении упражнений и их влиянии на укрепления здоровья. Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной наглядно – практической форме я обогащаю представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, способах закаливания, о предупреждении травматизма. Воспитание и обучение провожу преимущественно в игре. В ходе предварительной работы с детьми я выяснила, что не у всех в полной мере сформированы навыки правильного поведения в различных жизненных ситуациях, поэтому я провела занятия и беседы: "Красная Шапочка идёт в гости";"Пожароопасные предметы";"Как вести себя на улице и дома". Разбирали с детьми различные ситуации:"Что было бы, если бы? " В старшей группе я провела открытое занятие "Путешествие в страну Здоровья". Цель моего занятия: воспитывать желание всегда быть здоровым и учить детей заботится о своём здоровье. Избегать ситуаций, наносящих вред здоровью. Мы изучили главный орган человека - сердце. На занятии стояла задача объяснить, для чего человеку необходимо сердце. Детям очень нравится уроки Мойдодыра и Айболита, которые помогают им расти здоровыми. Дети очень любят когда у нас проводится "День здоровья", а так же в подготовительной группе у нас проходило развлекательное занятие"Осторожно, микробы", где дети закрепили представление о значении для здоровья санитарно-гигиенических мероприятий, формирование представления о причине некоторых заболеваний - микробах. Так же для формирования у детей навыков здорового образа жизни, с детьми провела следующие занятия "Эти обыкновенные необыкновенные камни"; "Путешествие по осеннему лесу"; "Как нужно ухаживать за собой".
Публикация «Анализ работы по здоровьесбережению дошкольников» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
В свободное время разучиваем пословицы, поговорки и загадки о здоровье. Рассказывая о болезнях, учу детей считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, инвалидностью. Такие беседы помогают воспитателю гуманного отношения к людям, сочувствия, сопереживания, желанию помочь. И в тоже время такие беседы помогают задуматься о необходимости беречь себя, о мерах безопасности дома и на улице. Состояние здоровья ребёнка во многом зависит типа его семьи очень велика. Не один навык здорового образа жизни полностью сформировать без активной поддержки семьи. Для этого провожу беседы, родительские собрания, открытые просмотры, совместные праздники и досуги ; дни здоровья, спортивные и здоровьесберегающие акции; дни открытых дверей, а так же групповые и индивидуальные консультации: ("Роль семьи в воспитании здорового ребёнка";"Сотрудничество семьи и детского сада приобщение детей к здоровому образу жизни";"Что нужно знать о закаливании" и т. д.). С целью знакомства с опытом моей работы, мною для педагогов были проведены следующие консультации: "Формирование здорового образа жизни"; "Оздоровительная работа и волеологическое воспитание дошкольников";"Средства и методы оздоровления детей"; "Как организовать педагогический процесс сберегающей здоровье ребёнка дошкольника возраста" и др. Работая над темой "Формирование здорового образа жизни" я пришла к выводу, что для достижения поставленных мною целей необходимо:
Сформировать у детей навыки ухода за телом;
Выработать стойкую привычку к самомассажу;
Создать проблемную ситуацию, которая наглядно демонстрировала бы значимость правильного отношения к своему здоровью;
научить ребёнка обращаться с опасными для здоровья веществами;
Дать основные представления о строении и функции тела;
Убедить: если беречь своё тело, правильно питаться и заниматься физической культурой, обязательно вырастишь крепким, красивым, умным.
Формировать навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих;
Ознакомить детей с возможными травмирующими ситуациями;
Научить некоторым приёмам первой медицинской помощи в случае травмы
Дать представление о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения).
Результатом в моей работе, служат данные диагностики:
начало года конец года
Высокий уровень: 13% 20%
Средний уровень: 53% 67%
Низкий уровень: 34% 13%
По определению Всемирной организации здравоохранения "здоровье - это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений". Поэтому хочется надеяться, что предложенный опыт поможет тем, кто искренне желает внести свой вклад в формирование духовно- нравственного, психического и физического здоровья подрастающего поколения. Когда модель здорового образа жизни войдёт в привычку, то станет необходимой, как глоток свежего воздуха. Закончить мне хочется словами В. А. Сухомлинского "Я не боюсь ещё и ещё раз повторить : Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. "