Светлана Мошкова
«Я — учитель Здоровья». Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
(Слайд №2)
(Слайд №3) Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.
Сохранение и укрепление здоровья детей на сегодняшний день является приоритетным направлением деятельности всего общества.
ФГОС также направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Публикация «„Я — учитель Здоровья“, Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
(слайд №4) Одно из современных определений здоровья вводится, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.
По уставу ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) здоровье – состояние физического и социального благополучия человека
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это психолого-педагогические приемы, методы, технологии которые направлены на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка в различных видах деятельности.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
(слайд №5) Я считаю, что здоровье ребенка в норме, если:
в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
в интеллектуальном плане – ребенок проявляет хорошие умственные
способности, наблюдательность, воображение, самостоятельность.
(слайд №6) Здоровый образ жизни включает в себя :
- благоприятное социальное окружение;
- духовно-нравственное благополучие;
- оптимальный двигательный режим (культура движений);
- закаливание организма;
- рациональное питание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
(слайд №7) Целью моей педагогической деятельности является формирование потребности в здоровом образе жизни. Поэтому, в течение всего дня, стараюсь использовать элементы здоровьесбережения.
(слайд №8) Этапами внедрения здоровьесберегающих технологий являются :
• Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, здоровье сберегающей среды ДОУ.
• Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
• Освоение методик и приёмов здоровьесбережения детей.
Например, каждый ребенок способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому мне необходимо помочь ребенку преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Я стараюсь, чтобы каждое занятие было для детей интересным.
Во время образовательной деятельности, которая осуществляется в течение дня, я стараюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т. к. у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой педагога.
• Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья детей.
• Работа здоровьесберегающей направленности с родителями.
(слайд №9) Каждый день уделяю достаточное внимание вопросам сохранения здоровья : решаю задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах».
(слайд №10) Начинаю день с утренней гимнастики. Регулярно провожу в режиме дня «Минутки здоровья». Например, напоминаю детям о правильной осанке, как правильно мыть руки и т. д.
(слайд №11) Беседуем о пользе режима питания, который соблюдаем в детском саду.
Для диагностики эмоционального состояния детей предлагаю заполнить листы в уголке настроения, как в начале дня, так и перед уходом домой. На листе изображены эмоции (грустные и веселые). Дети закрашивают цветными карандашами ту эмоцию, которая соответствует их настроению.
(слайд №12) Соблюдаю режим двигательной активности в течение дня.
(слайд №13) Активно сотрудничаю с медицинским работником детского сада.
(слайд №14) В своей практике использую гимнастику для глаз, дыхательные упражнения, бодрящую гимнастику.
Придя с физкультурного занятия, дети обычно перевозбужденные, я провожу с ними упражнения «Надуваем воздушный шарик» или «Сдувать пушинку с ладони» (упражнение на «выдох»).
Если группа вялая, «спящая», обычно это бывает с утра или после сон часа, мы делаем упражнения «Нюхать что-то приятное» - упражнение на «вдох».
(слайд №15) Организуется просветительская и методическая работа с родителями по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, через семинары, консультации, памятки, родительские собрания; привлечение родителей к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом.
Внедрение вышеуказанных методов и приемов ведет к положительной динамике по снижению отклонений состояния здоровья детей.
Главный принцип моей педагогической тактики состоит в том, что я, как воспитатель стараюсь никогда не «навязывать» ребенку информацию, а ребенок должен запросить её у меня и получить требуемый ответ (это касается уже старших, подготовительных групп, где у детей уже более развита речь).
Таким образом, моя задача как воспитателя - научить детей спрашивать. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задавать вопрос.
Считаю, что умение задавать вопросы напрямую связаны со здоровьесберегающими образовательными технологиями. Задание вопросов – это:
- проявление и тренировка познавательной активности, а она тесно связана с адаптационной способностью, умением и готовностью находить оптимальные варианты решения в различных ситуациях, включая и те, которые представляют риск для здоровья.
- показатель включённости ребенка в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности (в состоянии утомления, безразличия и т. п., дети вопросов не задают).
- показатель адекватно развитых коммуникативных навыков : застенчивый, «закомплексованный», боящийся воспитателя ребёнок вопросов задавать не будет, в результате возрастает багаж непонятного учебного материала, что ведёт к переутомлению и снижению интереса к обучению.
Таким образом, можно заключить, что количество и качество задаваемых ребенком вопросов служит одним из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренирует его успешность в учебной деятельности.
(слайд №16)
Ожидаемые результаты:
1. Созданы условия для полноценного проживания ребенком
детства за счет применения современных образовательных технологий.
2. Каждый ребенок ощущает себя личностью с присущими только ему индивидуальными особенностями и способностями, чувствует себя успешным человеком.
3. Сохранено и укрепляется в процессе образовательной деятельности интеллектуальное, нравственное, психологическое, физическое здоровье дошкольников.
(слайд №17) Вместо заключения.