Евгения Тебенькова
Творческая лаборатория «День птиц» для старшей и подготовительной групп
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обогащать знания детей о перелетных птицах, формировать представления о повадках, привычках, особенностях внешнего вида, способах приспосабливаться к окружающей среде.
Итоговое мероприятие: выставка детских работ «Птицы – наши друзья»
НОД
Рассматривание картин
А. Саврасов «Грачи прилетели»; «Встреча гостей», «Дети - друзья птиц». Беседа по картине (Коноваленко, стр. 23 - Развитие связной речи)
Публикация «Творческая лаборатория „День птиц“ для старшей и подготовительной групп» размещена в разделах
- День птиц. 1 апреля
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
Ознакомление с окружающим: «Перелётные птицы» : Упражнять детей в узнавании и назывании перелётных птиц (скворец, ласточка, грач, журавль, соловей, кукушка, закреплять знания об отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки, значение птиц в жизни людей; перелетные птицы Кировской области
Ознакомление с окружающим: Беседа «Весенние заботы птиц» : обобщить, систематизировать знания об изменениях в жизни птиц весной; учить устанавливать связи между прилётом птиц и наличием корма; познакомить с особенностями гнездовья птиц (различные виды гнёзд, выведения потомства, заботы о птенцах; воспитывать гуманное отношение к птицам. (Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. + СО / О. А. Воронкевич. - СПб. : Детство-Пресс, 2007г., с. 419)
Художественная литература: Заучивание стихотворения А. Майков «Ласточка» : помочь понять, запомнить и выразительно читать стихотворение
Чтение К. Ушинский «Ласточка» : формировать умение пересказывать литературное произведение близко к тексту; отвечать на вопросы, используя предложения из текста. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес и любовь к птицам, желание за ними ухаживать (Г. Я. Затулина Конспекты комплексных занятий по развитию речи, стр. 135.)
Аппликация «Скворец» : Закреплять умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение. Формировать умение передавать образ перелетной птицы. Закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое. Развивать воображение, умение выделять красивые работы (Комарова Т. С. Занятия по изодеятельности, стр. 92.)
Лепка «Птицы-братья наши меньшие» : Закрепить умение детей лепить фигуры птиц из соленого теста (Т. С. Комарова, стр. 125)
Деятельность в режимных моментах
Слушание фонограммы с голосами птиц : Учить узнавать голоса птиц : соловья, скворца, кукушки. Предложить детям подумать, в какое время года это происходило. Познакомить детей с правилами поведения в лесу. Формировать бережное отношение к природе (х-э)
Чтение рассказов и сказок: В. Бианки «Чей нос лучше»; К. Ушинский «Кукушка», «Гуси и журавли», «Ласточка» (п)
Беседа «На шесте - дворец, во дворце - скворец» - познакомить детей с изменениями в жизни птиц весной, учить отгадывать загадки, чётко произносить все слова (р)
Ситуативный разговор «Птицы прилетели, весну принесли» - формировать обобщенное представление о перелётных птицах, различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище; закрепить знания о значении птиц в жизни людей. Обогащать словарь по теме «Перелётные птицы» (п)
Литературная мастерская «Книжки-малышки» - изготовление книжек-малышек, составление детьми рассказов, сказок к рисункам, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, подготовка к выставке (с-к)
Речевые игры: «Определить первый и последний звук в названиях птиц». «Кто больше назовет действий?» - упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы. Что делают птицы весной? (прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов и т. д) (р)
Логоаэробика - упражнения с отдельным произношением звуков (р)
П/и «Птички в клетке» - способствовать совершенствованию выполнения основных движений при беге, действовать по сигналу. Развивать координацию движений, способность концентрировать и распределять внимание (ф)
П/и «Ласточка» - закреплять умение детей бегать легко и ритмично, согласовывать движения рук и ног при беге. Развивать ловкость, координацию движений, воспитывать доброжелательность, укреплять здоровье детей (ф)
Предметно-пространственная среда
Различные изобразительные материалы, наборы для детского творчества
Атрибуты, маски для подвижных игр
Лэпбук «Перелётные птицы»
Книги для самостоятельного чтения и рассматривания иллюстраций
Иллюстрации с изображением разных видов гнезд
Открытки с изображением птиц
Картотека подвижных игр, загадок Взаимодействие с семьей
Подготовка материала для лэпбука «Перелётные птицы» (фото птиц, стихи, пословицы, поговорки, народные приметы)
Подготовка к социальной акция «Поможем птицам весной» (изготовление кормушек, скворечников и др.)
«День птиц», подготовительная к школе группа
Цель: Продолжать обогащать знания детей о перелётных птицах, формировать представления о повадках, привычках, особенностях внешнего вида, способах приспосабливаться к окружающей среде; познакомить детей с перелётными птицами Кировской области.
Итоговое мероприятие: праздник «День птиц» - беседа «Польза, приносимая птицами, их охрана и привлечение», уголок-выставка, посвященный Дню птиц; выпуск газет, изготовление и развешивание гнездовий – материал к празднику см. «В союзе с природой» - эколого-природоведческие занятия и развлечения с детьми, стр. 131.
НОД
Развитие речи: Тема "Составление описательного рассказа по репродукции А. К. Саврасова "Грачи прилетели" : Формировать умение детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине: понимать содрежание, связно, последовательно описывать, что изображено (В. Гербова, стр. 136)
Рисование «Ласточки в полёте и на гнезде» : Развивать навыки рисования наброска рисунка карандашом. (О. А. Скоролупова «Перелётные птицы», стр. 162)
Лепка Тема: «Малиновка в гнезде» (плетение) : Развивать навыки лепки фигурки из составных частей. Учить новому приему плетение (О. А. Скоролупова, стр. 83)
Конструирование «Грачи прилетели» (оригами) : развивать навыки конструирования из бумаги по схеме. Развивать интерес к искусству оригами. (О. А. Скоролупова «Перелётные птицы» стр. 69)
Ознакомление с окружающим: «Птицы весной» : обогащать знания детей о птицах, прилетающих из теплых краев весной, их названия, весенних хлопотах, значении в природе. Показать зависимость возвращения птиц от пробуждения природы. Закреплять представления детей о строении птицы, побуждать узнавать птицу по ее характерным особенностям силуэта: клюву, лапам, шее, хвосту, крыльям. Воспитывать интерес, бережное, заботливое отношение к птицам.
Деятельность в режимных моментах
Книжкин час: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», В. Бианки «Чей нос лучше», «Кукушонок» - развитие эмоциональной отзывчивости, безопасное поведение в природе (с-к)
Дидактическая игра «Улетает – не улетает» - закрепить названия перелетных птиц (п)
Дидактическая игра «Назови птиц Кировской области» (Серая цапля, Рябинник, Полевой лунь, Перепел, Обыкновенная горихвостка, Чибис, Соловей, Галстучник, Варакушка, Серая славка, Озерная чайка, Пеночка, Кукушка, Черный стриж, Вертишейка, Болотная камышевка, Ласточка, Гагара, Баклан, Выпь, Каравайка, Аист, Шилохвость, Кряква, Казарка, Морянка и др.) (п)
Мини-лаборатория «Птичья столовая» (с-к)
П/и «Перелёт птиц», «Птички на дереве», «Совушка» - упражнять в быстром беге (ф)
Ситуативный разговор «Чем дышит человек и птица?» (п)
Оздоровительная гимнастика «Птицы» (ф)
Викторина «Птицы – наши друзья» - закреплять знания детей о птицах, умение обобщать и классифицировать; выделять взаимосвязь в природе. Закреплять умение понимать и расшифровывать модели. Воспитывать любовь к птицам и формировать заботливое отношение к пернатым; вызвать у детей радость и удивление от наблюдения за жизнью птиц через иллюстрации, художественное слово, игры (с-к, п)
Инсценировка для малышей «В гости прилетели» - развивать артистические способности, закреплять знания о птицах (х-э)
Пантомима «Расскажи без слов», «Что это за птица?», «Придумай сам» - познакомить с пантомимой (х-э)
Знакомство с моделью «Птица» - уточнить представление детей о строении птиц. Совершенствовать умение пользоваться знаково-символической схемой строения птиц (п)
Д/и «Сравни двух птиц» - развивать словестно-логическое мышление (р)
Книжкин час «Экологическая» - уточнить знания детей о экологических тревогах
Предметно-пространственная среда
Медиа презентация «Птицы нашего края»
Альбомы - оригами «Птицы»
Серия демонстрационных картин «Перелётные птицы», «Кочующие птицы», «Водоплавающие птицы»
Мнемотаблицы к выученным стихотворениям
Лэпбуки «Птицы», «Птицы Кировской области»
Кроссворды «Птицы», ребусы, головоломки
Красная книга Кировской области (птицы)
Красная книга РФ (птицы) Взаимодействие с семьей
Сбор материала для лэпбуков по птицам (+Кировской области)
Творческая мастерская «Наши руки не для скуки!» - подготовка к празднику «День птиц» (заучивание стихотворений, пошив костюмов, декораций, изготовление гнездовий)
«Наш дом - Земля», старшая группа
Цель: развивать интерес к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений, воспитывать гуманное отношение к природе.
Итоговое мероприятие: презентация «Наш дом – Земля»
НОД
Изодеятельность «Разноцветные сосульки» - расширять кругозор детей, изучить свойства воды (см. О. В. Дыбина «Творим. Изменяем. Преобразуем», стр. 77)
Ознакомление с окружающим «Портрет Земли» - познакомить детей с историей появления и использования географических карт (см. Т. И. Гризик «Познаю мир», стр. 113)
Экология «Удивительное место на Земле» - упражнять детей в умении ориентироваться на карте мира, формировать интерес к миру (см. Т. И. Гризик «Познаю мир», стр. 133)
Экология «Охранять природу – значит охранять родину» - воспитывать у детей экологическую культуру (см. «В союзе с природой» - эколого-природоведческие занятия и развлечения с детьми, стр. 103) Деятельность в режимных моментах
Ситуативный разговор «Почему у глобуса «белая шапка?» (см. «Почемучка», «Педагогика – Пресс», Москва, 1996 г.) (п)
Книжкин час «Экологическая тревога «Почему нельзя рвать» - уточнить знания детей о экологических тревогах (п, х-э)
Бюро «Добрых услуг» - Птицы и зверьё, меняйте своё жильё! Кому очень жарко, кому слишком сыро, БЮРО – подыщет другую квартиру, - чтоб каждому жить удобнее было» - совместное обсуждение по данной теме (п, с-к, х-э)
Наблюдения в природе – уточнить и расширить представления детей о животном и растительном мире, о характерных особенностях весны, об охране растений) (п)
Познавательные сообщения «Знаете ли вы….» - мир человека, мир природы - уточнить представления детей по данной теме (п)
Викторина «Правила безопасности» закрепить с детьми правила личной безопасности, с которыми знакомились в течение учебного года (с-к, ф)
Викторина «Клуб знатоков» - встреча со сказочными героями, особенности того или иного континента (п, р, ф)
Проектная деятельность «Мастерская природы» - вызвать интерес к проектной деятельности (п, с-к, х-э)
Предметно-пространственная среда
Полочка умных книг (место для познавательной литературы)
Панно «Наш дом» - в основе создания и работы лежит собранные детьми коллекции «Мы их знаем», «Растительный мир», «Уголок древнего мира» и др.
Книга Е. А. Седлецкой «Экологическая мозаика», Москва, Московская правда, 2000 г.
Картотека дидактических игр Взаимодействие с семьей
Копилка «Подарки весны» (пополнение копилки)
Встреча с интересными людьми (люди, родители с интересными увлечениями)
Сбор информации для презентации «Наш дом – Земля»