Пестова Светлана Васильевна
Консультация для родителей «Твердая пища и развитие речи»
Ребенок обязательно должен периодически принимать твердую пищу.
Среди прочих причин, вызывающих задержки речевого развития у детей, специалисты отдельно выделяют следующую: отсутствие, недостаточность у ребенка жевательного навыка.
Какая взаимосвязь между пищей и речью? – спросите Вы?
Публикация «Консультация для родителей „Твердая пища и развитие речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Продукты питания
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Объяснение простое: мышцы щек, языка, губ – входят в состав артикуляционного аппарата, а значит, выполняют ключевую роль в звукопроизношении. Пережевывая пищу, ребенок естественным способом тренирует все группы мышц, задействованных в речи. Такая тренировка - биологически обоснованная нагрузка для человека, которая помимо подготовки пищевого тракта, также готовит и речевой аппарат к дальнейшему совершенствованию речи.
Именно поэтому, этап перехода от жидкого питания к твердой пище – является очень важным периодом в развитии малыша. Задача родителей – помочь ему в освоении таких довольно непростых навыков, как жевание и глотание. Ориентировочный возраст для первого знакомства с твердой пищей – промежуток между 6 – 10 месяцами. А когда малыш уже научился жевать, наша задача создать ему такие условия, чтобы этот навык развивался и совершенствовался. Т. е. долю твердой пищи в рационе нужно постепенно увеличивать, а также предлагать разнообразные ее варианты. Конечно, если ребенок не готов, не нужно излишне спешить с введением в прикорм кусочков, но и не стоит откладывать этот опыт на долгий срок. Если обучение навыку жевания не происходит своевременно, в дальнейшем, при попытке ввести в рацион более плотную по консистенции пищу, ребенок может начать давиться предложенной едой, вплоть до возникновения рвоты, и надолго отказаться от пережевывания и глотания. Как следствие, у малыша формируется приверженность к жидкому и пюреобразному детскому питанию.
Кроме того, несвоевременное приобретение навыка жевания становится причиной слабости речевого аппарата и тормозит развитие речи ребенка. Вот почему очень важно, чтобы по мере физиологического созревания органов и систем маленького организма, постепенно изменялась структура и консистенция пищи. К сожалению, сейчас мы зачастую можем наблюдать картину, когда пища трехлетних детей сплошь гомогенизированная, пюрированная, «баночная», и как следствие – ребенок с атрофированными мышцами артикуляционного аппарата. У таких деток в дальнейшем нередко возникают проблемы со звукопроизношением. Итак, для развития подвижности артикуляторных мышц: не пренебрегайте возрастными нормами введения прикорма в виде твердой пищи;
Используйте ниблеры для деток самого раннего возраста, но не задерживайтесь на этом этапе слишком долго;
Ниблер – это аксессуар, предназначенный для введения первых прикормов вашего малыша. Составляющие данного прибора достаточно просты - это сеточка (или силиконовый контейнер, которая надежно крепится с помощью фиксационного кольца к эргономичной ручке.
Предшественником ниблера для наших мам была обыкновенная марля, в которую наши бабушки заворачивали ломтики фруктов или любой другой пищи и давали малышам на «исследование». Малыш сосал эту марлю, периодически покусывая и приобретая навыки жевания.
Если ребенку сложно с твердой пищей, тогда нужно именно УЧИТЬ его жевать. Да – да, казалось бы, такой естественный процесс, но в некоторых случаях малышу нужно помочь;
НЕ ЛЕНИТЕСЬ! Конечно, куда проще предложить уже умеющему жевать малышу супчик – пюре, чем долго и терпеливо кормить его супом «с кусочками», но поверьте, такая сиюминутная экономия времени в дальнейшем может вылиться в необходимость гораздо больших временных затрат, если ребенку вдруг придется посещать логопеда.
Учитель - логопед МБ ДОУ «Детский сад № 33»
Пестова С. В.