Нина Зеленкина
Трудовое воспитание в игровой форме
▼ Скачать + Заказать документы
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ
Игра – лучшее средство развития ребенка. В игре его можно научить не только бегать или прыгать, но и думать, принимать решения, развивать речь, делать выводы, вести себя в социуме, строить коммуникации – и, конечно, трудиться.
В детском саду с дошкольниками проводят различные игры: как на познание теории, так и практические.
Публикация «Трудовое воспитание в игровой форме» размещена в разделах
Первые направлены на расширение представлений дошкольников о разных профессиях, о навыках, необходимых для каждой из них, а также на умение соотносить действия людей с их профессиями, средствами и орудиями труда. К ним относятся, например, такие:
• Кто где работает?
• Кто это делает?
• Кто это умеет?
• Кто что делает?
• Кому что нужно для работы?
• Что сначала, а что потом?
• Угадай, что я делаю? И др.
Вторая категория позволяет в игровой форме освоить различные практические навыки. В таких играх дети учатся трудиться, подражая взрослым:
• водят и чинят машинки;
• накрывают стол для кукол;
• «готовят» в детской посуде;
• учатся пользоваться игрушечными приборами (утюгами, духовками, стиральными машинами, пылесосами).
Дома с успехом можно использовать все эти виды игр. Кроме того, прекрасным обучением являются такие домашние «трудовые» игры:
• кто быстрее (вытрет пыль, соберет игрушки);
• у кого лучше получится (убрать в комнате, сложить вещи);
• «Веселые истории» — в процессе бытовой домашней работы родители сочиняют и рассказывают детям интересные истории из «жизни» чашек и кастрюлек, гвоздей и молотков;
• «Ревизоры» : ребенку объясняют, что сегодня качество его уборки в игровой зоне проверит его любимый мишка (кукла, зайка) — старательность малышей при этом резко повышается;
• «Игрушечный быт» — родители вместе с детьми моют игрушечную посуду, стирают кукольные одежки, чинят сломанные игрушки и т. д. ;
• «Конкурс талантов» — соревнование между детьми (можно пригласить соседей или друзей) в рисовании, изготовлении всевозможных поделок, аппликаций. Это тренирует навыки ручного труда, развивает мелкую моторику.
ЧЕМ СТАРШЕ – ТЕМ УМЕЛЕЕ
Итак, взрослея, ребенок постепенно улучшает свои трудовые навыки в результате постоянного развития. В каждом возрасте ему можно поручать определенные домашние дела: чем ребенок старше, тем сложнее могут быть эти поручения. При этом не обязательно наваливать на малыша все дела, которые он в состоянии делать. Но определенный список обязательных поручений установить нужно.
Например, в 3 года малыш в состоянии:
• убирать по местам свои игрушки;
• относить грязную одежду в корзину для стирки;
• вытирать за собой разлитое;
• помогать убрать книги (журналы);
• вытирать пыль;
• накладывать домашнему питомцу еду в миску.
К 4 годам к этим навыкам добавляются новые:
• застилать свою постель;
• убирать со стола;
• выбрасывать мусор;
• поливать растения;
• готовить завтрак из молока и хлопьев;
• складывать чистые полотенца.
В 5 лет малыш становится еще более умелым, он уже в состоянии, кроме всего перечисленного, выполнять следующие действия:
• наливать себе воду или другое питье;
• готовить бутерброды;
• одеваться и завязывать шнурки;
• помогать загружать посуду в посудомойку;
• сортировать белье для стирки на цветное и белое;
• помогать взрослым в уборке двора, мытье машины;
• убирать за домашним питомцем лоток.
Шестилетний дошкольник может еще больше, ему можно поручать более сложную работу:
• подмести мусор (в том числе во дворе);
• доставать почту из почтового ящика;
• помогать закладывать белье в стиральную машину и развешивать его на веревку;
• отвечать на телефонные звонки;
• выгуливать домашних животных;
• работать граблями и тяпкой;
• вешать свою одежду в шкаф;
• чистить овощи.
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – работа планомерная, систематическая, построенная на взаимодополняемости действий воспитателей и родителей.
Для этого потребуется немало терпения, участия, любви. Но игра стоит свеч, ведь вырастить ребенка трудолюбивым в конечном счете значит сделать его успешным и счастливым.