Русалина Бикова
Трудовое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание является ключевым фактором успешной подготовки детей к взрослой жизни. Дети, воспитанные с раннего возраста в труде, обладают самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью и умением обслуживать себя. Труд также влияет на умственное развитие ребёнка, развивая сообразительность, инициативу, внимание и память. Труд развивает мышление, так как ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Вот он ухаживает за растениями — здесь важно заметить их рост, установить зависимость этого роста от того, как ребенок поливает, рыхлит почву.
Публикация «Трудовое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Трудовое воспитание включает в себя 4 основных аспекта:
• Самообслуживание (гигиена, одевание-раздевание, сервировка стола, приготовление несложных блюд, уборка постели, своей игровой зоны, стола после себя, уход за одеждой и обувью);
• Хозяйственно-бытовой труд (помощь во время готовки, стирки, уборки, ухода за животными или растениями);
• Труд на природе (уход за посадками и посевами, уборка дворовой территории);
• Ручной труд (изготовление различных поделок).
Ребёнок постепенно осваивает трудовые навыки. Младший дошкольник выполняет их под руководством взрослого, а старший дошкольник уже способен обучаться без прямого показа, а по словесному объяснению.
Оборудование для труда должно соответствовать возрасту и росту детей, быть безопасным и доступным. Педагог заранее готовит и проверяет инвентарь, приучая детей к бережному отношению и порядку на рабочем месте. Так, для хозяйственно – бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в уголке природы - лейки. Оборудование для труда детей на участке необходимо для того, чтобы правильно организовать деятельность детей во все сезоны. Предметы для труда (лопаты, совки, ведра, лейки, тачки, носилки и др.).
Трудовое воспитание должно быть интегрировано с семейным воспитанием, где дети видят примеры труда взрослых и участвуют в нём. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Это способствует воспитанию таких важных качеств, как отзывчивость, забота, бережливость, ответственность и самостоятельность. В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему.
Таким образом, трудовое воспитание детей дошкольного возраста – работа планомерная, систематическая, построенная на совместных действиях педагогов и родителей.