Светлана Мирошниченко
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Выступление старшего воспитателя МОАУ «СОШ № 24 г. Орска» (дошкольные группы) Мирошниченко Светланы Александровны по теме: «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» в рамках ГМО для педагогов ДОУ «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО.
Публикация «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
На современном этапе вопросы трудового воспитания дошкольников являются актуальными в воспитательно-образовательном процессе. Все чаще мы можем видеть то, как ребенок отказывается выполнять поручения родителей. Детям стало интереснее проводить время за телефонами и компьютерами, нежели заниматься поливом растений, подражать взрослым в уборке, готовке и т. п. Современные родители дошколят огромное внимание уделяют их умственному развитию, подготовке к школе и совсем не придают значения трудовому воспитанию в развитии ребенка. В последнее время часто приходится слышать от родителей, что детей сложно приучить навыкам самообслуживания, малыши ленятся, а сами родители и бабушки с дедушками берут на себя эти функции, все делая за ребенка. Возникают трудности в привлечении детей к уборке игрушек, поддержании чистоты и порядка в комнате и т. п.
Трудовое воспитание – это воспитание сознательного отношения к труду как основной жизненной потребности, а также таких черт характера, обеспечивающих успех в труде, как трудолюбие, старательность, добросовестность. Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей навыков и умений, уважения к труду взрослых, привычки к трудовой деятельности. Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности и формирования добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов.
Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Детский сад призван воспитывать у детей интерес к труду, формировать желание в будущем посвятить ему всю сознательную активную деятельность. Труд дошкольников имеет общественное значение. В давние времена, когда детство было короче и ребёнок раньше включался в деятельность взрослых, его труд также был общественно значимым. Однако современный ребёнок, особенно ребёнок дошкольного возраста, не может включаться в производство и, следовательно, не может создавать материальные ценности. Труд детей носит воспитательный характер – так на него смотрят взрослые. Труд удовлетворяет потребность ребёнка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми – так воспринимает эту деятельность сам ребёнок. Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру – играют водой для умывания, обыгрывают трудовые действия и т. д. В младшем дошкольном возрасте отчётливо выражено стремление превратить трудовой процесс в игру, но даже и старшие дошкольники, пока не овладеют трудовыми действиями или инструментами, тоже играют ими, обыгрывают их. И всегда с удовольствием принимают игровую ситуацию, связанную с трудом.
В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения, помогающие ребёнку становиться независимым от взрослого, самостоятельным, ребенок постепенно расширяет содержание трудовой деятельности, а также овладевает умениями работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе. Труд ребёнка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» формирующийся нравственный облик ребёнка. В труде развиваются многие жизненно важные качества личности: воспитывается положительные взаимоотношения между детьми, формируются привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовность принять участие в труде. Воспитатели ставят перед собой задачи: сформировать, во-первых, такие нравственно-волевые качества, как усидчивость, настойчивость, ответственность, добросовестность, творческое отношение к делу, и, во-вторых, взаимопомощь, поддержку, умение договариваться, желание научить другого и научиться самому, сопереживание и др. Для решения этих задач применяются разнообразные методы: совместная деятельность детей, детей и взрослых, беседы, проблемные ситуации и логические задачи, общение в процессе труда и др.
В труде дошкольники успешно усваивают и закрепляют нравственные нормы поведения, у детей формируются навыки организации своей и общей работы и формируется положительное отношение в группе – т. е. умение работать согласованно.
Основные задачи трудового воспитания :
- помощь ребёнку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений);
- развитие личности ребёнка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия);
- развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
- формирование положительного отношения к труду;
- формирование системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности, жизненного и профессионального самоопределения, выбора профессии.
Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цели, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели. Трудовое воспитание основано на стремлении детей к активности и самостоятельности. Элементы трудовой деятельности и направлены на удовлетворение их потребности в активной деятельности. Ребенка привлекает не конечная цель труда, не его результат, а сам процесс. При этом часто дети, освоив один прием трудовой деятельности, бросают работу, не доводят ее до конца. Такое отношение детей к результату труда соответствует их ситуативным интересам.
Под руководством взрослых дети получают знания о труде, о профессиях, о том, кто и как делал игрушки, самолеты, машины, выпекал хлеб и т. п. Ребята в семье, в детском саду обучаются не только трудовым умениям и навыкам, но и постоянно знакомятся с трудом взрослых. Такое знакомство воспитывает у детей уважение к труду других людей, учит бережно относиться ко всему тому, что создано человеком. В совместной деятельности дошкольники учатся распределять обязанности, выполнять поручения-сверстника или старшего по возрасту. Многие дошкольники стремятся в процессе выполнения трудовых поручений проявлять творчество, вносить в работу элементы игры.
Если труд организован правильно, ребенок прилагает определенные усилия, развивает физическую силу и волю. Организуя трудовую деятельность дошкольников различных возрастных групп, нужно помнить, что труд должен быть целесообразным, полезным для развития ребенка, посильным и результативным.
Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребёнок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьёзного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желанию трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.
Трудовые умения и навыки, которыми овладевает ребёнок дошкольного возраста, различны. Их характер и объём обусловлены спецификой того или иного вида труда, его конкретного содержания. Например, труд по самообслуживанию, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, труд в природе. Различные виды трудовой деятельности дают возможность ребенку самоутвердиться, вступать в общение со сверстниками и взрослыми, хорошо представляя свои трудовые обязанности. Кроме того, воспитатель формирует у детей умение планировать свой труд, делить его на определенные этапы, формирует способность распределять обязанности между детьми, если труд носит коллективный характер.
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трё х основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности. Средства трудового воспитания детей дошкольного возраста должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых, о труженике, его отношениях к делу, о важности труда в жизни общества.
Такими средствами являются:
1. ознакомление с трудом взрослых;
2. обучение навыкам труда, организации и планированию трудовой деятельности;
3. художественные средства (художественная литература, музыка, изобразительное искусство).
Трудовая деятельность в природе как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет большое значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ним человека. Всё это положительно влияет на развитие их мышления, создаёт основу для материалистического миропонимания. Главное – это уважать труд ребенка, показывать его значимость для других. Только в этом случае дети научатся уважать труд других людей.
Таким образом, трудовое воспитание – это важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Именно в труде дети овладевают разнообразными умениями и навыками, необходимыми в повседневной жизни. Важно воспитать в ребёнке любовь к труду, чтобы трудовая деятельность приносила только радость, новые открытия и возможность развивать свои умения и навыки.