Лучший педагог года

Трудовое воспитание детей 14 группы старшего дошкольного возраста

корниенко
Трудовое воспитание детей 14 группы старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Если ребенок вложил частицу

своей души в труд для людей и

нашел в этом труде личную радость,

он уже не может стать злым,

недобрым человеком».

В. А. Сухомлинский

Трудовое воспитание — это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.

Публикация «Трудовое воспитание детей 14 группы старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание.

Многие дети нашей группы проявляют живой интерес к любым видам труда. За любое поручение берутся с охотой, стараются, начатое дело доводят до конца. Умеют работать сообща.

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего необходимо отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Дети моют руки без напоминания, по необходимости, умеют заправлять постель, самостоятельно переодеваются, наводят порядок в шкафу. Мы стараемся приучать детей бережно относиться к вещам: вешать одежду сушить, аккуратно складывать вещи в свой шкафчик после прогулки.

При обучении самообслуживанию используем различные алгоритмы. Они полезны при формировании представлений о последовательности действий.

А имеющиеся в группе специальные пособия помогают обучать детей застегивать молнии, пуговицы, завязывать шапочки, зашнуровывать ботинки.

Показывая правильные приемы, мы, таким образом, открываем для детей «маленькие секреты», облегчающие выполнение тех или иных действий (застегивать пуговицы на рубашке лучше снизу, а не сверху, тогда можно контролировать, что ты делаешь, видеть последнюю пуговицу и последнюю петлю и соединять их).

Таким образом, труд по самообслуживанию позволяет закрепить у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

Основное внимание уделяем и ручному труду. Этот вид труда развивает конструкторские навыки и играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей.

Дети в нашей группе охотно включаются в работу по ручному труду.

Правильно организованный ручной труд в детском саду и семье даёт детям углубленные знания о качестве и возможности различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребёнка к последующему обучению в школе.

Каждый год в сентябре мы организовываем осенние выставки. Это уже добрая традиция нашего детского сада. Дети создавали поделки в группе и с родителями дома. Работы получаются просто замечательные, жалко только, что из овощей они недолговечны.

Цветы ко Дню матери и составление из них творческой композиции. Изготовили сумочки с цветами в подарок маме. К Новому году учились вырезать снежинки, делать гирлянды. Уже в старшей группе мы учим детей складывать бумагу в разных направлениях, делать разметку с помощью шаблона, образца. Решая эти задачи, мы на занятиях работаем с бумагой, картоном. Дети с удовольствием работают с бумагой и картоном, поскольку они достаточно легко поддаются обработке. Если ребёнку предлагать различные сорта бумаги, он получит представление о том, что бумага бывает мягкой, жёсткой, различной толщины и прочности, блестящей и матовой, всевозможной окраски, значит с ней можно по разному действовать. Работая с плотной бумагой, детям приходится затрачивать значительно большее напряжение, что положительно сказывается на моторные функциях руки.

Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных умений дети незамедлительно получают готовую поделку. Ребёнок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. Ручной труд способствует развитию согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении движений. Как отметил В. А. Сухомлинский, «истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». У детей развивается воображение, творческое и конструктивное мышление. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных навыков и умений. В труде воспитывается самостоятельность, активность, дружелюбие, аккуратность.

Конечно, нельзя не сказать о труде в природе. Труд в природе создаёт благоприятные условия для физического, умственного и сенсорного развития знания. Приучая детей к уходу за растениями, мы стараемся воспитывать трудолюбие, объясняя детям значение ухода для роста растений.

Дети научились правильно ухаживать за комнатными растениями, поливают их по мере необходимости, опрыскивают, протирают листочки, рыхлят почву. Многие дети хорошо справляются с заданиями. Но были и такие, которые с трудом включались в работу. В таких случаях мы использовали такую форму работы как индивидуальные поручения. Они включают выполнение ребёнком конкретной задачи и позволяют ему получить определённые трудовые навыки и умения, а мы, в свою очередь, старались осуществить контроль за правильностью выполнения работы и за отношением ребёнка к получению результата. И эти дети были в восторге от результатов труда.

Каждый год мы сажаем огород на окне, дети охотно помогают. Есть дневники наблюдений, где дети делают заметки, т. е. зарисовывают свои наблюдения.

Весной в ящиках с землей выращиваем рассаду овощей и цветочную рассаду петуний, бархатцев, астр.

Дети нашей группы помогают сажать семена в ящички. Поливали и собирали сорняки, а весной помогают высаживать рассаду на клумбы. А зимой совместно с детьми и родителями делали кормушки и ежедневно кормили птиц на прогулке, наблюдали, какие птицы прилетали в «Птичье кафе».

Хозяйственно-бытовой труд способствует формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, а вместе с тем развитию коммуникативных способностей ребенка. Он необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности не столь заметны.

Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Мы учим детей замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его.

Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. Обязательно оцениваем нравственную сторону трудового участия детей: "Катя и Полина хорошо помогли нашей няне, какие молодцы!", "Настя — заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!" Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.

Для рациональной организации бытового труда в условиях детского сада мы использовали следующие направления: совместная деятельность детей и взрослых, показ разнообразного труда взрослых детям и объяснение его назначения. Эти направления, на мой взгляд, воспитывают у детей положительное отношение к труду. Проводим беседы о различных профессиях. Дети рассказывают кем работают родители. Использование иллюстраций людей разных профессий, сюжетно-ролевые игры «Поликлиника», «Парикмахерская», «Магазин», «Цирк», «Библиотека», «Семья», «Водители», дидактические игры «Кем быть?», «Играем в профессии», рассматривание альбома «Кем быть», рассказы о профессиях, беседы, чтение художественной литературы «Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова, заучивание пословиц, поговорок о труде, рисование и аппликации на темы «Строители», «Мой папа на работе», «Профессия моей мамы» и другие – все это способствует ознакомлению детей с трудом взрослых, воспитанию интереса и уважению к их труду.

При знакомстве с работой продавцом старались обратить внимание детей на порядок (продукты лежат на витрине, продавец взвешивает, раскладывает по пакетам).

Беседуя о работе парикмахера обращали внимание на специфику их работы, оборудование и материалы, необходимые для работы. Парикмахер делает прическу, чтобы человек был красивым, привлекательным. Старались вызвать у детей чувство радости, волшебными превращениями, которые происходят во время труда.

Гуляя на участке детского сада, мы наблюдали за работой дворника. Оказывали ему посильную помощь.

Так, наблюдая за трудом взрослых, дети приходят к потребности трудиться, чтобы окружающий их мир стал красивым.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в форме дежурств.

Дежурства- форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.

В старшей группе дежурства организовываются по столовой, уголку природы и по занятиям. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило, дети дежурят вдвоем. При подборе дежурных учитываются растущие дружеские связи между детьми, удовлетворяется их желание работать с кем-либо из сверстников. Ведем журнал дежурных, чтобы дети знали кто дежурит. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Оценивая работу дежурных, мы подчеркиваем их старательность, тщательность выполнения обязанностей, заботу о товарищах, помощь, оказанную взрослому.

Для успешного решения задач по трудовому воспитанию помогла работа с родителями беседуя, мы пришли к выводу, что в каждой семье труд считается одной из важнейших задач в воспитании ребёнка. Почти у каждого ребенка имеются свои трудовые обязанности, они охотно их выполняют.

К сожалению, не все родители знакомят своих детей со своей профессией более углублённо, а дают только поверхностные знания.

Мы пополнили родительский уголок рекомендациями и консультациями по трудовому воспитанию.

Родители помогают нам в благоустройстве участка (Строительстве горки и снежных построек, они активно принимают участие в совместных с детьми конкурсах: «Дары осени», «Новогодняя игрушка», «Кукла одетые по профессиям, акциях «Птичье кафе».

Таким образом, необходимо отметить разнообразие видов детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Осуществляя широкую программу трудового воспитания, формируя знания о трудовых процессах, необходимые для участия в труде умения и их направленности — все это обеспечивает успешность самостоятельного труда детей. Овладение навыками оказывает непосредственное влияние и на формирование личностных качеств, например, самостоятельности. Ребенок становится способным не только сам умыться, раздеться, протереть пыль, убрать игрушки на место, но и помочь другим детям. Это позволяет ему не только утвердиться в коллективе в качестве умелого и отзывчивого товарища, приобрести уверенность в себе, в своих возможностях. Большую роль играют трудовые навыки при формировании у детей правильного отношения к собственному труду: готовности участвовать в любой работе независимо от ее привлекательности, доводить дело до конца, прилагать трудовые усилия. Все это создает благоприятную основу воспитания таких качеств, как ответственность, инициативность, целеустремленность, настойчивость, решительность.

Публикации по теме:

Игра «Монополия». Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаИгра «Монополия». Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экономическое воспитание (финансовая грамотность) является одной из социальных проблем общества, которая тесно связана с семьей и детьми.

Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Воспитание должно развить в человеке уважение и любовь к труду; оно должно дать ему и.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Фотоотчёт «Трудовое воспитание детей в ДОУ и дома»Фотоотчёт «Трудовое воспитание детей в ДОУ и дома» Фотоотчёт «Трудовое воспитание детей в ДОУ и дома» Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Повестка дня. 1. Формирование у детей любви к природе, бережного к ней отношения. 2. Игры, конкурсы, практикумы за «круглым столом». 3.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

«Зеленые друзья нашей группы». Экологическое воспитание детей дошкольного возраста«Зеленые друзья нашей группы». Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - важная составляющая процесса гармоничного развития. Поэтому знакомство с природой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Трудовое воспитание детей 14 группы старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 января 2021 в 07:33
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Трудовое воспитание детей 14 группы старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем корниенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД