Ольга Шилова
Труд и терпение превращаются в умения
Трудовое воспитание — это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.
Публикация «Труд и терпение превращаются в умения» размещена в разделах
Многие дети нашей группы проявляют живой интерес к любым видам труда. За любое поручение берутся с охотой, в основном доводят начатое дело до конца. Умеют работать сообща. Дети в нашей группе регулярно выполняют различные виды труда, а именно: самообслуживание, труд в природе, ручной труд, хозяйственно - бытовой труд.
.
Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего хочу отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка.
Дети моют руки по необходимости. без напоминания самостоятельно переодеваются, наводят порядок в шкафу, вешают свои вещи сушиться после прогулки.
Я стараюсь приучать детей бережно относиться к вещам: чистить одежду, обувь, вешать одежду сушиться при необходимости. Здесь я подчёркиваю то, что беречь одежду и обувь следует не только потому, что надо быть опрятным, но и из чувства благодарности к родителям, купившим эти вещи.
Дети научились правильно ухаживать за комнатными растениями, поливать по мере необходимости, опрыскивать, протирать листочки, рыхлить. В некоторых случаях я использовала такие формы работы, как индивидуальные поручения. Они включают выполнение ребёнком конкретной задачи и позволяют ему получить определённые трудовые навыки и умения, а я старалась осуществлять контроль за правильностью выполнения работы, за отношением ребёнка к получению результата. Дети были в восторге от результатов труда.
Гуляя на участке детского сада, мы наблюдали за работой дворника. Оказывали дворнику помощь. Наблюдая за трудом взрослых, дети приходят к потребности трудиться, чтобы окружающий их мир стал красивым.
.
В работе с детьми я использую пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогали мне в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка: «Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают»; высказать отношение к лени: «У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»; подчеркнуть важность труда : «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи». Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания. Дети с удовольствием познакомились с работой повара детского сада и дворника. В итоге моей работы в первом полугодии учебного года по трудовому воспитанию детей, я сделала вывод: большинство детей хорошо овладели умениями и навыками по самообслуживанию, хозяйственно-бытовом и ручном труде, уходе за растениями. У ребят формируются такие качества личности, как гуманность, трудолюбие, уважение к труду сверстников и взрослых, чувство дружбы, самостоятельность, инициативность, отзывчивость, сознательность