Марина Ушакова
Консультация для родителей «Три года: помогаем маме»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок уже многое может, а все ваши просьбы он воспринимает как увлекательные задания. Ему интересно подметать, гоняя пыль по всей комнате, мыть посуду, заливая кухню. Пользуйтесь этим, пока ему в радость и он не отвечает на ваши просьбы, закатывая глаза: «Ну ма-а-а-ам…» А посуду можно потом и перемыть.
По тому, как малыш взаимодействует с окружающим миром, можно судить о его физическом и умственном развитии. В педиатрии существуют списки (чек-листы) навыков и умений, которые должны быть у большинства детей определенного возраста.
Публикация «Консультация для родителей „Три года: помогаем маме“» размещена в разделах
Помните, дети развиваются в собственном темпе: кто-то учится быстрее, другим нужно время. Не переживайте, если малыш не следует этим строгим спискам. А если волнуетесь, обсудите ваши опасения с педиатром на плановом приеме.
Физическое развитие
В течение третьего года жизни большинство малышей набирают около 1,8 килограмма веса и вырастают на 5–8 сантиметров. «Нормальные» рост и вес трудно определить. Ребенок может быть не таким высоким, как его сверстники, или весить больше — главное, чтобы он продолжал расти в своем темпе. Темпы роста отслеживает врач, и он может заметить, когда отклонения от нормы говорят о возможных проблемах со здоровьем.
Чек-лист: что умеет ребенок
Большинство детей в три года :
демонстрируют привязанность к друзьям, поддерживают плачущего друга, активно участвуют в совместных играх;
копируют поведение окружающих;
становятся более самостоятельными: одеваются и раздеваются, выполняют просьбы, состоящие из 2-3 последовательных шагов, разговаривают достаточно хорошо для того, чтобы их понимали даже незнакомые люди;
называют свои имя, возраст, пол. Знают имена друзей и называют их;
проявляют широкий спектр разных эмоций. Могут переживать, если в привычном распорядке дня что-то меняется;
в разговоре используют по 2-3 предложения за раз, используют слова «я», «мы», «ты» и слова во множественном числе: «машины», собаки», «кошки». К трем годам словарный запас малыша обычно составляет примерно 200 слов;
поворачивают дверные ручки и откручивают крышки банок;
легко играют в игрушки с кнопками, переключателями и движущимися деталями, собирают простые пазлы;
рисуют замкнутый круг карандашом или мелком. Строят башни более чем из 6 кубиков;
хорошо лазают, уверенно бегают;
поднимаются и спускаются по лестнице, ставя одну ногу на каждую ступеньку.
Малыш растет и развивается в своем темпе, и не всегда его можно подогнать под общий график. Обратитесь к педиатру, если ребенок:
часто падает или затрудняется спускаться и подниматься по лестнице;
нечетко разговаривает, окружающим сложно его понять;
не осваивает простые действия, например детские пазлы, поворачивание дверной ручки);
не разговаривает предложениями;
не понимает простых просьб;
не играет в ролевые игры;
не играет с игрушками, не общается с другими детьми;
не смотрит в глаза;
теряет уже освоенные навыки.
Как учить малыша
Вы можете помочь своему ребенку учиться, расти и осваивать новые навыки. Вот как это сделать.
Установите правила поведения для ребенка, следите за их соблюдением: объясните, что нельзя отбирать чужие игрушки, раскидывать мамины украшения и рисовать на обоях. Хвалите малыша за их выполнение и наказывайте за нарушения. Например, в качестве наказания ребенок может полминуты молча просидеть на стуле у себя в комнате.
Обращайтесь к ребенку с просьбами, состоящими из нескольких шагов, например попросите его пойти в комнату и принести расческу. Привлекайте малыша к выполнению домашних обязанностей, таких как уборка в комнате или мытье посуды.
Обсуждайте с малышом его эмоции. Например: «Я заметила, что ты злишься, потому что ты кидаешься кубиками. Почему ты злишься?». Обращайте внимание ребенка на проявления чувств в книгах, которые читаете, или в мультфильмах, которые смотрите. Помните о том, что малыш пока не контролирует свои эмоции. Ваша задача научить его не пинать и не кидать предметы, а выражать эмоции словами.
Будьте последовательны и понятны в обращениях к ребенку. Если вы ему в чем-то отказываете, объясните причину. Например: «Нет, тебе нельзя играть с ножницами, потому что они острые и ты можешь пораниться».
Чаще бывайте на природе, и позволяйте ребенку изучать мир. Пусть малыш исследует все вокруг так, как ему хочется, без правил и заданий. Не забывайте следить за его безопасностью и помогайте, если он столкнется с трудностями, например где-то застрянет.
Режим дня
В три года дети спят около 10–13 часов в сутки. Поскольку малыш очень активен, ему требуется сон днем. Даже если ребенок не может заснуть, постарайтесь выделить в течение дня «тихий час», чтобы малыш мог отдохнуть и расслабиться.
В этом возрасте малышам периодически снятся кошмары. Чтобы помочь ребенку справиться со страхом, вы можете создать «ночной комплект» : фонарик или ночник, любимая книга, мягкая игрушка, уютный плед. Объясните малышу, для чего этот набор нужен, и уберите туда, откуда ребенок сможет достать его самостоятельно.
Чтобы бороться с кошмарами, некоторые родители остаются с ребенком, пока он не уснет. Это может временно помочь справиться с кошмарами. Но малыш может привыкнуть засыпать только в присутствии родителя, и это навредит режиму обоих. Важно успокоить малыша, но ребенок все же должен научиться засыпать самостоятельно.
Вот что можно сделать, чтобы помочь малышу выработать режим перед сном.
Используйте кровать только для сна, а не для игр или просмотра телевизора.
Ограничьте количество еды и питья перед сном.
Сделайте спальню тихой и уютной.
Позвольте ребенку выбирать, какую пижаму надеть и какую мягкую игрушку взять с собой в постель.
Укладывайте малыша спать, чтобы он почувствовал себя в безопасности: проводите его до кровати, укройте одеялом, прочитайте сказку на ночь.
Питание
Предлагайте ребенку трехразовое питание и два питательных перекуса в день. Аппетит малыша уменьшается, поскольку он растет не так быстро, как раньше. В этом возрасте дети учатся определять, когда они наелись, поэтому будьте готовы, что малыш не будет доедать все, что лежит в тарелке. У ребенка должен быть свой набор посуды подходящего размера, которым ему удобно пользоваться.
В три года у многих детей появляются определенные пищевые привычки и любимые блюда. Позвольте ребенку самостоятельно выбирать, что и в каком количестве есть. Малыш может «застревать» на одной еде, но обычно это не длится долго.
Лучшие напитки для детей вода и молоко (в том числе безлактозное). Также можно давать малышу до 120 мл фруктового сока, но все же лучше сделать выбор в пользу свежих фруктов: в них больше клетчатки и меньше свободного сахара.
Советы по уходу
Малыш уже довольно независимый, так что можно приучать его к уходу за собой. Объясните ему, как нужно умываться и чистить зубы самостоятельно.
Чистите с ребенком зубы два раза в день небольшим количеством зубной пасты (порция пасты должна быть примерно размером с горошину). Проследите, чтобы паста была фторсодержащая — это поможет защитить зубы от кариеса. Запланируйте визит к стоматологу для осмотра.
Безопасность дома
В три года ребенок уже очень подвижный, активный и любопытный. Вот что можно сделать для его безопасности:
храните мелкие, острые, хрупкие, горячие предметы, лекарства и чистящие средства там, где малыш их не достанет;
закройте розетки специальными крышками, установите детские замки на дверях и шкафах;
прикрепите к стене книжные шкафы, телевизоры и их подставки;
не оставляйте малыша без присмотра около воды в ванне, рядом с бассейном или водоемом;
если ребенок катается на велосипеде или самокате, на нем должен быть комплект защиты: шлем, наколенники и налокотники;
не берите горячие напитки, если ребенок сидит у вас на коленях.
Игры
Во время игр вы также можете помочь ребенку освоить новые навыки. Вот список полезных и приятных занятий для вас и вашего трехлетнего малыша.
Соберите ребенку его «набор для творчества» с бумагой, мелками и красками. Раскрашивайте, рисуйте линии и геометрические формы вместе с ним.
Играйте в игры со счетом: вместе пересчитывайте пальцы или предметы, которые вы используете каждый день.
Играйте в игры на наблюдательность и внимание. Просите вашего ребенка найти в книге или дома похожие предметы, предметы одинакового цвета, одинаковой формы.
Устраивайте игры с другими детьми у себя дома или в новой для вашего ребенка обстановке.
В три года малыш может активно интересоваться экранами телефона, телевизора или компьютера. Пока еще рано оставлять ребенка один на один с гаджетами, но уже можно вместе с ним смотреть образовательные программы или звонить родственникам. Ограничьте время перед экранами до 1–2 часов в день.