Светлана Громова
Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений «Ребёнок — зеркало нашей семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений
«Ребёнок – зеркало нашей семьи»
Автор: педагог-психолог Громова Светлана Юрьевна
Ребенок – зеркало семьи,
как в капле воды отражается солнце,
так и в детях отражается
нравственная чистота матери и отца
В. Сухомлинский
Цель: обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи тренинга :
Темочки:
- повышение функциональной психологической компетентности родителей в вопросах воспитания,
- оптимизация форм эффективного взаимодействия родителей и детей в процессе воспитания детей.
- усиление способности родителей к пониманию своего ребенка.
ПРИВЕТСТВИЕ
Цель: создание доброжелательной атмосферы, снятие эмоционального напряжения.
Вначале я предлагаю вам немножко окунуться в мир детства и поиграть в игру «Здравствуйте!»
Давайте встанем в 2 колоны и поздороваемся со своим соседом несколькими способами, принятыми в различных странах. Я называю страну и форму приветствия, а вы выполняете действия:
1. В России принято пожимать друг другу руки.
2. В Италии – горячо обниматься.
3. В Бразилии - хлопать друг друга по плечу.
4. В Зимбабве – трутся спинами.
5. В Македонии – здороваются локтями.
Большое спасибо, присаживайтесь.
УПРАЖНЕНИЕ «УЛЫБНИТЕСЬ»
Цель: создание доброжелательной атмосферы, снятие эмоционального напряжения.
«Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня смотрелся утром в зеркало?»
«А теперь, поднимите, пожалуйста, руку те, кто не только посмотрелся в зеркало, но и улыбнулся своему отражению?». И поскольку не все это сделали, я предлагаю сейчас посмотреть друг на друга, улыбнуться своему соседу и подарить свой позитивный настрой.
ВОПРОСЫ К УЧАСТНИКАМ:
- Как вы думаете, как надо общаться с ребёнком? (ответы родителей).
В первую очередь нужно принять своего ребенка полностью, таким, какой он есть, со всеми его послушаниями и капризами, хорошими и «плохими» чертами характера, и не забывать говорить ему про то, как вы его любите. С ребенком важно и нужно говорить на равных, тогда и он будет стремиться к общению.
Многим родителям иногда трудно сдержать отрицательные эмоции при общении с ребенком. Они срываются и кричат на сына или дочь, а потом мучаются чувством вины и спрашивают, что делать. Как этого избежать? Вам поможет техника «Я-сообщений».
УПРАЖНЕНИЕ «КАК ТЕБЕ ЛУЧШЕ?»
(3 пары, дорожка одна, по очереди)
Цель: показать важность общения родителей со своим ребенком и влияние стиля общения на успешность ребенка в будущем.
Ведущий. А сейчас я приглашаю родителей объединиться в пары и каждой паре преодолеть короткую дистанцию по ленте. Предлагаю карточки с высказываниями, которыми вы будете сопровождать движение своего напарника - «ребенка». Условия прохождения: один участник проходит по дорожке, а другой в это время сопровождает его движение сначала словами:
1. «Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю».
2. «Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься».
3. И последнее: «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».
МИНИ-ЛЕКЦИЯ «ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
Цель: показать важность общения родителей со своим ребенком и влияние стиля общения на успешность ребенка в будущем.
Просмотр видеоролика «Три послания»
Вопросы к нему
Педагог-психолог. Общение ребёнку необходимо, также как пища. Общение ребёнка с окружающими взрослыми это и условие, и главный источник его психического развития. Ребенок овладевает знаниями, навыками, умениями, способами взаимодействия человеческого общества только через взрослого.
А вот дефицит этого общения, ласки и любви нарушают развитие маленького человека.
Родителям, также стоит помнить о том, что теплые, партнерские отношения мамы и папы - это залог эмоционального благополучия ребенка и важнейшее условие его развития. Очень важно, чтобы в семье каждый мог слушать и слышать другого, умел искренне выражать свои чувства и эмоции, взаимовыгодно разрешать конфликты и уважать достоинство другого.
УПРАЖНЕНИЕ «ПИСЬМО О СЧАСТЬЕ» (3-5 МИНУТ).
Наша цель - воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.
Инструкция: группа родителей объединяется в 2 команды.
1 задание
1 команда – «ДЕТИ» : «Представьте, что вы дети. Вам предлагается написать письмо родителям о том, что нужно для счастья детей».
2 команда – «РОДИТЕЛИ» : «А вам предстоит написать письмо детям, о том, что нужно для счастья родителей».
В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому немного поближе познакомиться друг с другом.
2 задание
1 команда - родители
Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слова «Счастливый ребёнок»
2 команда - дети
Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слова «Эффективный родитель»
АРТ-ТЕРАПИЯ. РИСОВАНИЕ В ПАРАХ «МАМА-РЕБЕНОК» ОДНОЙ КИСТЬЮ НА ДВОИХ «МЫ ВМЕСТЕ»
Психолог: Сегодня мы будем рисовать совместный рисунок своих чувств. Возможно спонтанное произвольное рисование. Мама начинает красками и кистью рисовать первой, затем по сигналу рисунки с кистью передаются другому участнику пары «ребенок-мама». В полученный от участника рисунок другой участник вносит свою лепту: что-то исправляет, дорисовывает. Затем опять по сигналу рисунок и кисть передаются маме для продолжения создания коллективного образа «семейные чувства». Рисунками обмениваются несколько раз, до тех пор, пока каждый участник не сочтет рисунок завершенным.
По окончании работы психолог проводит обсуждение и высказывает свое мнение.
Презентация рисунков. Родители рассказывают:
- Как называется рисунок, какие чувства изображены?
- Кто был инициатором идеи?
- Кто что рисовал?
- Удобно ли было рисовать вдвоем?
- Какие чувства испытывали?
УПРАЖНЕНИЕ «Я ХОРОШИЙ РОДИТЕЛЬ, ПОТОМУ ЧТО…».
Родителям в кругу предлагается произнести фразу «Я хороший родитель, потому что…» и выделить положительное в процессе воспитания своего ребенка.
Мультфильм «Счастливый родитель – счастливый ребенок»
- Существует древняя притча:
«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусочек.
- Что еще тебе слепить? - спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».
- Всё в наших руках. И счастье наших детей тоже в наших руках.
УПРАЖНЕНИЕ «ЭКЗАМЕН»
Цель: вербализация чувств, сплочение родителей и детей. Участникам раздают бланки, которые дети и родители одновременно заполняют.
Любимый цвет ребёнка —.
Любимый праздник ребёнка —.
Любимая еда ребёнка —.
Любимая игрушка ребенка —.
Имя лучшего друга (подруги) ребёнка —.
Любимая песня ребёнка —.
После выполнения задания ответы сверяют.
Рефлексия. Передавая светящуюся звездочку, расскажите о своих впечатлениях и чувствах, возникших в течение собрания. Что понравилось? Что запомнилось? Что возьмите себе на заметку и в практику общения со своим ребенком?
Вывод: воспитание ребёнка необходимо начать, прежде всего, с самого себя. Ребёнку нужен родитель вовсе не идеальный, а умеющий слушать, понимать, принимать, разделять, помогать. Поведение ребёнка – это отзеркаливание вашего с ним общения и ваших действий.
Произнести агрессивно, настойчиво, уверенно:
«ИДИ, Я ТЕБЕ СКАЗАЛА, НЕМЕДЛЕННО! ИДИ ПРАВИЛЬНО, КАК Я ТЕБЕ ГОВОРЮ!»
Произнести нерешительно, беспокойно, неуверенно:
«МОЖЕТ, ТЫ НЕ ПОЙДЕШЬ? А ВДРУГ УПАДЕШЬ… ЕЩЕ ИСПАЧКАЕШЬСЯ…»
Произнести надежно, дружелюбно, уверенно:
«ВСЕ В ПОРЯДКЕ, Я ИДУ РЯДОМ С ТОБОЙ. ТЫ УМНИЦА, ХОРОШО ИДЕШЬ!»
Произнести агрессивно, настойчиво, уверенно:
«ИДИ, Я ТЕБЕ СКАЗАЛА, НЕМЕДЛЕННО! ИДИ ПРАВИЛЬНО, КАК Я ТЕБЕ ГОВОРЮ!»
Произнести нерешительно, беспокойно, неуверенно:
«МОЖЕТ, ТЫ НЕ ПОЙДЕШЬ? А ВДРУГ УПАДЕШЬ… ЕЩЕ ИСПАЧКАЕШЬСЯ…»
Произнести надежно, дружелюбно, уверенно:
«ВСЕ В ПОРЯДКЕ, Я ИДУ РЯДОМ С ТОБОЙ. ТЫ УМНИЦА, ХОРОШО ИДЕШЬ!»
Письмо родителям от детей
«Что нужно для счастья детей?»
Письмо детям от родителей
«Что нужно для счастья родителей?»
«Счастливый ребёнок» - это…
«Эффективный родитель» - это…