Татьяна Пьянкова
Тренинг «К аттестации готов? Всегда готов!» в соавторстве с педагогом-психологом
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг «К аттестации готов? Всегда готов!» в соавторстве с педагогом-психологом Батыркаевой Светланой Александровной
Цель: формирование психологической готовности педагогов к процедуре аттестации.
Задачи:
1. Создать представления об аттестации как о возможности профессионального и личностного роста, ее этапах и необходимых ресурсах для качественной подготовки.
Публикация «Тренинг „К аттестации готов? Всегда готов!“ в соавторстве с педагогом-психологом» размещена в разделах
- Аттестация
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
2. Способствовать снижению психического напряжения педагогов перед процедурой аттестации посредством способов психофизической саморегуляции, мобилизации личностных и профессиональных ресурсов для реализации профессиональных планов.
3. Актуализировать значимость помощи коллектива в профессиональной деятельности педагога.
4. Способствовать повышению профессиональной самооценки, педагогической уверенности.
5. Развивать навыки конструктивного взаимодействия в педагогическом коллективе.
1. Приветственное слово.
Уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас на встрече, посвященной важной теме для каждого педагога с говорящим и мотивирующим названием «К аттестации готов? Всегда готов!». Наша встреча пройдет в тренинговом практическом формате. От вашей активности будет зависеть ваш личный результат и результат коллективный, поскольку групповые практики у нас тоже будут.
2. Упражнение – знакомство «Алексей, Апельсин, Амстердам»
Каждый из участников по очереди представляет себя группе с помощью триады, в которой:
первое слово – его имя, второе–блюдо (желательно–которое он любит, заключительное слово – название города (возможно, где вы хотите побывать).
Примечание: все три слова начинаются с той же буквы, что и имя участника, к тому же за весь круг нельзя ни разу повторить названия блюд и городов, прозвучавших ранее.
-Все мы с вами уникальны и нет повторяющихся личностей. Но есть и то, что нас всех объединяет. Что же это? (ответы участников тренинга)
- Действительно, все мы педагоги и все мы проходили, проходим или будем проходить аттестацию.
II.Основная часть
1. Упражнение «Чудесный мешочек»
-А что для вас аттестация? Какие ассоциации у вас вызывает это слово? Предлагаем вам поработать с образами.
Инструкция: Участник вынимает из мешочка предмет и объясняет «через» него, что такое для него аттестация. «Аттестация похожа на …, потому что…»
Вывод: Аттестация – у всех эта процедура вызывает разнообразные ассоциации и чувства.
2. Мини-лекция
В период аттестации всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом абсолютно нормальная реакция организма. Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишне эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.
-Какое главное чувство педагог испытывает во время процесса аттестации?
Волнение, страх и … Одно из главных чувств это - тревога. Тревога в целом возникает при общей оценке ситуации как неблагоприятной. Тревога - настолько частый эмоциональный феномен, что некоторые исследователи считают ее нашим «сторожем» и определенный уровень ее даже считают нормой. Человека, лишенного чувства тревоги, называют беспечным. Однако, сильная тревога, длительная по времени, может перейти в более устойчивое состояние ТРЕВОЖНОСТИ, которое распространяется уже не только на аттестацию, но и на другие вопросы и сферы жизни. И тогда человек начинает тревожиться по поводу и без, зачастую не понимая, истинную причину захватившего его чувства.
Тревожность во время всего процесса аттестации вызывает целую кучу побочных эффектов. Это расстройства работы органов пищеварения, бессонница, эмоциональные всплески, недомогания, болезни.
Нередко прохождение аттестации является не столько проверкой компетентности педагога, сколько мощным психологическим испытанием.
Да к тому же, подготовка к аттестации зачастую требует длительного сидения за компьютером, чревата нарушением режима отдыха и работы, сопровождается эмоциональным перенапряжением. Как следствие, нервная система работает на пределе.
Однако, большей части всего вышесказанного можно избежать, если научиться эффективно организовывать своё время при подготовке к аттестации, выработать нужное отношение и настрой на аттестацию, определить личную тактику подготовки и владеть собой и навыками самопомощи. Одним словом овладеть навыком высокой стрессоустойчивости — это способность взять себя в руки и сохранять спокойствие и уверенность, что бы ни происходило вокруг, что актуально в любом вопросе и разных сферах нашей жизни.
3. Упражнение «Мои сильные /слабые стороны…»
Проведем ревизию того, что мы уже имеем, умеем и знаем про себя. Разделите лист на 2 части, слева запишите свои слабые стороны, что вам может помешать при аттестации, справа - сильные стороны, что вам может помочь при аттестации. На работу 5 минут. Будьте честны перед собой, как при определении слабых сторон, так и – сильных сторон.
Мои слабые стороны
(Что мне может помешать)
Мои сильные стороны
(Что мне может помочь)
4. Составление интеллект - карты «Аттестация» и работа в технике «Слон по кусочкам»
Объединитесь в 2 группы по желанию.
Мы предлагаем вам вспомнить аттестацию с точки зрения – процесса подготовки, используя 2 техники, интеллект-карта и «слон по кусочкам». У интеллект - карты есть центральная идея АТТЕСТАЦИЯ, и слон наш тоже имеет название АТТЕСТАЦИЯ. Пример интеллект – карты, чтоб вспомнить, что это такое лежит у вас на столе. В основе техники «слон по кусочкам» – это деление большой задачи на маленькие, каждодневные задачи, шаги. Мы к вам придем на помощь в случае затруднений. На работу 10 минут.
Обсуждение:
-Каких результатов вы достигли, составляя интеллект-карту и «слона по кусочкам»?
-Для тех, кого аттестация это пока только слово, появились какие – то представления, что это за зверь такой?
-Как вы думаете, будет полезен ваш продукт другим? Чем?
-Мы предлагаем результаты вашей коллективной работы разместить после встречи в методкабинете.
5. Упражнение «Живые карандаши»
Цель: актуализация значимости помощи коллектива в профессиональной деятельности педагога, развитие навыков конструктивного общения, эмпатии, создание позитивного эмоционального фона.
Оборудование: карандаши по количеству участников.
Инструкция: Каждый участник получает карандаш и делает попытку удержать его в вертикальном положении на одном пальце, убеждается в сложности этого задания.
Далее участники разбиваются на пары и удерживают карандаши вдвоем, убеждаются, что даже минимальная помощь коллеги существенно облегчает выполнение задачи.
Участники удерживают карандаши, замыкая общий круг, делаю шаг вперед, приседают, убеждаются, что даже сложные задачи решаемы в коллективе.
Вывод: Хотя процесс аттестации и кажется индивидуальным, что помощь коллектива в нем немаловажна.
6. Упражнение «Круг поддержки»
Цель: формирование позитивной мотивации педагогов к профессиональному росту, развитие эмпатии, коммуникативности.
Участники образуют два концентрических круга, внутренний круг образуют аттестующиеся педагоги, внешний - их коллеги. Участник, стоящий во внутреннем круге, т. е. аттестующийся поднимает руки ладонями вверх и принимает «подарки». Участник, стоящий во внешнем круге произносит фразу «Я считаю тебя профессионалом и дарю тебе…» и называет то качество или атрибут, который по его мнению больше всего подходит аттестующемуся для профессионального роста. Аттестующиеся произносят фразу «Я благодарю тебя». Внешний круг по команде психолога совершает движение по часовой стрелке 3-4 раза. «Круги» меняются местами.
– Какие чувства вы испытывали, получая слова поддержки?
– Ваши чувства и ощущения, когда вы говорите слова поддержки для тех, кто готовится к аттестации?
Вывод: необходимо перестать бояться обращаться за помощью к коллегам. Во-первых, так вы гораздо быстрее сможете найти ответ на свой вопрос. Во-вторых, дадите другому человеку возможность почувствовать себя полезным и нужным. На самом деле чаще всего люди готовы помогать! Просто иногда нам отказывают, когда не в то время подходим к человеку, застаем врасплох, когда человек занят важным для него дело, но всегда можно договориться, спросить, а когда лучше, удобнее ему пообщаться на тему аттестации.
7. Упражнение «Я уверен»
Цель: повышение профессиональной самооценки, педагогической уверенности через визуализацию образа личной профессионально неуверенности педагога и его позитивное преобразование.
Инструкция:
1. На листе бумаги участники в течение 5 минут рисуют свой страх и неуверенность, которые препятствуют его профессиональному росту, в т. ч. аттестации, в виде какого –то образа.
2. Рисунок видоизменяется при помощи цветных карандашей, ему придается позитивный эмоциональный настрой, дается смешное ласковое имя.
3. Глядя на вновь созданный образ, участник представляет себе пугающую профессиональную ситуацию и оценивает изменение своего отношения к ней.
-Как изменилось ваше отношение к своему страху, неуверенности после работы?
В период активной аттестации напряжение растет и от перегруза наш мозг начинает ошибаться, зависает. Чтобы этого не допустить, нужно соблюдение режима работы и отдыха. Ну и в непосредственный момент подготовки материалов полезный отдых тоже нужен. Предлагаем вам и участникам ММО упражнение, направленное на тренировку наблюдательности, объема внимания, зрительной памяти. Но нам оно интересно тем, что дает возможность переключить внимание в момент высокого эмоционального напряжения.
8. Упражнение «Прогулка»
Инструкция: Вспомните какую-либо знакомую улицу города, в котором вы живете, или участок, если улица длинная. Затем представьте себе прогулку по какой-либо стороне этой улицы. Гуляя в своем воображении по левой или правой стороне улицы, вспомните, назовите вслух или запишите в тетради, или проговорите мысленно все стоящие на ней дома, учреждения, магазины, автобусные остановки. Вспоминать надо дом за домом, ничего не пропуская. При случае можно проверить себя, насколько хорошо вы помните эту часть города.
Попробуем это сейчас сделать мысленно в течение 2 минут.
-О чем вы думали во время выполнения упражнения?
Вывод: Вы были в моменте, эмоции отступают, особенно не полезные в данный момент, пусть на время, но в этот момент организм переключается, отдыхает, вы даете передышку мозгу и нервной системе. Мозг мысленную жвачку не пережевывает в сотый раз. И плюсом к тому, новые нейронные связи образуются.
9. Простые лайф-хаки сохранения работоспособности
Самые простые, и в то же время, полезные советы знакомы многим. В момент высокого эмоционального напряжения, не забывайте о дыхании, о питьевом режиме, нельзя пропускать прием пищи и сон. При работе за монитором выполняйте простейшую зрительную гимнастику (вращение глаз, близко-далеко, упражнения для шейного отдела позвоночника. Еще один из важных факторов – это умение делать перерывы, паузы. Но как? Это же не всегда просто, когда мы увлекаемся, у нас вдохновение или дедлайн.
Есть техника тайм-менеджмента – метод ПОМИДОРО. Главная цель метода — помочь сконцентрироваться на наиболее приоритетном в данный момент деле, когда есть возможность уделить работе 2-2,5 часа без отвлечения на что-то другое. Рекомендуется отключать уведомления на телефоне, предупредить окружающих, что у вы на какое-то время вне зоны доступа, в прямом и переносном смысле.
1. Выберите наиболее приоритетное дело из списка задач.
2. Заведите таймер на 25 минут.
3. Полностью сосредоточьтесь на выбранной задаче.
4. После того, как прозвенит таймер, поставьте крестик в списке дел напротив нужной строки (если дело завершено, вычеркните его).
5. Идите отдыхать примерно на 5 минут (отдыхать лучше без таймера по внутреннему время ощущению).
6. Повторите шаги с 1 по 5 еще 4 раза, потом устройте большой перерыв на 20-30 минут.
7. После этого проанализируйте, выполнили вы поставленную задачу? Готовы продолжать еще или переносите на когда?
Метод помидоро помогает при борьбе с прокрастинацией.
Еще один лайфхак, не всеми по достоинству еще оцененный. Обязательно ведите списки задач, дел, шагов от руки. Зачем?
• Вы только представьте. Процесс написания от руки требует более тысячи разных движений и создаёт в вашем мозге тысячи нейронных путей. Ваш мозг не стареет.
• Письмо от руки создаёт бОльшее воздействие на вашу эмоциональную привязанность к написанному.
• Когда вы сформулировали и записали СВОИ ВАЖНЫЕ мысли, желания, цели на бумаге, вы дали сигнал к действию своему мозгу, (посредством ретикулярной активирующей системы- совокупность нейронов и соединяющих их нервных волокон, которые расположены в стволе мозга и образуют сеть). Мы упорядочиваем информацию и сообщаем мозгу о важности данной информации. Он уже начинает искать варианты.
• Написанное на бумаге удобно: Перечитывать, Корректировать, Вычёркивать неактуальное, Дописывать.
• Надеяться на память, глупо. Слишком много процессов, явлений и эмоций в течение дня. Тренировать память – да! Но это можно делать по – другому, и не жертвовать столь важными для каждого событиями в жизни.
Кроме того, когда мы пишем от руки:
- мы лучше запоминаем информацию
- снижаем уровень тревожности
- нам легче сосредотачиваться и концентрироваться, потому что вспоминать каждый раз не нужно
- развиваем и улучшаем речь, т. к. написать надо понятно, конкретно, без воды
Одним словом, пишите списки, учите детей!
И все-таки главное – это уверенность, поддержка себя, внутренняя сила и энергия. В этом нам могут помочь медиативные упражнения, аффирмации. Сила их в том, что они помогают нам поддерживать внутренний ресурс, стоять твердо на своих ногах, даже если вокруг шквал критики. Аффирмации незатратны по времени, не заметны для окружающих. Это ваш внутренний голос!
10. Медитативное упражнение «Все в моих руках»
Цель: мобилизация воли к победе, повышение эмоционального тона, повышение уверенности в себе.
Проговариваем про себя внутреннее утверждение, вы можете выучить одно или повесить листок на видном для вас месте. Сегодня мы вам поможем это сделать, закрывайте глаза, мы будем говорить вслух, вы про себя, внутри, но уверенно и громко (ведущие говорят фразы по очереди тихим уверенным голосом) :
Я есть сила
Я есть любовь
Я есть прощение
Я есть могущество
Я есть юность
Я есть молодость
Я есть здоровье
Я есть мудрость
Я есть жизнерадостность
Я есть все прекрасное
ВСЕ зависит от меня
ВСЕ в моих руках
III. Заключительная часть.
• Рефлексия полученного опыта. Обратная связь.
- С какими чувствами, знанием, пониманием, действиями уходите с тренинга? (по кругу)
-Благодарим вас за активность, открытость. И надеемся, что смогли снизить вашу тревожность в отношении аттестации.