Получи документы

Тренинг личностного роста для педагогов ДОУ

Ирина Барышникова
Тренинг личностного роста для педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Тренинг личностного роста для педагогов ДОУ.

Дата проведения: 22 декабря 2010 года

Место проведения: музыкальный зал детского сада

Участники тренинга : педагоги детского сада

Ведущий: Барышникова Ирина Сергеевна - педагог-психолог

Публикация «Тренинг личностного роста для педагогов ДОУ» размещена в разделах

Цель тренинга : Укрепление и восстановление психологического здоровья педагогов, формирование положительного самовосприятия, самоуважения, позитивной оценки себя, осознания себя творческой индивидуальностью, создание оптимистической профессиональной перспективы.

Задачи:

- Формировать внешне выражаемые умения и навыки общения: в парном взаимодействии и в составе группы;

- Учить адекватно воспринимать себя и других в разных ситуациях;

- Развивать уверенность в себе, устойчивость к стрессам, умение раскрывать свой творческий потенциал.

Материал: тест, листы бумаги, карандаши, карточки для упражнения «Без маски», лист обратной связи, лист «Программа – минимум»

Ход: Ведущий:

- Профессия педагога – это работа сердца и нервов, требует буквально ежедневного, даже ежечасного расходования огромных душевных сил, это одна из самых энергоемких профессий. Работа воспитателя характеризуется огромной нагрузкой на психоэмоциональную сферу. Большая часть рабочего времени проходит в напряженной обстановке: эмоционально насыщенная деятельность, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. При этом еще внешний и внутренний контроль, однополый состав коллектива, наличие конфликтов по горизонтали и вертикали, необходимость вести постоянно растущий объем документации. Наступает момент, когда эмоциональное напряжение достигает критического момента, тогда либо случается нервный срыв, либо появляются психосоматические заболевания: гипертония, язвенные болезни органов пищеварения, астма и т. д. Может появиться синдром эмоционального выгорания это так называемый механизм полного или частичного исключения эмоций, «эмоциональная тупость».

Сегодня мы попробуем осуществить попытку укрепить и сохранить психологическое здоровье педагогов, присутствующих на тренинге, или хотя бы улучшить психологическое состояние здесь и сейчас.

Для этого нам необходимо ознакомиться с правилами работы в группе:

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ (вывешены на плакате) и зачитываются перед началом занятия:

1. Отключите мобильный телефон.

2. Позвольте себе быть свободным!

3. Доброжелательные интонации и отношение ко всем.

4. Все внимание на говорящего.

5. Во всем ищите и находите позитив.

6. Получите удовольствие!

Упражнение 1. Знакомство.

Цель: Разрядка обстановки, помощь участникам ощутить общность группы, облегчение восприятия дальнейшей информации.

Ход: Необходимо сочинить двустишие, в котором фигурирует ваше имя. Например: "Меня зовут Ирина, обожаю чай с малиной".

Каждый участник тренинга выполняет задание.

Тест «Как вы заботитесь о себе»

Упражнение 2. Без маски.

Цель: Снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности, формирование навыков искренних высказываний, умений выражать свои мысли, ощущения.

Ход: Каждому участнику предлагается карточка с фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен завершить фразу:

• Чего мне иногда по-настоящему хочется, так.

• Иногда люди не понимают меня, потому что я.

• Верю, что я.

• Мне бывает стыдно, когда я.

• Особенно меня раздражает, что я.

• Я та, которая всегда.

• Я уверена в себе, когда.

• Я спокойна, когда.

• Я очень огорчаюсь, когда.

• Я легко могу расплакаться, когда.

• Мне очень обидно, когда.

• Если я кого-то обижу, то.

• Я очень сочувствую тем, кто.

• Когда я была ребенком, то.

• Мое настроение очень зависит от.

• Когда со мной поступают несправедливо, я.

• Я чувствовала себя по-настоящему счастливой, когда.

• Мне очень неприятно.

• Жизнь кажется мне тяжелой, когда.

• Если ссора произошла по моей вине, я.

• Если моим родным грозит опасность, я.

• Мне очень нравится в людях.

• Я очень боюсь.

• Я никого не хочу видеть, когда.

• Мне становится легче, когда.

• Я никогда не прощу.

• Я постоянно думаю о.

• Я могу стать несдержанной, когда.

• Я считаю своим долгом.

• Я часто жалею о том, что.

Одной из незаконченных фраз этого упражнения была фраза: "Я чувствовала себя по-настоящему счастливой, когда. Ощущение счастья является сильнейшим антистрессовым средством, а также уникальным стимулом для достижения психологического баланса. Поэтому я предлагаю вам сейчас на время окунуться в это прекрасное состояние.

Упражнение 3 «Я подарок для человечества»

Каждый человек – это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо каждому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность, над тем, что вы являетесь подарком для человечества.

Аргументируйте свое утверждение фразой «Я подарок для человечества, так как я…»

Теперь вы знаете, что уникальны и каждый из вас является подарком для человечества. Очень многое зависит от вас самих. И сейчас мы с вами в этом убедимся.

Упражнение «Что доставляет мне удовольствие»

Написать как можно больше высказываний на вопрос «Что вам доставляет удовольствие?». Подчеркните и подсчитайте те высказывания, которые зависят только от вас, а не от каких – либо обстоятельств. Пример: принять ванну, послушать музыку. Теперь посмотрите, сколько всего зависит от нас с вами.

Существует много способов снятия нервного напряжения. Один из них – находить что-нибудь позитивное даже в самых отрицательных моментах нашей жизни. А мы сейчас попробуем действовать наоборот.

Упражнение 4 «Вредные советы»

Попробуйте написать 10 «вредных советов», которым подходил бы заголовок:

- «Как превратить друзей в заклятых врагов»;

- «Как набрать лишние килограммы»;

- «Как никогда не выйти замуж»;

- «Как заставить начальника думать о себе плохо»

Ну, а если говорить серьезно, то мы сейчас мы познакомимся с одной из техник снятия стресса.

Психотехника «Обретение новых качеств»

Начальная стадия этой психотехники – концентрация на качествах, которые вы хотите приобрести. Один из примеров подобной работы: утром, втягивая воздух через левую ноздрю, представьте, что вы втягиваете …например, любовь или спокойствие. Можно даже проговорить с втягиванием воздуха: «я вдыхаю любовь». При выдохе представьте, что выдыхаете свои… например, обиды, приговаривая: «Я выдыхаю обиды». Снова вдох – «Я вдыхаю…», выдох – «Я – выдыхаю…». Вы можете втягивать в себя любые качества – смелость, доброту, деньги. Это почти магическая работа: что хотите, то и втягиваете. Вдыхайте желаемое вами качество, выдыхаете качество ненужное. Практика такой работы чрезвычайно эффективна.

Например, вдох – «здоровье». Представьте, как в организм в виде солнечного света входит здоровье. Выдох – изгоняете болезни. Вдох – в ваше тело вошло одно желаемое качество, выдох вышло то, от которого вы хотите избавиться. Уже не через нос, а через все тело входит в вас нужное качество. Работать так следует не менее 3 минуты. Через неделю прибавить еще 3 минуты, еще через неделю – опять 3.

А сейчас я предлагаю вам составить некий план своего будущего.

Упражнение 5. Планирование будущего.

Цель: Выработка активной позиции по отношению к себе и собственной жизни, актуализация внутренних ресурсов

Ход: Участникам предлагается заполнить таблицу "Программа минимум", в которой представлены 3 сферы: профессиональная, семейная, досуговая. Необходимо наметить главные достижения в этих сферах, постараться ставить более или менее реальные цели, планировать реальные события. В следующей графе отметить, что поможет вам в достижении целей, а далее, что может помешать. Оцените качества вашей личности, которые помогут в достижении целей, а которые помешают. Желающие высказываются.

Вот эти таблички пусть станут для вас руководством к действию, не прячьте их далеко, заглядывайте в них и стремитесь достичь этих целей!

Упражнение 6. Обратная связь.

Цель: Осуществление обратной связи.

Ход: В заключение нашей встречи я предлагаю заполнить бланк обратной связи. В бланке представлены три шкалы: усталость, активность, интерес. Оцените свое состояние после участия в сегодняшнем мероприятии по десятибалльной системе, то есть, в какой мере вы устали, работая в группе, в какой мере вы были активны, и в какой мере вам было интересно работать.

Программа – минимум

Сферы Планируемые достижения То, что поможет То, что помешает

Профессиональная сфера

Семейная жизнь

Досуг

Тест «Как вы заботитесь о себе»

Ответьте, пожалуйста, на вопросы, приведенные в тесте. Для этого оцените каждый вопрос по 4 – бальной шкале и поставьте соответствующую цифру в графе «балл» напротив каждого вопроса.

4- верно (то есть высказывание полностью относится к вам, к вашим поступкам и действиям);

3- скорее верно, чем не верно;

2 – скорее не верно, чем верно;

1 – неверно (то есть вы так не поступаете никогда)

Подсчитайте, пожалуйста, ваш результат. Для этого сложите все цифры в колонке «балл».

№ ВОПРОС Балл

1 Временами я покупаю себе что-нибудь приятное, как, например, подарок, сувенир, безделушку.

2 Я нахожу время, чтобы отдохнуть, расслабиться

3 Я считаю, что имею право иногда быть эгоистичным (ой)

4 Если я себя плохо чувствую, мне нравится позволять другим заботиться обо мне.

5 Я заранее планирую приятные события, такие как каникулы, поход в театр или ресторан

6 Каждый день я уверен (а) в том, что имею немного времени, чтобы потратить его на себя, сделать себе что-нибудь приятное

7 Для меня важно следить за своей внешностью и здоровьем

8 Я могу сказать «нет», когда люди требуют от меня что то, что я не хочу делать

9 Я хвалю себя после того, как сделаю что-нибудь хорошее

10 Я стараюсь не употреблять алкоголь в большом количестве

11 Я делаю специальные упражнения, чтобы сохранить здоровье

12 Я обычно нахожу время, чтобы поддерживать отношения с людьми, которые мне приятны

13 Я предпочитаю здоровую пищу, а не сухие пайки

14 У меня есть время для занятий увлекательным хобби

15 Иногда я могу поставить свои интересы выше интересов других, даже если это кому-то может, не понравится

16 Я считаю, что каждый сам должен отвечать за решение своих проблем

17 Я предпочитаю работать в удобном мне темпе, чем сразу выкладываться на все 100%

18 Я могу сам (а) принимать решения, а не ждать советов окружающих

19 Я избегаю употребление наркотиков и табака

20 Я способен (на) признавать и доказывать другим свои достоинства

ИТОГ

Интерпретация теста «Как вы заботитесь о себе?»

Более 54 баллов – результат выше среднего. Люди, имеющие данный общий балл, умеют заботиться о себе достаточно хорошо, поэтому им легче, чем другим, в искренней форме проявлять заботу об окружающих в тех ситуациях, когда это необходимо.

40-54 баллов – средний результат. Те, кто имеет данный балл, как правило, стараются заботиться о себе, но они могли бы улучшить свой результат.

Ниже 40 баллов – результат ниже среднего. Эти люди заботятся о себе недостаточно хорошо. Возможно, что они часто имеют чувство вины перед собой/окружающими или низкий уровень ассертивности (умение отстаивать свои интересы, защищать себя, не ущемляя при этом интересы окружающих).

Публикации по теме:

Мониторинг профессионального роста педагога Лаборатория мониторинга создается по решению методического совета Создание лаборатории оформляется приказов руководителя образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг личностного роста для педагогов ДОУ
Опубликовано: 5 апреля 2013 в 17:39
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг личностного роста для педагогов ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Барышникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД