Надежда Минькова
Тренинг для воспитателей «Профилактика эмоционального выгорания педагогов в период реализации ФГОС и профстандарта»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обучение педагогов навыкам психологической саморегуляции.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с понятием «эмоциональное выгорание»
2. Создать положительный эмоциональный настрой.
3. Способствовать сплочению коллектива.
4. Активизировать внутренние творческие ресурсы педагогов.
5. Способствовать самопознанию и самопринятию педагогов.
Материалы и оборудование: бумага, карандаши, музыка Григ «Утро», релаксационная музыка.
Участники: педагогический коллектив детского сада.
Публикация «Тренинг для воспитателей „Профилактика эмоционального выгорания педагогов в период реализации ФГОС и профстандарта“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Место проведения: музыкальный зал.
Форма тренинга : групповая.
Количество участников:10 человек
Структура тренинга :
1. Вводная часть (разминка).
2. Основное содержание занятия.
3. Заключительная часть.
Время проведения: 60 минут
Ход тренинга.
«Истинное наслаждение заключается в том,
чтобы душа была веселой и спокойной.
Без этого все золото Мидаса и Креза
не принесет никакой пользы.
Когда человек печалится о малом или
большом его уже нельзя считать
счастливым, он несчастен»
Диоген
Я рада приветствовать Вас всех на тренинге. Сегодня мне хочется познакомить вас с понятием «эмоциональное выгорание», и самое главное способами регуляции психоэмоционального состояния.
Для того, чтобы немного размяться, я предлагаю поиграть в игру «Встаньте те, кто…»
Инструкция: «Встаньте те, у кого в данный момент хорошее настроение».
Все те, кто относит себя к данной категории, должны встать.
Примерный перечень:
1. Любит свою работу.
2. Готов к сотрудничеству.
3. Любит красный цвет.
4. Любит детей.
Теоретическая часть.
Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе обучения дети нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не понимать объяснений воспитателя и пр.
Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда удается найти общий язык и с родителями детей. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение.
Сегодня речь пойдет о синдроме эмоционального выгорания (его также называют «синдром психического выгорания», «информационный невроз», «синдром менеджера»). Сам термин (“burnot”) введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 году. Ввели его для обозначения состояния, когда на работе человек чувствует себя «загнанным в клетку». Чаще всего подвержены эмоциональному выгоранию люди профессий типа «Человек-человек». Деятельность педагога требует большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеет весьма неопределенные критерии успеха. Негативное влияние на здоровье оказывают постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает этот педагог в процессе социального взаимодействия с детьми и родителями, постоянного проникновения в суть его проблем, а также по причине личной незащищенности и других морально-психологических факторов.
Эмоциональное выгорание не возникает внезапно. Это процесс, развивающийся во времени.
Первая стадия (стадия прглушенности) - забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию). Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста или руководителя первая стадия может формироваться в течение трех-пяти лет.
На второй стадии (деперсонализация) наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями) : «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (клиентов, больных, школьников); «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с вполоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.
Третья стадия (мне на все наплевать) - собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет в обычных условиях.
Причины возникновения СЭВ у педагогов :
отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;
несоответствие результатов затраченным силам;
ограниченность времени для реализации поставленных целей;
неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
большие нагрузки;
ответственность перед начальством, родителями;
отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями.
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ:
начало педагогической деятельности после отпусков, курсов (функция-адаптация);
проведение открытых мероприятий, на которые было затрачено много сил и энергии, а результате не получено соответствующего удовлетворения;
процесс повышения квалификации педагога,
окончание учебного года.
Основные симптомы СЭВ:
ухудшение отношений с коллегами и родственниками;
нарастающий негативизм по отношению коллегам;
злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином;
утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины;
повышенная раздражительность - и на работе, и дома;
упорное желание переменить род занятий;
то и дело возникающая рассеянность;
нарушение сна;
обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям;
повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования к личности педагога. Приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Увеличивается не только воспитательная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов. «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией» : он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.
Сегодня я хочу дать вам несколько техник, способов управления своим психоэмоциональным состоянием, поднять свою самооценку, повысить эмоциональный настрой, чтобы слово «работа» ассоциировалось у вас только с радостными и счастливыми моментами.
Прежде чем перейти к практической части нашего тренинга предлагаю сделать всем вместе зарядку.
Педагогическая зарядка :
- ох уж эти детки (качаем головой);
- голова кругом (круговые движения головой);
- что с ними делать (поднимаем-опускаем плечи);
- но мы гордимся ими (выдвижение грудной клетки вперед);
- сбросим груз проблем (резкое опускание плеч);
- родители тянут нас в одну сторону, дети в другую (наклоны в стороны);
- но мы дружно скажем: все проблемы от нас, а деньги к нам! (работа
руками);
- наша работа бесконечна (круговые движения руками);
- но мы любим свою работу (обхват себя руками);
- но мы, воспитатели детского сада (название садика);
знаем, что вместе мы сила (обхват за локти и наклон назад).
Практическая часть.
Чтобы избежать эмоционального истощения нужно правильно уметь расслабляться, владеть техниками управления своим психоэмоциональным состоянием.
Послушайте пожалуйста притчу:
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? ” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно.
Что же нужно делать, чтобы не возникало эмоциональное выгорание?
Длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое – естественные способы регуляции.
Естественные приемы регуляции организма:
• смех, улыбка, юмор;
• размышления о хорошем, приятном;
• различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
• наблюдение за пейзажем за окном;
• рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий и других приятных или дорогих для человека вещей;
• «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
• чтение стихов;
• высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Саморегуляция
Упражнение «Волшебное дерево» (под релаксационную музыку)
Инструкция:
Сядьте удобно, руки просто свесьте вниз, пусть они висят свободно. Закройте глаза и послушайте своё дыхание: вдох-выдох, вдох- выдох….
Теперь представьте, что вы на лесной поляне. Вы видите на ней несколько разных деревьев…
Одно вам нравиться больше всех, и вы идёте к нему… Вы трогаете ладонью его кору…Теперь вы подходите к нему вплотную. Обнимаете его…
Вы чувствуете, как бегут соки по стволу… Это- целебные соки. Оно наполняет энергией. Вы чувствуете, что дерево почувствовало вас и направило к вам свои соки. Соки втекают в вас во всём теле. Они пропитывают вас. Каждая клеточка вашего тела наполняется и радостно разворачивается. Вы наполнены силой дерева… Вы делаете шаг назад. Вы благодарно гладите дерево по коре. Теперь это ваше дерево. Дайте ему имя.
Попрощайтесь с ним. Вы ещё придёте к нему. А сейчас откройте глаза…
Обсуждение: Поделитесь впечатлениями.
Это-простой и очень эффективный способ снятия стрессового напряжения. Когда вы слишком расстроены, или обижены, или вы напряжены от гнева, от тревоги, вы сможете использовать это упражнение. Когда вы слишком злы, не принимайте решение пока, вы не снимите излишнее напряжение, и не успокоитесь.
Упражнение «Работа с точками для снятия напряжения»
1. Указательным пальцем помассировать между носом и верхней губой 10 раз.
2. Помассировать указательным пальцем подбородок
3. Руки потереть умывание и сброс.
4. Массировать пальцы на левой руке.
5. Нажать на большой и указательный палец.
Обсуждение.
Упражнение «Лимон»
Все мы знаем, что болезни души неотделимы от болезней тела. Спутник стресса - это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний. «Мышечный панцирь» образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс.
Чтобы научиться справляться с такими зажимами, мы проведем упражнение «Лимон» (включается спокойная музыка Григ «Утро»). Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находиться в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Настроение»
- Несколько минут назад у вас закончился неприятный разговор с матерью дошкольника, постоянно нарушающего дисциплину, нагрубившего вам. Как снять неприятный осадок после такого разговора? Возьмите цветные карандаши и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны.
После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, пересчитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросите в урну.
- Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в рисунок и было уничтожено.
Техника дыхания «Пушинка».
- Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
Упражнение «Воздушный шар» (под релаксационную музыку)
Удобно расположитесь на стуле. Послушайте инструкцию.
Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно про себя сосчитайте от 10 до 1. Считая, старайтесь полностью расслабится.
Вообразите себе гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу. Рассмотрите эту картинку как можно подробнее…. Вы подходите к воздушному шару…. и начинаете складывать все свои проблемы и тревоги в корзину шара. Когда корзина будет полной, представьте, как веревка воздушного шара сама отвязывается и он медленно набирает высоту. …Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку и унося весь груз ваших проблем… Вы делаете глубокий вдох и открываете глаза. Это упражнение поможет Вам расслабиться и снять напряжение.
Упражнение «Корзина Советов».
(Каждый педагог по очереди берёт карточки и зачитывает вслух предложенные советы).
1. Регулярно высыпайтесь.
2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.
3. Больше гуляйте на свежем воздухе.
4. Составляйте список дел на сегодня.
5. Ставьте перед собой только реальные цели.
6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.
7. Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.
8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.
9. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.
10. Приготовьте чашку теплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.
11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.
12. Знайте свои подъемы и спады настроения.
13. Живите сегодняшним днем, не требуйте слишком много для себя.
14. Вспомните свои ощущения, когда все было хорошо.
15. Не старайтесь угодить всем – это нереально.
Упражнение «Перекладывание»
Идя на работу или же ещё куда-то нужно набрать в левый карман пуговиц, бусинок или орехов и каждый раз перекладывая из левого кармана в правый повторять в мыслях хорошие слова или что-то позитивное пока не закончатся все бусинки. Это упражнение надо проделывать каждый день. Перекладывая бусинки или пуговицы—это автоматически будите видеть только хорошее. Это упражнение необходимо делать около 3-х месяцев.
Если Вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие, пусть даже чисто внешне. Сохранив самообладание, Вы можете доказать себе, что Вы сильный человек. А самое главное, Вы сохраните своё здоровье.
Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику.
Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:
- Сделать глубокий вдох и медленный выдох. Этим вы приглушите чувства нервозности и беспокойства, возникающие первыми в практически любой стрессовой ситуации.
-Потянуться. Большинство из нас отвечают на стрессовое воздействие мышечным напряжением, а растягивание мышц в определенной степени уменьшает ощущения стрессового «нажима».
- Громко запеть;
- Резко встать и пройтись;
- Быстро и резко написать или нарисовать что-то на листе бумаги;
- Измалевать листок бумаги, измять и выбросить;
- Щелкнуть резинкой на своем запястье (оттянуть и отпустить);
- Взять что - нибудь холодное в руки;
- Понюхать что – то с резким запахом (кофе, духи).
Заключительная часть.
Итоги
Итак, мы с вами познакомились и научились упражнениям, которые помогут нам не просто избежать эмоционального выгорания, но и научиться чувствовать себя хорошо в повседневной рабочей обстановке. Я, в свою очередь, желаю вам заботиться о своем психическом здоровье и не доводить уровень психических нагрузок до критических.
А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей «Притча о колодце».
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".
Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…
Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
Наш тренинг окончен. Благодарю всех за работу.