Екатерина Требушная
Тренинг для родителей «Тепло семьи — залог успешности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: повышение родительской компетентности в вопросах воспитания; развитие эффективного стиля общения родителей с детьми; актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей.
Задачи:
1. Рассмотреть положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка.
2. Повысить родительскую компетентность в осознанности эмоциональных воздействий со стороны взрослых.
3. Способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений.
Публикация «Тренинг для родителей „Тепло семьи — залог успешности ребенка“» размещена в разделах
Участники: родители детей средних, старших, подготовительных групп.
Длительность тренинга : 60 минут.
Материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальные колонки, фоновая музыка, магнитная доска, лепестки ромашки, заготовленные карточки с высказываниями, фломастеры, листы бумаги.
Условия проведения: занятие проводится в музыкальном зале, участники (родители) размещаются полукругом, на удобных стульях.
Ход тренинга:
Педагог-психолог. Добрый вечер, уважаемые родители. Я благодарю Вас за то, что вы пришли на наш тренинг : «Тепло семьи - залог успешности ребенка».
Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Как найти общий язык со своим ребенком, как сделать так, чтобы вы и ребенок понимали друг друга без слов. Об этом мы сегодня и поговорим.
Предлагаю Вам, поучаствовать в упражнениях; где-то порассуждаем, где-то попробуем встать на место своего ребенка.
Я надеюсь, что вы еще лучше будете понимать своих детей, еще более трепетно будете относиться к переживаниям своего ребенка, еще больше будете понимать интересы друг друга.
Итак, начнем с приветствия друг друга.
1. Разминка «Ладошки».
По кругу, называя свое имя, участники заканчивают фразу «Быть родителем – это…» (хорошо, весело, грустно, престижно, приятно, ответственно).
Выполнив упражнение, всем участникам предлагается занять свои места.
Педагог-психолог. Мы уже определились, что значит быть родителем. Быть родителем – это труд. И начинаться он должен с работы над собой.
Зачастую родители, делая замечания детям, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.
Обращение к ребенку должно быть позитивным, т. е. предполагать ответное действие, а не бездействие.
2. Упражнение «Недетские запреты».
Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т. д.
После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».
Рефлексия:
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка :
– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
– Что вам хотелось сделать?
– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
Педагог-психолог. Родитель – это профессия, которой надо учиться, а выучившись, постоянно самосовершенствоваться, причем независимо от того, сколько у вас детей – один или несколько.
3. Просмотр мультипликационного фильма «Три качества родительских посланий».
4. Мини-лекция «Значение общения со взрослым для развития ребенка».
Цель: показать важность общения родителей со своим ребенком и влияние стиля общения на успешность ребенка в будущем.
Педагог-психолог. Общение ребёнку необходимо, также как пища. Общение ребёнка с окружающими взрослыми это и условие, и главный источник его психического развития. Ребенок овладевает знаниями, навыками, умениями, способами взаимодействия человеческого общества только через взрослого.
А вот дефицит этого общения, ласки и любви нарушают развитие маленького человека.
Родителям, также стоит помнить о том, что теплые, партнерские отношения мамы и папы - это залог эмоционального благополучия ребенка и важнейшее условие его развития. Очень важно, чтобы в семье каждый мог слушать и слышать другого, умел искренне выражать свои чувства и эмоции, взаимовыгодно разрешать конфликты и уважать достоинство другого.
Вопросы к участникам:
- Как вы думаете, как надо общаться с ребёнком? (ответы родителей).
В первую очередь нужно принять своего ребенка полностью, таким, какой он есть, со всеми его послушаниями и капризами, хорошими и «плохими» чертами характера, и не забывать говорить ему про то, как вы его любите. С ребенком важно и нужно говорить на равных, тогда и он будет стремиться к общению.
Многим родителям иногда трудно сдержать отрицательные эмоции при общении с ребенком. Они срываются и кричат на сына или дочь, а потом мучаются чувством вины и спрашивают, что делать. Как этого избежать? Вам поможет техника «Я-сообщений».
5. Упражнение «Я-высказывание».
Цель: познакомить родителей с «Я-высказыванием» как эффективным способом выражения своих чувств, особенно негативных.
Педагог-психолог. Как же лучше объяснить ребенку что можно, а что нельзя делать, как выразить свое недовольство, отрицательные переживания?
Предлагаем эффективную модель, она называется «Я- высказывание», известная еще и как «Я-сообщение». Это когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА, О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении. Эти предложения содержат личные местоимения: я, мне, меня.
Схема «Я-высказывания» :
сообщаем о своем чувстве от первого лица («Я расстраиваюсь)
говорим о причине негативного чувства, в обобщенной форме (когда дети не убирают за собой игрушки после игры)
говорим о своем желании, пожелании, действии для ребенка …я бы хотела, чтобы после игры ты клал все игрушки на свое место»).
Итак, Я-сообщение - это грамотное высказывание своего недовольства. Я-сообщения – не для того, чтобы изменить поведение другого. И это нужно запомнить. Я-сообщения используются для того, чтобы собеседник услышал и понял вас.
6. Упражнение «Практикум».
Педагог-психолог. Разделитесь на 3-4 команды. Выберите из данных ответов тот, который больше всего отвечает Я-сообщению.
Разбор ошибок
1. Ложные ты-сообщения. Нужно остерегаться «кентавров», то есть предложений, которые начинаются с местоимения первого лица, а заканчиваются упреком или обвинением. Это все равно Ты-сообщения. Например: Мне не нравится, когда ты так плохо себя ведешь!»
2. Скрытый упрек. Если в тексте я-сообщения содержится скрытый упрек, вас не услышат и не поймут.
Например: «Я все делаю одна, с ног валюсь, а вам хоть бы что!»
3. Неискренние я-сообщения.
Например: «Я расстроюсь, если ты не ляжешь сейчас спать» - налицо манипуляция, вместо положительного я-сообщения. Необходимо не просто излагать свои чувства и ставить условия, нужно искренне сообщать собеседнику о своих истинных переживаниях.
Позитивные ты-сообщения использовать необходимо:
Например: «Ты мне очень помог», «Ты сам лег вовремя спать, ты такой молодец!» и т. п.
Если не давать знать, что вы чувствуете, то человеку это может просто не прийти в голову!
6. Упражнение «Под ударом».
Одной из основных задач воспитания ребенка в семье родители считают защиту от ударов и опасностей внешнего мира. То, как мы это делаем, какие стратегии поведения выбираем и к чему они приводят наглядно видно в ходе выполнения упражнения «Под ударом».
Для этого упражнения потребуется 20-25 штук «снежков» (скомканные шарики из ненужных бумаг).
Группа делится на пары. В каждой паре один играет роль ребенка, другой родителя. Первая пара выходит на середину комнаты, остальные участники встают вокруг них, вооружившись «снежками». Задача группы «снежками» попасть в «ребенка», задача родителя – любым способом защитить ребенка от ударов. После того, как несколько пар пройдут испытание, становится понятно, что стратегия поведения в каждой паре отличается. Некоторые «родители» так яростно защищают своего «ребенка», что готовы пожертвовать собой и подставить себя под удары, нередко проявляя злость и обиду на участников. Некоторые просто прячут «ребенка» под собой, закрывая его своим телом. Некоторые, напротив, не проявляют большой активности, давая возможность «ребенку» самому отбиваться.
В ходе обсуждения упражнения родители приходят к мысли, что как бы мы не старались защитить ребенка от всех опасностей внешнего мира, полностью оградить его невозможно. Значит надо его учить защищаться самостоятельно, учиться держать и предвидеть удары судьбы.
7. Упражнение «Цветок».
Цель: помочь родителям увидеть своего ребенка через призму положительного взгляда и сосредоточиться на зоне ближайшего развития ребенка.
Педагог-психолог. Счастье и успешность каждого человека зависит от психологического благополучия той среды, в которой он вырос, живёт, а также от эмоционального багажа, накопленного в детстве. Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет игра «Цветок».
Инструкция: предлагаю сделать запись в лепестке. На нем вы пишите ласковое имя своего ребенка и три его положительные качества, затем вспомните три его нежелательных (по вашему мнению) качества ребенка и попробуйте перевести в положительные, также можно назвать качества, которых пока еще нет у ребенка, но они обязательно сформируются.
Вывод: Посмотрите, какая у нас получилась ласковая и добрая ромашка! Может быть, некоторые качества у вас и совпали.
Рефлексия:
– Было трудно? – Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?
– Легко ли Вам было заполнять? Почему?
Педагог-психолог.
Общайтесь с детьми как с цветами!
Пусть растут естественно.
Только вместо воды и удобрений давайте детям вволю любви!
Любовь и терпение – вот, что помогает росту!
8. Домашнее задание:
- Обнимите и скажите слова любви своим близким!
Заключение.
Цель: подвести итоги тренинга, рефлексия.
Рефлексия:
Педагог-психолог. Передавая светящуюся звездочку, расскажите о своих впечатлениях и чувствах, возникших в течение собрания. Что понравилось? Что запомнилось? Что возьмите себе на заметку и в практику общения со своим ребенком?
Уважаемые родители! Надеюсь, сегодняшняя встреча показала вам, какая великая миссия быть родителем. Как не просто быть родителем и какое это счастье! На этом наше занятие закончено.
Удачи вам и душевного благополучия! Всем спасибо!