Юдина Екатерина Константиновна
«Успешные родители». Тренинг для родителей педагога-психолога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ г. Мурманска № 136
Тренинг для родителей
«Успешные родители»
педагог-психолог:
Юдина Е. К.
Тема: “Успешные родители”
Количество родителей – 10 -13 чел. (по желанию)
Мероприятие без детей.
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста; участие в образовательной деятельности ДОУ.
Задачи тренинга:
1. сплотить родительский коллектив
2. обмен опытом в проблемах семейного воспитания среди родителей
3. психолог выявляет стиль общения мамы и ребенка
4. выявить проблемные ситуации, которые возникают дома (гиперактивность. упрямство и так далее)
5. поиграть с родителями, как с детьми, расслабить мамочек. Поговорить на душевные темы (какую душу вы хотели бы воспитать у вашего малыша)
6. вспомнить пословицы о семье, о семейных ценностях
Предварительная работа : опрос детей наедине в кабинете психолога, рисунки детей о семье.
Видео с детьми по теме: «Моя мама! Какая она? Что я хочу ей пожелать»
Форма : круглый стол
Проводится в музыкальном зале вечером в 17.30
Стулья большие стоят по кругу.
Материал: коробка с цветными кругами, листы бумаги, фломастеры, простые карандаши, карточки для индивидуальной работы, шаблон солнца по числу участников.
Ход заседания:
1. Приветствие:
Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада приветствовать Вас на нашей встрече. Благодарю Вас за то, что нашли в своем графике свободное время для общения.
Тема нашего сегодняшнего заседания “Успешные родители”. Сегодня каждому присутствующему представится возможность определиться с вопросом успешности/ состоятельности себя как родителя, научиться новым приемам воспитания детей дошкольного возраста, увидеть, что – то новое.
Для «самопрезентации» необходимо на карточке (визитке) написать имя, как бы Вы хотели, чтобы к Вам обращались на тренинге. Затем необходимо предъявить свою «визитку», рассказать коротко o себе, o своих ожиданиях и опасениях, связанных c тренингом.
Родители садятся в круг, знакомятся и рассказывают коротко о себе, передавая по кругу «волшебную палочку».
— Вот мы и познакомились, надеюсь на плодотворную работу.
Правила группы: (на слайде)
— В совместной работе нужно придерживаться определенных правил. Давайте обсудим и выберем те правила, которые подходят нам для эффективного взаимодействия (на слайде).
• Обращение по имени, и на ты.
• Не давать друг другу оценок, никого не обсуждать.
• Слушать, не перебивать.
• Конфиденциальность.
• Правило активного добровольного участия.
• Правило спасательного круга (если возникают трудности во время проведения тренинга, любой из его участников может взять паузу).
• Правило хорошего настроения.
Итак, правила мы определили. Возможно, кто-то хочет внести коррективы, дополнить правила?
— А сейчас прочитайте на экране высказывание психолога Карла Густава Юнга:
«Если существует нечто, что мы желаем изменить в ребенке, нужно вначале исследовать и посмотреть, не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих.»
— «Как Вы думаете, о чем это высказывание?» (психолог выслушивает мнения родителей, передавая по кругу «волшебную палочку»)
2. Разминка «Мой ребенок»
Задание: вы будете передавать коробочку в виде сердца друг другу, называть себя, характерную особенность вашего ребенка,и как вы с ним взаимодействуете.
Например: Я - Ирина Ивановна, мой ребенок бывает упрям, я пытаюсь его переубедить. Или, мой ребенок самый замечательный и у меня не бывает с ним проблем.
При этом вы выбираете себе цветной кружок из коробки, и передаете коробку своему соседу.
Вывод: У каждого из Вас в руках оказались разные кружки. Дети тоже по – своему разные, индивидуальные и к каждому из них нужен свой подход. Но в любом индивидуальном подходе самое главное – любовь.
3. Видео –игра :
«Отгадай, голос своего ребенка»
(заранее,снимается видео. где ребенок рассказывает о себе, о своей семье, о своей мама или папе)
Задание ребенку- опиши черты характера своей мамы? Какая она?
4. Упражнение «Мое солнышко» (Приложение 1)
На шаблонах в виде солнца в середине изобразить своего ребенка (в том настроении, в котором он чаще всего пребывает, а на солнечных лучиках написать качества ребенка.
Вывод: в характеристике любого ребенка мы найдем как положительные черты, так и отрицательные. Это и есть индивидуальные свойства личности. Человек не может всегда быть только положительным. Динамичность жизни меняет и качества характера. Но, для выживания в этом мире человеку нужны не только положительные качества, но и отрицательные, чтобы он мог постоять за себя, защититься от хамства и насилия. Человек не может ощутить сладость доброты, не познав того, что в мире есть зло. Не сможет сочувствовать, сам не испытав боль. Ребенок, как и мы, живет не в идеальном мире.
5. Упражнение «Как мы общаемся в семье?»
Психолог: сейчас, мы с вами будем передавать мячик друг другу и расскажем, как мы дома взаимодействуем со своим ребенком?
Ваша манера общения с ребенком? Ответы родителей.
Родителям нужно в нескольких предложениях описать манеру общения в семье (ласково, дружелюбно, строго,кричим и т. д.)
Вывод: от манеры общения ребенка с родителями, братьями и сестрами напрямую зависит его дальнейшая модель взаимоотношения с окружающими. Поэтому модель семейных взаимоотношений должна носить конструктивный характер, строиться на уважении и доброжелательности.
6. Работа с решением проблемных ситуаций (Приложение №2)
Чтобы дети подражали хорошему, что они должны видеть (действия?
Ответы родителей: любовь, ласку, заботу, взаимопонимание, искренность, контакт не «рядом», а «вместе».
Давайте рассмотрим проблемные ситуации и наметим пути выхода из них.
1 ситуация: «Хочу смотреть мультфильм. (пора ложиться спать, время на часах 22.00).
2 ситуация: «Хочу эту игрушку». (покупка игрушки не входила в ваши планы, у вас в данный момент нет денег на эту игрушку).
3 ситуация: «Еда мне не нравится. Я это не ем».
4 ситуация: «Одеваться не буду. Ты меня одень».
5 ситуация: «Не хочу убирать игрушки. Я устал».
6 ситуация: «Хочу сейчас сок, сладкую вату, чипсы, мороженое, поп – корн».
7 ситуация: «Не хочу уходить из детского сада, хочу играть с мальчиками» (вечер, пора домой).
8 ситуация: «Почему только Ире в ее день рождения дарят подарки? Мне обидно. Я тоже хочу себе подарок».
Вопрос родителям: Какие еще есть у детей упрямства? Как Вы их разрешаете?
7. Игра «На сколько хорошо, мы знаем друг друга»
Игра –соревнования : Если ответ мамы совпадает с ответом ребенка (которого спросили заранее), то мама получает фишку.
В конце тренинга фишки считаем.
Сейчас мы увидим, насколько хорошо вы знаете предпочтения ваших детей. Ваши дети предварительно дали ответы на вопросы, а сейчас вы должны ответить за вашего ребенка.
• Назовите любимую игрушку вашего ребенка;
• Какую сказку ребенок любит больше всего?
• Какое любимое блюдо у вашего ребенка?
В конце упражнения обсудить, на сколько ответы родителей совпали с ответами детей.
9. Упражнение «Мозговой штурм»: «Назовите пословицы о семье»
На слайдах картинки –подсказки.
Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в крылатых фразах, афоризмах.
Кто может вспомнить пословицы и поговорки, в которых говорится о семейном воспитании?
Когда отец говорит «так», а мать - «сяк», растет ребенок, как сорняк.
Что учат дома дети, то знают и соседи.
Умел дитя родить, умей и научить.
Яблоко от яблони далеко не падает.
10. Упражнение «Чему я могу научить своего ребенка…»
Педагог-психолог: Уважаемые родители, сейчас мы будем передавать мячик по кругу и отвечать на вопрос : «Чему я могу научить своего ребенка»
Сидя в кругу, участники называют рассказывают о том, чему бы он мог научить своего ребенка, в чем он чувствует себя специалистом, что он умеет делать мастерски (семья, дом, воспитание).
11. Упражнение «Душа ребенка». Звучит волшебная музыка.
Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка? Какими чертами характера вы хотели бы чтобы он обладал? Какими качествами вы хотели бы наделить своего ребенка?
Задача: родители на «сердцах» должны написать качества, которыми бы хотели наделить своего ребенка, затем кладут их в чашу.
Посмотрите, какую красочную, многогранную душу мы хотим видеть в ребенке.
Рефлексия. Какие ощущения у вас вызвало это упражнение?
Педагог-психолог: Уважаемые родители наша встреча подходит к завершению. Спасибо всем участникам за искренность и открытость.
Упражнение № 12. «Рисунок мамы».
— Уважаемые мамы, перед вами лежат материалы для рисования, нарисуйте рисунок «Мама и ребенок». (Если родители задают вопросы, по ходу работы над рисунком, то психолог комментирует, отвечает на вопросы, но не говорит, как рисовать.)
— А теперь посмотрите на свой рисунок и скажите: Какая у вас на рисунке мама? Что она чувствует? Какой ребенок? Что он чувствует? Сколько лет ребенку на рисунке? Соответствует возраст вашего ребенка с нарисованным? Что они делают с мамой? Что вокруг них? Как близко друг от друга они? Держатся за руки или нет? Кто нарисован впереди, мама или ребенок?
(Открыть мольберт с рисунками детей).
— Дорогие мамы, ранее Ваши дети тоже рисовали маму и ребенка, угадайте, где рисунок Вашего ребенка.
(Например, мама девочки сказала: «Это рисунок моей дочки, она именно так рисует губы и каблуки»).
— Если затрудняетесь, с выбором, читайте имя с обратной стороны. Сравните свой рисунок с рисунком своего ребенка. Что общего у них? Чем отличаются? Что бы вы хотели изменить в общении с ребенком?
Мамы знакомятся с рисунком своего ребенка, сравнивают свой рисунок с рисунком ребенка, анализируют их.
Анализ рисунков.
Психолог: Что было интересно на тренинге? Что нового Вы узнали о своем ребенке?
Рефлексия.
Приложение №2
Проблемные ситуации (на карточках)
Проблемная ситуация Решение ситуации
«Хочу смотреть мультфильм».
(пора ложиться спать, время на часах 22.00).
«Хочу эту игрушку».
(покупка игрушки не входила в ваши планы, у вас в данный момент нет денег на эту игрушку).
«Еда мне не нравится. Я это не ем».
«Одеваться не буду. Ты меня одень».
«Не хочу убирать игрушки. Я устал».
«Хочу сейчас сок, сладкую вату, чипсы, мороженое, поп – корн».
(находитесь с ребенком в магазине, совершаете покупки)
«Не хочу уходить из детского сада, хочу играть с мальчиками».
(вечер, пора домой).
«Почему только Ире в ее день рождения дарят подарки? Мне обидно. Я тоже хочу себе подарок».