Анна Иванова
Тренинг для родителей «Как лучше понять своего ребенка?!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для родителей «Как лучше понять своего ребенка!»
Цель: гармонизация отношений родитель-ребенок.
Задачи: активно слушать, то есть уметь слышать, что ребенок хочет сказать родителям, осознание родителями психофизиологических особенностей детей 3 лет.
Ход встречи:
Приветствие: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас сегодня в нашем зале. Нашу встречу, мы проведем в виде игрового тренинга. Тема: «Как понять ребенка трех лет». Предлагаем Вам выйти на середину зала, встать в круг и с помощью мяча (в руках мяч, познакомиться.
Публикация «Тренинг для родителей „Как лучше понять своего ребенка?!“» размещена в разделах
Упражнение «Знакомство».
Участники встают в круг, представляются, говорят, как зовут, как ласково называют своего ребенка, бывают ли трудности в понимании, общении с ним.
Вот мы с Вами познакомились, а сейчас я предлагаю вам присесть и познакомиться с психофизиологическими особенностями детей 3-х лет.
Основная часть:
Вступительное слово педагога-психолога:
В этом возрасте у вашего ребенка происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ним новые более глубокие отношения.
Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного взрослого и совершенно не слышать другого. Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности. Возникает потребность общаться не только с мамой и другими членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки. Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10-15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое. Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учится учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать. Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный смысл.
В этот период родители являются для ребенка опорой, но порой за суетой обыденной жизни мы не замечаем, как растет и развивается наш ребенок, что нового, необычного происходит с ним в этот период и как его понять? Что ему нужно, каковы его потребности и желания? Сегодня мы с вами попробуем в этом разобраться.
Итак, начинаем наш тренинг.
-Прошу встать Вас уважаемые родители и подойти в середину зала. Сейчас мы с Вами поиграем в игру, которая называется «Молекула».
1. Игра «Молекула» (активизация, настрой на деловой лад). В игре принимают участие родители и педагоги. Каждый участник выполняет роль атома, который свободно передвигается по залу, ведущий произносит: - «Атомы» - объединяются в «молекулы» (по два, по три, по четыре, игроки соответственно объединяются в двойки, тройки, четверки. В конце игры все игроки объединяются в одну большую «молекулу». Посмотрите, какая получилась большая и крепкая молекула.
Педагог-психолог: Уважаемые родители, я желаю Вам быть одним большим сплоченным, дружным коллективом, как наша «молекула». Ведь чем дружнее будете Вы и мы, тем легче, веселее и спокойнее будет чувствовать себя в детском саду Ваши дети.
2. Психологические особенности детей 3-4 лет «Что должен знать и уметь ребенок?»
Математика Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь: 1. Ребенок может уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке. 2. Ребенок может уметь владеть понятиями : один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д. 3. Ребенок может знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный). 4. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). 5. Ребенок может уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов. 6. Ребенок может уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.
Логическое мышление – развитие внимания, мышления, памяти. Ребенок может уметь : 1. складывать разрезанную картинку из 2-4 частей. 2. находить и объяснять несоответствия на рисунках. 3. находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор. 4. находить сходства и различия между предметами. 5. запоминать 2-3 картинки. 6. запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз. 7. запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза 8. запоминать какую-либо деталь или признак предмета. 9. не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание. 10. находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный. 11. обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.
Развитие Речи Ребенок может уметь : 1. не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное. 2. Ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов). 3. разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т. д. 4 называть по одному признаку каждого предмета. 5. названия основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т. д.) 6. повторять за взрослым стишки и песенки. 7. знать свое имя и фамилию. 8. управлять силой голоса, говорить громко – тихо.
Окружающий мир Ребенок может уметь : 1. знать названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т. д.) и диких (волк, заяц, лиса и т. д.) животных. 2. названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона, 3-4 рыб (кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела). 3. Ребенок может знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза). 4. может знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы. 5. иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы. 6. знать части суток - утро, день, вечер, ночь. 7. уметь называть явления природы - дождь, снег, ветер.
Навыки обихода Ребенок может уметь : 1. самостоятельно одевать вещи (без застежек). 2. разрезать ножницами бумагу. 3. пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т. д. Уметь рисовать кружочки, точки, линии. 4. обводить и раскрашивать картинки. 5. знать основные правила гигиены.
Уважаемые родители теперь Вы знаете особенности возраста детей 3-4 лет и сможете пользоваться полученными знаниями в жизни.
А теперь давайте вспомним Ваших детей и Ваши запреты и замечания, которые Вы даете им.
Зачастую взрослые, делая своим детям в опасных для их жизни и здоровья ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того, чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят, что делать не надо. В результате ребенок не получает нужной информации, теряется, не знает как поступить, ведь бездействовать он не может. И случается, что делает все наоборот. Обращение к ребенку должно быть позитивным, предполагать ответное действие, а не бездействие. Сейчас мы с Вами попробуем поставить себя на место ребенка и ощутить на себе все влияние запретов.
3. Упражнение «Запреты».
Выбирается один участник, и садится на стул в центре зала (он исполняет роль ребенка). Все остальные подходят и говорят, что они запрещают ему делать, завязывают при этом лентой, ту часть тела которой касался запрет ( Например: «Не кричи!» - завязываю рот, «Не бегай -ноги, «Не маши руками, а то заденешь брата!» и т. д.) После того как выскажутся участники, сидящему «Ребенку» предлагается встать. Так как ему встать очень трудно, то его нужно развязать. Каждый участник подходит и развязывает свою ленту, при этом снимая запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, чтобы суть запрета осталась ( Например: «Говори тише, «Иди шагом», «Отойди на два шага и покажи, что ты хочешь». Мы с Вами хорошо поупражнялись, а теперь давайте обсудим ощущения от выполненного упражнения.
Вопросы для обсуждения:
- Участнику, который исполнял роль Ребенка.
• Что Вы чувствовали, когда родители завязывали, ограничивали вашу свободу?
• Ограничение, какой части тела вы ощущали осте всего?
• Какие у вас были чувства, когда вам предложили встать?
• Что вы чувствуете сейчас? Вот так чувствует ребенок, когда слышит запрет.
А теперь ответьте вы родители.
Вопросы для игроков, которые исполняли роль родителей.
• Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
• Что вам хотелось сделать? Легко ли найти слова, чтобы переформулировать запрет?
• Какие чувства вы испытываете сейчас?
• Вот так не просто быть родителем, но очень интересно.
Педагог-психолог: Известно, что готовых рецептов воспитания не существует, у каждого из вас свой ребенок, со своими особенностями. Как действовать в той или иной ситуации, решать только вам, но всегда важно понимать своего ребенка и слышать, что он хочет вам сказать. Вот сейчас, мы с вами попробуем научиться услышать своего ребенка в потоке огромной каждодневной информации. Предлагаю Вам сыграть в игру.
4. Упражнение «Уронили мишку на пол».
Цель: развитие внимания в слуховой модальности, отработка умения быстро принимать решения в нестандартной ситуации.
Материалы: карточки со строчками из четверостиший (на каждого участника). По одной строчке из четверостишия.
Психолог – я прошу Вас ответить на следующие вопросы: Уважаемые родители, часто ли Вы читаете своим детям книжку? Вспомните, пожалуйста, стихи А. Барто (родители вспоминают, произносят вслух). Молодцы, я вижу, что вы читаете своим детям стихи, и знаете их. А сейчас мы с вами поиграем.
Психолог раздает карточки, на каждой из которых напечатана одна строчка из стихотворения А. Барто «Мишка»
Затем педагог раздает карточки, на каждой из которых напечатана только одна строчка из стихотворения А. Барто.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу-
Потому что он хороший.
По сигналу психолога все участники встают, закрывают глаза и начинают двигаться по комнате, непрерывно произнося вслух свою строчку.
Задача участников – объединиться в подгруппы, после чего психолог дает команду открыть глаза и произнести хором стихотворение.
Хорошо, вы поиграли, а теперь давайте обсудим.
• С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
• Легко ли было отыскать участников своей команды?
• Какие чувства возникали у вас на различных этапах выполнения упражнения?
• Какие личностные качества вам помогали или мешали выполнить упражнение?
• К какому выводу можно придти?
• В потоке разнообразной повседневной информации нужно уметь услышать своего ребенка.
Наши дети очень умные и наблюдательные. И нам взрослым нужны определенные качества для успешного, доверительного и плодотворного взаимодействия с детьми (называем).
_ А сейчас я предлагаю вам слегка расслабиться взять в руки лист бумаги, фломастеры и нарисовать своего ребенка в виде солнышка.
5. Упражнение «Солнце любви»
Включается легкая музыка. Каждый участник рисует на листе бумаги солнце, в центре пишется имя своего ребенка. На каждом лучике нужно написать все самые лучшие качества своего ребенка. Участники показывают всем свое солнце и рассказывают о своем рисунке. Родители берут рисунки домой, и дополняют его новыми лучиками и новыми качествами.
- Уважаемые родители, спасибо вам, что выделили время, для того, чтобы побывать на нашем тренинге. Я надеюсь, что вам понравилось, и вы узнали что-то для себя новое о возрастных и психологических особенностях детей 3-4 лет, и эта информация поможет вам в воспитании Вашего ребенка.
6. Подведение итогов. Обратная связь (мини-анкетирование).
Каждому участнику выдается бланк с вопросами, ответы анонимны. Что понравилось в нашей работе. Что оказалось для Вас наиболее важным? Какие недочеты Вы увидели? Ваши рекомендации… На какую тему Вы хотели бы поговорить на следующей встрече?
Анкетирование родителей по итогам тренинга
Уважаемые участники тренинга заполните, пожалуйста бланк с вопросами, ответы анонимны.
• Что понравилось в нашей работе?___
• Что оказалось для Вас наиболее важным?___
• Какие недочеты Вы увидели? Ваши рекомендации… ___
• На какую тему Вы хотели бы поговорить на следующей встрече? ___
Спасибо за внимание!
Анкетирование родителей по итогам тренинга
Уважаемые участники тренинга заполните, пожалуйста бланк с вопросами, ответы анонимны.
• Что понравилось в нашей работе?___
• Что оказалось для Вас наиболее важным?___
• Какие недочеты Вы увидели? Ваши рекомендации… ___
• На какую тему Вы хотели бы поговорить на следующей встрече? ___
Спасибо за внимание!
Анкетирование родителей по итогам тренинга
Уважаемые участники тренинга заполните, пожалуйста бланк с вопросами, ответы анонимны.
• Что понравилось в нашей работе?___
• Что оказалось для Вас наиболее важным?___
• Какие недочеты Вы увидели? Ваши рекомендации… ___
• На какую тему Вы хотели бы поговорить на следующей встрече? ___
Спасибо за внимание!