Татьяна Арганашвили
Тренинг для детей «Один за всех и все за одного!» для сплочения детского коллектива
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг
«Один за всех и все за одного»
(на сплочение детского коллектива, повышение их самооценки и укрепление взаимоотношений между ними)
Подготовила
педагог-психолог
Арганашвили Т. В.
г. Георгиевск
2021г.
Тренинг «Один за всех и все за одного»
Цель тренинга : сплочение детского коллектива, повышение самооценки детей, укрепление взаимоотношений между ними.
Задачи:
1. Создание доверительных отношений в группе
2. Снятие телесных барьеров
Публикация «Тренинг для детей „Один за всех и все за одного!“ для сплочения детского коллектива» размещена в разделах
3. Развитие коммуникативных навыков
4. Формирование умений детей строить отношения на дружбе и взаимопонимании
5. Учить рассуждать и делать выводы.
Необходимые материалы: альбомные листы, карандаши, фломастеры, ватманы, клей.
Количество участников: данный тренинг рассчитан на всю группу.
Возраст участников: 8-15 лет (дети с ОВЗ).
Количество занятий: 5
Ход тренинга:
Психолог приветствует детей, просит каждого коротко рассказать о своих ожиданиях и предположениях по поводу того, зачем они здесь собрались.
- поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение.
- поднимите руку те, кто знает, что мы будем делать на тренинге.
- поднимите руку те, кто не знает, что мы будем делать.
После этого психолог объясняет участникам, что будет происходить во время тренинга.
Психолог:
На протяжении всей недели, вы будете участвовать в психологическом тренинге. У вас будет возможность испытать себя, выполняя различные задания. Но есть одно условие – задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее сделает, а, чтобы сделали все вместе.
- Но вначале я хочу рассказать вам притчу.
«В одном селе умирал глава большой семьи. Это был уважаемый человек, проживший большую жизнь, и у его изголовья собрались многочисленные родственники и его сыновья. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый из сыновей попытался сделать это, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это.
Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам будут не страшны. А поодиночке вас легко сломать, как эти прутья».
На этом тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе.
- Начинаем.
1 занятие
1 упражнение. «Приветствие»
Цель: поприветствовать друг друга, повышение самооценки.
Ход: Участники приветствуют друг друга пожатием руки по кругу, называя свое имя и прилагательное на первую букву своего имени которое их характеризует.
( Например: Александр-аккуратный; Юлия- юморная; Катя-капризная)
2 упражнение. «Полёт на пальцах»
«Ребята, вы слышали о том, что такие маленькие существа, как муравьи, на самом деле очень сильные! И сила их в том, что они всё делают вместе. Вместе они строят для себя город – муравейник, вместе добывают пищу и, при необходимости, могут перенести на себе даже человека! Но это только в том случае, если они это сделают все вместе. Вот и мы с вами будем становиться сильнее от того, что научимся делать важные дела сообща, помогая друг другу. В доказательство того, что я рассказала, давайте попробуем сделать вместе чудо! Как вы думаете, можно ли поднять человека одним пальцем? А давайте попробуем и поднимем, но для этого нам нужно объединить свои силы»
Цель: заинтересовать детей
Ход: Один участник ложится на ковер, остальные рассаживаются вокруг, подсовывают указательные пальцы под участника и по команде поднимают его.
3 упражнение. «Прекрасный сад»
Цель: проявить свою индивидуальность и ощутить частью целого. Социометрия.
Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры.
Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Психолог предлагает детям подписать свой цветок и наклеить на клумбу, в то место которое ему больше нравится. Клумба заранее нарисована на большом ватмане.
Рефлексия. Участникам по желанию, предлагается высказаться каким цветком он себя представил, и почему?
4 упражнение. «Один за всех и все за одного»
Цель: закончить занятие.
Ход: Участники встают в круг, вытягивают руки в центр, ложа их на руки других участников, психолог обхватывает всю «гору» рук и произносит: «Один за всех», резко приподнимет руки и, отпуская все вместе говорят: «И все за одного!»
2 занятие
1 Упражнение: «Строй»
Цель: развитие навыков невербального общения.
Психолог предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» Я уверена, что вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по номерам, которые прикреплю у вас на спине. Сделать, это вы должны молча.
Молодцы!
А теперь постройтесь по алфавиту, по фамилии, по возрасту.
(После выполнения проводится краткое обсуждение.)
2 Упражнение: «Скала»
Все выстраиваются в одну линию, плотно приставляя ноги к стоящим соседям, справа и слева, ухватившись за локти соседей. При этом необходимо. Чтобы у каждого было расстояние между собственными ногами 10 – 15 см. Это и есть скала. Задача каждого – по очереди пройти по «скале» так, чтобы не сорваться. Для этого необходимо, обнимая каждого и ставя свои ноги в оставленные промежутки, медленно и осторожно пробраться к краю «скалы». Первый участник, прошедший «скалу», должен встать в конец и продолжить «скалу». (обсуждение)
3 Упражнение: «Фигура»
Все участники стоят в кругу и держатся за руки. Психолог называет любую фигуру (круг, квадрат, треугольник). Задача участников – без слов сделать эту фигуру, не разрывая рук. (После выполнения упражнения обсуждение).
4 Упражнение: «Путаница»
Все становятся в круг и поднимают руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме соседа. Не разжимая правых рук, повторить то же с левой. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать клубок, держась за руки.
5 упражнение. «Один за всех и все за одного»
Цель: закончить занятие.
Ход: Участники встают в круг, вытягивают руки в центр, ложа их на руки других участников, психолог обхватывает всю «гору» рук и произносит: «Один за всех», резко приподнимет руки и, отпуская все вместе говорят: «И все за одного!»
3 занятие
1 упражнение. «Привет всем!»
Цель: приветствие, настрой на работу, снятие блоков.
Ход: участникам предлагается поздороваться как в одной из сказочных стран, носами.
2 упражнение. «Рисунок на спине»
Цель: развитие навыков невербального общения, снятие тактильных барьеров
Ход: Участники делятся произвольно на две команды и строятся в колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Психолог рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Психолог достает свою картинку и сравнивает.
Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.
3 упражнение. «Шарики»
Цель: сплочение коллектива.
Ход: Участники, объединившиеся в тройки, получают задание: сначала как можно быстрее надуть 3 воздушных шарика, а потом добиться, чтобы они лопнули, зажав их между своими телами. При этом нельзя наступать на них, использовать какие-либо острые предметы, ногти, детали одежды.
4 упражнение. «Вспомни всё».
Цель: развивать внимательность к членам группы. Развивать эмпатию.
Ход: психолог вызывает одного желающего и садит на стул спиной к группе. Он должен подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих – детали костюма, прическу, обувь, принять его характерную позу.
5 упражнение. «Один за всех и все за одного»
Цель: закончить занятие.
Ход: Участники встают в круг, вытягивают руки в центр, ложа их на руки других участников, ведущий обхватывает всю «гору» рук и произносит: «Один за всех», резко приподнимет руки и, отпуская все вместе говорят: «И все за одного!»
4 занятие
1 упражнение. «Мое настроение»
Цель: приветствие, диагностика настроения.
Ход: Стоя в кругу, ребята по очереди здороваются со всеми участниками и сообщают всем, какое у них настроение на данный момент.
2 упражнение. «Белый стул»
Цель: повышение самооценки каждого члена группы.
Ход: Отдельно от круга, но так, чтобы всем было хорошо видно, поставить 2 стула, одно из них накрывается белым материалом. Ведущий предлагает одному из участников занять белое кресло, а все остальные участники, по очереди садясь на простой стул, должны характеризуя, сидящего напротив, называть только его положительные качества.
3 упражнение. «Мяч»
Цель: снятие телесных барьеров, сплочение группы.
Ход: Участники в круге должны передавать друг другу круглый предмет, прижимая его подбородком. Тот, кто уронит предмет, выбывает из игры. И так до тех пор, пока не останется пара играющих. Руками поддерживать предмет нельзя. При необходимости грудью.
4 упражнение «Телепатия»
Психолог говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Телепатия», в ходе которой я научу читать мысли. Только для этого мне необходимы добровольцы (3-5 человек, желающие, чтоб их мысли были прочитаны. Но только я буду учить читать мысли по поводу ваших любимых блюд».
Добровольцы выходят за дверь, где им ведущий сообщает, что каждому из них необходимо вспомнить его любимое блюдо. Желательно, чтоб блюда не повторялись.
Пока добровольцы договариваются за дверью по поводу блюд, ведущий сообщает всем остальным игрокам секрет «телепатии». Он заключается в том, что доброволец входит и сообщает своё любимое блюдо на ухо психологу. После чего психолог начинает перечислять различные блюда. А игроки после каждого блюда говорят: «Нет!» до тех пор, пока не услышат любое кушанье из картошки (пирожки с картошкой, картофель фри, картофельная запеканка и т. п.) Следующее кушанье и есть любимое блюдо добровольца. Например, доброволец Миша загадал «жареная картошка».
Психолог перечисляет: «Миша любит плов?» Все играющие хором говорят: «Нет!». «Миша любит вермишель с грибами?» Все: «Нет!». «Миша любит вареники с картошкой?» Все: «Нет!» «Миша любит жареную картошку?» Все: «Да!» Потому что знаком для положительного ответа стали «вареники с картошкой». Задача добровольцев понять принцип угадывания мыслей. Добровольцы могут входить в комнату по одному, а могут и все вместе. Но при этом ждать своей очереди «чтения мыслей».
5 упражнение. «Один за всех и все за одного»
Цель: закончить занятие.
Ход: Участники встают в круг, вытягивают руки в центр, ложа их на руки других участников, ведущий обхватывает всю «гору» рук и произносит: «Один за всех», резко приподнимет руки и, отпуская все вместе говорят: «И все за одного!»
5 занятие
Цель: укреплять взаимоотношения между детьми.
Задачи:
-формировать умение детей строить отношения на дружбе и взаимопонимании;
-развивать навыки работы в группе;
-учить рассуждать и делать выводы;
Ход: Сегодня мы с вами вновь встретились чтобы поиграть, но ига у нас будет не простая, а деловая. Это значит, что вам предстоит сегодня думать, рассуждать и делать выводы.
Эпиграфом нашей игры являются вот такие слова:
«В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть он своевременно поливает первое и истребляет второе!»
Если сказать проще- «люди-сорняки»- это те люди, которые живут сами по себе на уровне инстинктов. Поел, попил, поспал-все просто, усилий ни каких прилагать не надо.
«Люди-злаки»-это личности, умеющие брать ответственность за свои поступки, умеющие сказать нет, умеющие отличить плохое от хорошего, умеющие находить контакт с другими людьми.
Все мы, работники детского дома, очень хотим, чтобы из вас выросли именно «люди-злаки»! Для этого надо много работать над собой.
Вот и сегодня в ходе нашей игры мы с вами будем вместе искать ответы на вопросы, которые помогут нам лучше понимать друг друга. Мы будем учиться правильно общаться, потому что правильно общаться также важно, как изучать математику или русский язык.
В роли экспертов воспитатели, которые оценят у какой команды более удачные ответы.
Делимся на две команды: участники получают карточки с ситуациями, которые нужно прокомментировать и дать советы. За каждую ситуацию эксперты дают балы от 0 до 5, та команда которая наберет большее количество балов победила и получает приз!
Карточка №1.
- Оля дай мне чистую тетрадку в клетку, а то у меня закончились?
- Отстань от меня. Мне не до тебя, голова болит.
- А что ты так грубо со мной разговариваешь?
- Ну что я такого тебе сказала?
- Ой всё, могу к тебе вообще не подходить!
- Ну и не подходи.
Ваши комментарии и советы
(Ссора на пустом месте, а нужно то было всего проявить заботу, внимание или предоставить возможность побыть одному).
Карточка №2.
Ира пришла в гости к подруге Тане. В клетке сидела замечательная яркая птичка- любимый Танин попугай.
- Ничего себе птичка, симпатичная-сказала Ира, -у меня такая же была, только сдохла, они долго не живут. Нежные очень.
Таня загрустила и замолчала.
Подумайте какую оплошность допустила Ира? Как бы вы повели себя на её месте? (Нельзя быть в разговоре бестактным, иногда лучше промолчать, а ещё надо уметь радоваться за своих друзей).
Карточка №3.
За пять минут до урока ученики сидели все в классе. Оля пришла последней. У неё был расстроенный вид и заплаканные, красные глаза.
-Почему у тебя глаза красные, ты плакала? -спросила громко Настя, -что у тебя случилось? Кто тебя обидел? Расскажи!
- Ну давай, давай рассказывай! - подскочила к Оле Наташа.
-Что случилось? Почему у тебя слёзы? - стали спрашивать все.
Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.
В чём была ошибка Насти и Наташи? Что бы вы сделали на их месте?
(И здесь проявление бестактности, девочки повели себя навязчиво, не столько помогая и сочувствуя подруге, сколько привлекая внимания к себе. Разговаривать с Олей надо было наедине и спокойно, тихо.)
Карточка №4.
Папа подарил Вове на день рождения новый телефон. Вова показал его своему приятелю Славику и радостно сообщил:
- Вот смотри какой телефон мне отец подарил! Тебе нравится?
- Да у меня такой был! - захохотал Славик, он уже устарел, -Эх ты! И твой отец хорош, не разбирается в телефонах! Чепуха, а не телефон! Вот хочешь я тебе покажу свой!
Но Вова не захотел, и потом еще три дня не хотел разговаривать со Славиком.
Как вы думаете почему?
(Как и в предыдущих случаях у Славика нет чувства такта, отсутствует деликатность. Поэтому он так необдуманно обидел Вову).
Вывод: Чтобы отношения хорошо выстраивались надо воспитывать в себе-шестое чувство-это чувство такта. Почему шестое спросите вы? Да потому что у человека есть ещё пять- зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Но вот шестое чувство не дается от рождения, его надо в себе ВОСПИТАТЬ!
А сейчас последнее задание - мозговой штурм!
Раздаются карточки. Каждая команда получает проблемные вопросы, которые свойственны нашему детскому дому. Очень часто именно по этим вопросам происходят конфликты и ссоры между детьми и взрослыми. Мы хотим услышать ваше мнение.
Карточка №1.
Что такое дисциплина?
Почему нарушается дисциплина в нашем детском доме?
Как наладить дисциплину? Что для этого надо сделать?
Карточка №2.
Для чего человек учится?
Учатся ли наши дети в полную меру своих сил и возможностей? Почему?
Можете ли вы учиться лучше? Что для этого нужно?
Карточка №3.
Что такое ЗОЖ?
Какие вредные привычки есть у наших ребят?
Что нужно сделать чтобы отучить ребят от вредных привычек?
Карточка №4.
Что такое режим дня?
Какие нарушения режима бывают в нашем детском доме?
Что нужно сделать чтобы нарушений не было?
Ребята наш тренинг подошел к концу, давайте подведем итог.
Скажите пожалуйста, что вы для себя уяснили? Что в занятиях понравилось больше всего, что не понравилось?
Вывод: Ребята, учитесь чувствовать, что нужно другому человеку, что для него важно, что для него обидно, в чем он нуждается больше всего. В общении с людьми все имеет значение: и тон, и жесты, и слова что вы говорите.
Памятки раздать по группам (семьям).