Патракова Наталья Сергеевна
Трафаретный театр
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование связной речи.
В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи- диалога и монолога. Особое значение для дошкольника имеет диалогическая речь, поскольку имена она носит социальный характер. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт со взрослыми и сверстниками. Толчком к высказыванию всегда является желание человека вступить в речевое общение для решения коммуникативных задач, для того чтобы поделиться чем-то, узнать о чем-то, сообщить и возразить, побудить к чему- либо. Так возникает коммуникативное намерение.
Публикация «Трафаретный театр» размещена в разделах
«Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения приема или выдачи речевого сообщения во взаимодействии людей между собой (друг с другом)» (Зимняя И. А. Психология обучения народному языку.)
Прежде всего речевая деятельность характеризуется как процесс, который осуществляется в ходе общения (во взаимодействии людей между собой). Следовательно, этот вид деятельности всегда предполагает наличие партнеров: того, кто обращается с высказыванием, и того, к кому оно обращено.
В дошкольном учреждении особое значение в старшем дошкольном возрасте следует уделять именно диалогическому взаимодействию детей друг с другом, поскольку в общении со сверстниками речь их более богата точными языковыми средствами; именно в диалоге с ровесниками дети учатся слышать и понимать того, с кем общаются, согласовывать и контролировать собственные действия и действия партнера. В процессе согласования и контроля немаловажная роль отводится как речевым, так и внеречевым средствам (мимика, жесты, движения, атрибутика и т. д.). Поэтому свою работу мы сконцентрировали на создании такого средства, как трафаретный театр.
Работу можно разделить на два этапа: ручной труд- создание с помощью трафаретов будущих персонажей диалогической сказки; речевой этап- это собственно диалогическое взаимодействие. Дети используя изготовленных трафаретных персонажей, сочиняют диалогическую сказку.
Опишем последовательность первого этапа работы.
1. Обводка персонажей по трафарету.
По готовым трафаретам, имеющимся в широкой продаже, дети обводят внутри контура изображение героя будущей сказки (по выбору).
2. Раскрашивание получившихся персонажей.
Дети по своему желанию раскрашивают героя будущей театральной постановки. При этом ребенок может придать своему герою разное настроение, раскрасить его в разный цвет ( персонажей может быть несколько: например, черный котик, рыжий котик, сердитый еж). Выполнение такой работы помогает развитию творческого воображения ребенка.
3. Вырезание фигурки.
Ребенок с помощью ножниц вырезает фигурку героя своей сказки. При этом решается несколько задач: ребенок учится работать ножницами, совершенствует координированность движений пальцев рук. Это, несомненно, способствует развитию руки в целом.
4. Совместная деятельность воспитателя и детей.
Закрепление фигурок сказочных персонажей на основе (это может быть карандаш или специальная палочка, с помощью которой ребенок манипулирует своим героем). Прикрепить заготовку к карандашу можно с помощью скотча.
Проведенная работа позволила сделать ряд выводов. У трафаретов, которые есть в продаже, несколько недостатков. Работа с ними возможна только внутри контура, получившиеся фигурки очень малы и неудобны в практической деятельности детей. Поэтому мы решили расширять работу, создавая собственные заготовки. Их преимущество в том, что фигурки можно сделать большого размера; такие трафареты удобнее для детей в работе и позволяют свободнее манипулировать своими героями, да и конструкция получается более прозрачная. В процессе изготовления можно видоизменить форму трафаретов (кошка сидит, зайчик бежит, медведь стоит на задних лапах). При этом их необходимо обводить снаружи, что ставит детей на более сложную ступень освоения навыка обводки по трафарету. В результате мы создали собственный дидактический материал.
Когда подготовительный этап завершен, мы переходим к основному этапу-развитию связной речи. Дети, используя фигурки сказочных героев, вступают в диалогическое взаимодействие. Работа проходит в парах, в которые дети объединяются по желанию. В дальнейшем воспитатель сам подбирает пары. В случае необходимости, чтобы продемонстрировать суть взаимодействия, воспитатель может встать в пару с ребенком. Необходимо отметить, что перед началом работы по составлению сказок педагог должен познакомить детей с особым видом сказок- диалогическими сказками. В таких сказках отсутствуют слова автора, а взаимодействуют два или несколько героев, которые разговаривают между собой. Очень важно в процессе составления таких сказок помогать детям, задавая разные темы: «Как звери готовятся к зиме?», «Как звери поссорились?», «Как зайчик потерялся?», «Встреча друзей». При этом чем конкретнее заявлена тема для сочинения сказки, тем более целенаправленным станет диалог. Наблюдая за детьми в процессе работы, взрослому легко понять, кто в паре занимает активную позицию, а кто пассивную. В последующем это позволит взрослому подбирать пары, объединяя детей с разной коммуникативной позицией.
Важно понимать, что в составлении диалогических сказок главное- сам процесс взаимодействия детей, а не результат (полученная сказка).
Вашему вниманию предлагается несколько диалогических сказок, которые сочили дети.
«Встреча друзей».
(В сказке участвуют два персонажа- белочка и зайчик.)
-Привет, как тебя зовут?
-Меня- рыжик.
-А меня- Крош. А почему тебя зовут Рыжик?
-Потому что я рыженький. А у тебя почему такое странное имя- Крош?
-А я в семье самый маленький, крошечный, вот меня так и назвали.
-Давай играть в прятки? Чур, я вожу!
-С удовольствием!
-Один, два, три, четыре, пять, я иду искать! Где ты спрятался? А, вот ты где…
-Теперь я вожу!
-Ой, меня мама зовет домой! Я побежал.
-До встречи! Приходи завтра на эту полянку, опять поиграем.
Три котенка.
(В сказке участвуют трое детей озвучивающих трех котят.)
-Мяу- мяу-мяу, не надо драться.
-Смотрите, мышка!
-Давайте ее ловить! Кто быстрее?
-Ой, а вот и прудик!
-Да там же рыбка! Давайте ее ловить! Кто быстрее?
-Ой, я весь промок…
-А я люблю купаться…
-Пойдемте сушиться по домам, а потом опять выйдем гулять.
(Котята убегают, возвращаются два котенка.)
-А где Рыжик?
-Давай пойдем к нему в гости?
-Отлично!
-Почему ты не выходишь гулять, Рыжик?
-Да я заболел
-Тогда выздоравливай побыстрей!
-Мы будем тебя часто навещать. До встречи!