Елена Кулеш
Конспект занятия «Толерантность и мы»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «толерантность и мы»
Цели:
• познакомить воспитанников с понятием "толерантность", с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
• развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
Задачи:
• дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
• развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
Публикация «Конспект занятия „Толерантность и мы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Темочки
• воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между воспитанниками.
Оборудование: пазлы, с карточки вопросами, презентация.
Ход занятия
– Добрый день, ребята! Приятно видеть вас на нашей беседе. И сегодня мы с вами поговорим о толерантности, попытаемся понять очень интересное слово «толерантность». Девиз нашей беседы «Мы разные, но мы вместе!». Надеюсь, все находятся в прекрасном настроении и готовы работать.
Предлагаю разделиться на 4 группы. Наши правила поведения – отвечаем, подняв руку, не выкрикиваем, уважительно относимся к окружающим, соблюдаем тишину.
– Начнем мы с приветствия. Попросить всех по очереди, начав с воспитателя, передавая мяч произнести качества человека на первую букву своего имени. «Меня зовут Елена – естественная" и т. д.
– Молодцы хорошо поработали….
– Сегодня наш разговор посвящен толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек — это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом.
– Кто из вас знает понятие слова толерантность? (записать ответы на доске) хорошо это ваше мнение о понятии толерантность. А теперь обратимся к определениям его в разных языках.
– Внимательно слушайте и находите главное слово, характеризующее понятие Толерантность
(ученики читают определения)
tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам
tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность.
kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
tasamul’ (арабский) – Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
Определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию) :
Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
В разных странах определения различны.
– А как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность? Конечно, это слово терпимость
Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, принятие другого таким, какой он есть.
– Чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. 16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности.
История происхождения понятия толерантность.
– И так, что же такое «толерантность»? Заглянем в прошлое.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. (фото князя).
С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.
– Ребята, а как вы понимаете наш девиз: «Мы разные, но мы вместе!»?
Упражнение «Чем мы похожи».
Задача упражнения: создание атмосферы доброжелательности и доверия в группе.
Участники сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства. Например: "Встаньте, пожалуйста, в центр круга, на ком сегодня в элементе одежды присутствует красный цвет. (одинаковый рост, обувь, цвет глаз и т. д.) Упражнение продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
– Спасибо, присаживайтесь на свои места.
– Подумайте и скажите: «Какие все мы?»
Ответ учащихся: «Все мы разные, но мы вместе, и мы все равные»
– Мы ходим с вами в одну школу, многие учатся в одном классе, отмечаем вместе праздники, любим конфеты. Если люди будут дружные, будут совершать добрые поступки, то не будет раздора в семьях, не будет войн.
Игра «Пазлы». Чего не хватает?
– Что такое пазлы?
(Игра «Пазлы». Детей разделить на 4 команды и раздать пазлы. У двух команд не хватает по 1-2 элементов. Ребята должны сделать вывод.)
– Наши отряды – это тоже единое целое, а каждый из вас в нём – пазл, составляющая, без которой нет единения. Каждый по-своему важен и нужен.
– Давайте вспомним, какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?
Уважение мнения других, доброжелательность, желание что-либо делать вместе, понимание и принятие, чуткость, любознательность, доверие, снисходительность, гуманизм.
Непонимание, игнорирование, эгоизм, нетерпимость, пренебрежение, раздражительность, равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность.
– Итак, толерантная личность обладает следующими качествами….(перечислить).
– Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
– Поддерживаем в трудную минуту?
– Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами? (предложения и обсуждение ответов детей)
– Мы выяснили, что толерантность — это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Толерантность — это поддержка и понимание различий.
– У толерантности есть своя обратная сторона. Кто нибудь знает, как она называется, что ее характеризует?
Интолерантность — это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими людьми; интолерантность проявляется через конфликтное, агрессивное поведение.
— Бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?
— Что вы чувствовали в тот момент?
— А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?
– Как вы думаете, что чувствовал тот человек, о котором вы говорили плохо?
– В подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблемы.
– Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова.
– А, что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
– У толерантности есть золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе»
Практическое задание.
– Приглашаются по одному представителю от команд для получения заданий.
– Вы вытягиваете по 2 карточки, на которых написаны проблемные ситуации, ваша задача обсудить в командах способы поведения в той или иной ситуации, и объяснить свой ответ.
Даётся 4 минуты на выполнение этого задания.
Задания:
1. Младший братишка сломал твою игрушку
2. Ты поссорился со своей сестрой
3. Тебе не хочется идти на прогулку со своими родными
4. В классе учитель уже спросил тебя. Тебе хочется ответить еще, ты будешь ….
5. Ваш одноклассник одет хуже, чем ты
6. На твоих глазах поссорились два твоих одноклассника, началась драка.
7. Как вы поступите в такой ситуации: Ты не согласен с кем-нибудь.
8. Как вы поступите в такой ситуации: Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.
Выполнение и объяснение задания (ответы детей)
– Спасибо, хорошо поработали!
Игра «Поднимите руку, у кого.».
– Но в чём же мы похожи? Давайте поиграем в такую игру: «Поднимите руку, у кого.»
– русый цвет волос;
– родился зимой;
– в имени есть буква А;
– карие глаза;
– любит мороженое;
– чья фамилия заканчивается на –ов;
– читал «Приключения Буратино»;
– Спасибо, ребята, вы были очень внимательны в нашей игре, можете опустить руки.
Наши отряды – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в наших семьях всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно? (ответы детей)
Рефлексия.
– Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про правило толерантности. А кто его помнит?
– Какую полезную информацию вы для себя получили на занятии?
– Что больше всего понравилось?
– Какими качествами должен обладать толерантный человек?
– Для чего нам всем нужно быть толерантными?
– Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что наше занятие оставило глубокий след в душе каждого, помогло нам всем понять, что только уважение друг к другу взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия помогут нам мирно и дружно жить.