Наталья Юсупова
Консультация «Типы воспитания»
Типы воспитания
Если у вас есть ребенок, то вы, конечно же, его воспитываете, или, по крайней мере, пытаетесь это сделать, а то, что получается, уже второй вопрос. Значит прочитав характеристику типов семейного воспитания, и увидев в них что-то сходное в стиле своего воспитания, вы можете спрогнозировать, что за человека вы воспитываете из вашего ребенка. Если окажется, что итоги вовсе не те, каких вы хотите, то ответ один – меняйте тактику взаимоотношений с ребенком.
Публикация «Консультация „Типы воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Первый вариант воспитания, когда родители в общении с ребенком очень непоследовательны в проявлении чувств, спекулируют ласками и наградами, строя отношения на основе выгоды. Родители тем самым стимулируют подхалимство и угодничество, то есть такой тип поведения ребенок и в будущем будет считать нормой.
В отношениях с окружающими родители проявляют двуличность: в присутствии ребенка говорят о человеке хорошо, а за глаза плохо. Пытаются из отношений извлечь личную выгоду, не пренебрегают подкупом или обманом, и этому же учат и ребенка. При такой системе воспитания вырастет комфортный тип личности. Этот человек будет притираться ко всем и ко всему, подчиняясь большинству (консерваторы). Такие люди составляют «серую массу» людей, имеют банальное мышление, довольствуясь благами цивилизации, и живут обыденной жизнью, как все.
Второй тип воспитания имеет своей основой безумную любовь родителей к своему дитю, при этом он возносится до ранга «суперличности». При таком стиле воспитания большое внимание уделяется формальному выполнению правил и норм этикета, но не объясняется, что это нужно для поддержания человеческих отношений. Как вы понимаете, что поскольку усвоение правил лишь формальное, без понимания их сути и глубины, то для достижения своей цели такой человек, повзрослев, переступит через них. В семье родители делят людей на полезных и бесполезных, приравнивая их к средствам достижения цели. Но боже упаси кому-то обидеть их ребенка – родители всегда вступают в конфликт с обидчиком, не разбираясь, кто прав, а кто виноват, при этом они еще будут требовать возмещения вреда. Результатом такого стиля воспитания является человек с доминирующим типом личности. Родители могут не удивляться, если их взрослый ребенок будет периодически отвечать им черной неблагодарностью на их любовь и опеку, ведь они сами приучили его к пользованию людьми.
Следующий стиль воспитания (рассудительный) включает в себя наличие спокойных и ровных взаимоотношений между равными личностями – родителями и детьми. Достоинства ребенка никогда не принижается, а отношения в семье добрые и теплые. Родители склонны беседовать с ребенком и стимулировать активную деятельность в придумывании себе разнообразных игр и занятий. Удовлетворяются все потребности ребенка, но не балуют его. Такие дети быстро и легко овладевают нормами человеческих взаимоотношений и стараются не причинить вред другим, т. к. у них уже в какой-то степени сформированы нравственные качества. На глазах у ребенка с детства благожелательное отношение его родителей к окружающим, внимательное, уважительное и не конфликтное. Семья имеет много друзей и знакомых, а к родителям относится заботливо (сенситивный тип личности). Эти люди достаточно общительны, однако не любят больших шумных компаний, привязаны к родителям. Болезненно относятся к упрекам и нотациям в свой адрес. Однако это вдумчивые и рассудительные люди, которые не всегда могут постоять за себя и отвоевать место под солнцем.
Существует тип семейного воспитания, при котором родители проявляют полную покорность своему ребенку и выполняют все его желания, боясь, что он начнет капризничать. Родители воспитывают ребенка а рамках полной дозволенности, поэтому он и безразличен к принципам нравственности и морали. В плане общения с окружающими людьми родители склонны контактировать только с теми людьми, кто может быть чем-то полезен. Ребенку выбирают друзей сами, и ревнуют к самостоятельным выборам, до последнего пытаются контролировать всю систему взаимоотношений с окружающими. В общем, ребенок имеет эгоистическую направленность, которая дальше будет в нем укореняться. Наказание в такой семье отсутствует. Родители могут испытывать чувство вины, если они не в состоянии удовлетворить какую – то потребность ребенка, в дальнейшем, повзрослев, он будет спекулировать этим, манипулируя родителями. Этот человек плохо ориентируется в жизни, не всегда в состоянии принять самостоятельное решение, а над теми, которые принимает, не совсем задумывается. Это эгоцентрист до мозга костей без осоьых принципов и морали. В решении проблемных ситуаций надеется на помощь со стороны. Проявляется незрелость эмоций и инфантильность до седых волос.
Контролирующий стиль воспитания подразумевает постоянное направление ребенка по правильному пути, по мнению родителей. В общении с ребенком проявляют жесткость, не показывая любви (чтобы не избаловать, требуют много завышая планку. Не имея элементарных знаний о детской психике, родители практикуют различные воспитательные системы, а ребенок выступает в роли подопытного кролика. Свобода детей ограничивается, выход за рамки предписаний строго контролируется родителями. Особенностью этого типа воспитания является педантичность родителей. Дети растут тревожными, а постоянные запреты вызывают протесты. Семейными приоритетами пользуется наказание, а не поощрение, с использованием приказного тона. Такие методы воспитания приводят к тому, что у человека формируется тревожный тип личности. Такие люди склонны к интроверсии, которая основывается на низкой самооценке и неуверенности в себе. Не вступают в конфликты, не всегда адекватно воспринимают отношение окружающих к себе, преувеличивая его негативность. Не позавидуешь таким людям, поскольку вообще возникает вопрос: «А умеют ли они жить полноценной жизнью и радоваться ей?»
Последний стиль семейного воспитания, встречается довольно часто. Ребенка любят, но никогда не балуют. Все невзгоды родители переносят сами, не посвящая ребенка в семейные проблемы, как бы берегут его от перегрузок, ну а ребенок впитывает образцы семейного поведения. Ребенок предоставлен сам себе, потому что родители постоянно заняты, потому то и игры у ребенка – это имитация взрослой деятельности. Дети постоянно стремятся помочь своим родителям и не развиваются творчески. Вследствии того ребенок склонен осмысливать все самостоятельно. Нравственные нормы у детей из таких семей формируются через доброжелательные отношения, родители не читают нотаций, а могут пристыдить или раскритиковать, больше стремясь показывать примеры своим поведением. Отношения с окружающими у такой семьи благоприятные, всегда рады друзьям и знакомым, не отказывая им в помощи. Вообще человеческие отношения считают самой большой ценностью, просто благодарны окружающим и ничего не ждут от них взамен. В такой семье вырастают дети с интровертивным типом личности. А это значит, что они живут в своем мире, куда пускают не каждого. В целом, это достаточно добрые и общительные люди, про которых точно ничего сказать нельзя, кроме того, что этот человек «сам себе на уме».
В чистом виде описанные стили семейного воспитания встречаются не так часто, но и не редко, просто это не всегда разглядишь. Зато всегда очень хорошо видны последствия воспитания, взгляды на жизнь, на людей, на себя, приоритеты и установки – все что закладывали родители на протяжении всего воспитательного процесса, руководствуясь своими принципами и мотивами. И не надо задавать вопрос: «И в кого же ты такой пошел?», поскольку ответ очевиден, но родители не всегда отдают себе отчет в этом.
Недаром говорят: дети – зеркало родителей. Их привычки, жесты, способы общения ребенок начинает перенимать тогда, когда он еще не способен оценивать, насколько они красивы и нравственны. Вот почему так важно взрослым критически взглянуть на себя: чему учит ребенка их пример?
Воспитывая своего ребенка, обучая его правилам этикета, запомните, что назидания и нравоучения не имеют силы. Максимальный эффект может дать личный пример родителей и атмосфера, царящая в доме!