Ирина Аверина
Тезисы вебинар для родителей «Я исследователь»
Тезисы
вебинар для родителей «Я исследователь»
- Откуда берется снег?
- Почему в дырках ничего нет?
- Почему птица летает, а змея ползает?
- Откуда приходит дождь?
Как удовлетворить детское любопытство? Как объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума?
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения детского экспериментирования. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Публикация «Тезисы вебинар для родителей „Я исследователь“» размещена в разделах
Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.
При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта и звукового восприятия дети могут узнавать новое о предметах. Маленькое, но сделанное самостоятельно открытие вызывает восторг у ребёнка и желание добывать новые знания.
Исследуя предметы мы ставим задачи:
• развитие интереса к окружающему миру;
• формирование первичных представлений о свойствах предметов и веществ (форме, цвете, величине, структуре, звучности и т. д.);
• развитие речевых навыков (построение устной речи — ответов на вопросы, рассказ об увиденном, словарного запаса;
• создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
• стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
• формирование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.
Где мы можем реализовать поставленные задачи:
При исследование различных предметов, явлений природы, веществ;
При знакомстве с музыкальными инструментами и их звучанием, возможностями голоса;
Изучение и применение свойств предметов из резины, пластмассы, дерева — мячи, обручи, кегли, скакалки и др. ;
самостоятельно экспериментируя с различными по форме и строению игрушками);
наблюдая за погодой, природными явлениями, растениями и животными во время прогулок, поездок на дачу.
Рассмотрим отдельные примеры, которые вы можете использовать.
Наблюдения.
Дети 3–4 лет активно накапливают в памяти зрительные образы. Проводить наблюдения можно в помещении, на природе, во время игры Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности дошкольников, в младших группах оно отличается непродолжительностью, поскольку детям сложно удерживать внимание на одном объекте в течение длительного времени.
Пример: в уголке природы учатся ухаживать за растениями
Решение проблемных ситуаций.
Постановку проблемного вопроса на занятии в младшей группе осуществляет воспитатель. Он же намечает пути решения проблемы, поскольку детям 3–4 лет не под силу самостоятельно продумать ход действий и спрогнозировать результат. Проблемные ситуации можно представлять в игровой форме, так у дошкольников возникает заинтересованность в поиске ответов.
Пример: Каким ведром быстрее заполнить емкость? Из какого песка лепить?
Беседы.
Возникновению интереса к предстоящей экспериментальной деятельности, развитию исследовательских и речевых навыков способствуют беседы с младшими дошкольниками, в основе которых — изложение опыта детей. Например, «Какой мячик выше подпрыгивал на занятии физкультурой — резиновый или кожаный?», «Что происходит с водой в баночке, когда мы споласкиваем в ней кисточки?», «Из какого песка лучше получаются куличики?». В младших группах длительность беседы, направленной на поиск решения, составляет 10–15 минут и сопровождается другими видами деятельности для профилактики переутомления (пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворения и др.).
В ходе беседы рассматривают картинки иллюстрации в журналах
Опыты и эксперименты.
Желание экспериментировать появляется у ребёнка в период раннего детства (простые действия с игрушками) и постепенно переходит от стихийной деятельности к целенаправленной. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой, снегом и льдом, солью, красками, песком, камнями, глиной, растениями. Экспериментальная деятельность с детьми 3–4 лет проводится в игровой форме и может осуществляться на занятиях в первой половине дня, а также в рамках кружка дополнительного образования (опытная мастерская, лаборатория). Цель проведения опытов и экспериментов с детьми второй младшей группы заключается в развитии любознательности, создании позитивного настроения, дружеской атмосферы в процессе совместного исследования.
Проекты.
Проектная деятельность с воспитанниками второй младшей группы предполагает совместную работу детей и педагога и/или родителей. Взрослый помогает составить план исследования по теме проекта, стараясь максимально вовлечь ребёнка и при необходимости направляя его активность. Проект является синтезом различных форм детской деятельности — познавательной, экспериментальной, творческой.
Дети не должны воспринимать исследовательскую деятельность как специфическую работу. Воспитатель не готовит к их профессии учёного в будущем, но учит увлекательным и эффективным способам познания окружающего мира.
Мы предлагаем примерные темы исследования с детьми младшей группы
«Песок и его свойства», «Что такое ветер», «Солнце», «Мыльные пузыри»,
«Камни», «Фрукты», «Снег и лёд», «Вода и её свойства», «Чем пахнет?», «Глина», «Почва», «Бумажный кораблик», «Тонет — не тонет».