Ольга Тараканова
Теоретические основы обучения лепке
Способы лепки
Рассмотрим наиболее распространенные способы лепки керамических изделий.
Конструктивный способ – предмет создается из отдельных частей.
Вначале лепится основная, то есть самая крупная часть будущего изделия, потом к ней крепятся остальные детали, предварительно смазанные шликером (жидкой глиной) для прочного соединения, иначе после высыхания в месте соединения деталей может образоваться трещина, что впоследствии приведет к поломке изделия.
Публикация «Теоретические основы обучения лепке» размещена в разделах
Следующий способ лепки – пластический, суть которого состоит в том, что изделие лепится из целого куска глины. Небольшой комок глины хорошо проминается в руке, затем придается обобщенная форма будущей фигуры, пальцами вытягиваются нужные места, таким образом, лепятся простые фигуры, свистульки, не требующие детальной проработки.
Комбинированный – представляет собой сочетание конструктивного и пластического способов лепки. Он используется при лепке глиняных народных игрушек (дымковских, филимоновских и др., а также для создания многофигурных композиционных работ.
Рельефная лепка наиболее сложный вид работы, который выполняется несколькими способами:
первый – путем нанесения рисунка. Из куска хорошо приготовленной глины на влажной ткани (чтобы глина не прилипала к столу) раскатывается скалкой пласт толщиной около 1 см. Поверхность должна быть гладкой и ровной. Раскатанному пласту надо дать немного подсохнуть (это называется кожетвёрдое состояние, если он будет влажным, то нанести рисунок будет сложно. Рисунок наносится через прозрачную пленку (целлофан) стекой. После снятия пленки аккуратно нужно сгладить неровности, сделать доработку;
второй – путем наложения формы на основу. На пласт любой формы наносится рисунок, затем путем налепа (налепляем шарики, колбаски, жгутики) набирается изображение, примазываются с помощью шликера отдельные детали композиции к основе. Для придания декоративности можно наносить фактуру наложением и отпечатыванием фактурной ткани (марля, капрон, тесьма и др., синтетической или проволочной сеточки или использованием других различных оттисков (стержень авторучки, отвертка звездочкой и т. д.);
третий способ – путем выбирания глины, но при этом толщина пласта под основу должна быть не менее 2–3 см. Сначала стекой на поверхности или через пленку наносится рисунок, затем аккуратно снимается одинаковый слой с поверхности основы там, где нет рисунка. Таким образом, рисунок будет рельефным, выступающим на основе.
Техника отщипывания также предполагает несколько способов:
лепка из шара. Чтобы вылепить, например, чашу, в комок шарообразной глины вдавливается большой палец, постепенно форма плавно поворачивается, и плавным нажимом пальца стенки расширяются. Надо внимательно следить, чтобы толщина стенок была одинаковой;
путем кругового налепа. Сначала готовится основание, затем на нем в месте присоединения первой полосы (в форме колбаски) делаются насечки и смазываются шликером, чтобы соединение было прочным. Укладывается вторая полоска, также смазанная шликером. Последовательно сложенные полоски сглаживаются изнутри пальцем и деревянной стекой. Постепенно поворачивая форму, прикладывая последующие полоски глины по кругу в несколько рядов, разглаживая внутренние швы прижатием большого и указательного пальца, вытягиваем вверх стенки, не допуская деформации. И так по кругу в несколько рядов, затем небольшая просушка (при этом верх прикрыть пластмассовой формой) и снова наращение формы по кругу прилепом одинаковых по размеру кусочков (полосок).
Такая же техника может быть использована в лепке на форме. Форма (чаша) накрывается с внутренней стороны хлопчатобумажной тканью, и в ней шариками или кусочками выкладывается дно, затем стенки по спирали. С внутренней стороны все выравнивается.
Спиральная техника (из жгутов). Этот способ применяется для лепки более сложных форм жгутового сосуда. Лучше предварительно нарисовать эскиз, чтобы образ изделия все время был перед глазами. Далее заготавливаются жгуты одинакового размера и закручиваются на воображаемую форму. Толщина стенок сосуда зависит от диаметра жгута.
Если потребуется для высокой формы несколько жгутов, то их во избежание высыхания накрыть до использования целлофановой пленкой. Для основания сосуда сворачивается спираль из жгутов или можно использовать основу, вырезанную из пласта. Разглаживать надо стекой с внутренней стороны от внешнего края к центру, затем ту сторону жгута, которая присоединяется к основанию для прочного сцепления, нужно смазать шликером. Кончик жгута срезается по диагонали, чтобы площадь соединения была больше, и второй слой ложился бы на первый без излома. Диаметр окружности, образованной первым слоем жгутов, должен быть чуть больше диаметра основания. Каждый следующий жгут промазывается шликером (дополнительно можно сделать насечку, она даст более плотное соединение, ложится на внешний край предыдущего. С помощью стеки слегка сдавливаются места соединения жгута и основания так, чтобы не повредить форму. Желательно, чтобы соединения жгутов не находились друг над другом (лучше удлинить полоску, чтобы исключить вероятность растрескивания в процессе сушки. Можно воспользоваться шликером для соединения стыков с внутренней стороны. Меняя диаметр очередного слоя, создается форма изделия. Работа с большими сосудами может быть поэтапной, чтобы следующие слои не раздавили предыдущие. После наложения нескольких рядов изделие подсушивается. Готовое изделие должно досыхать вверх дном. Эта техника позволяет изготовить сосуд любой формы и сложности – вазы, бутыли, фляжки и др.
Формование путем ручного оттиска форм. С этим способом знакомы все с детства по лепке изделий в песочнице. Гипсовая форма руками заполняется глиной. Лучше это делать отщипыванием и вдавливанием небольших кусочков, чтобы нижний слой и боковые слои не имели пустот, неровностей, затем выравнивается верхний слой, и после высыхания изделие легко вынимается из формы, дальнейшее досушивание изделия осуществляется обычным порядком. Декорирование осуществляется по усмотрению (если тиснением, то после выемки из формы, т. е. до высыхания);
путем шликерного литья в гипсовые формы. Гипсовая форма, состоящая из двух частей с «замочками» (выступы на одной стороне и выемка для них на другой, чтобы обеспечить соединение при наложении одной на другую, закрепляется резиновым жгутом. Затем форма до верха заполняется жидким шликером. Уровень шликера в форме, с поглощением гипсом влаги, понижается, поэтому нужно своевременно и неоднократно подливать шликер, заполняя форму до верха. При образовании у стенок формы затвердевающего слоя глины весь оставшийся шликер сливается и в обычном порядке продолжается процесс сушки. Когда изделие подсохнет до состояния сохранения формы (не следует допускать полного высыхания, чтобы была возможность соединять части изделия, оно осторожно вынимается из двух частей, и обе половинки соединяются шликером. На непросохшем изделии можно сделать прорези, изгибы, декорировать по усмотрению, после чего продолжить процесс сушки.