Кригер Галина Сергеевна
Тематическое занятие «Сказки А. С. Пушкина и музыкальные образы героев»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение воспитанников к творчеству А. С. Пушкина, к музыкальному наследию русских композиторов
Задачи:
1. Прививать любовь к творчеству Пушкина;
2. Развивать умение слушать музыку, высказывать свои впечатления о ней, анализировать;
3. Обогащать активный словарь, расширять представления об искусстве;
4. Формировать музыкальный вкус.
Музыкальный материал:
1. «Марш Черномора» (из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»)
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Темочки
2. Ария Звездочета - фрагмент (из оперы «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова)
3. «Полет шмеля» (из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова)
4. Тема Белки (из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова)
Ход занятия.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Каждый год 6 июня мы с вами отмечаем день рождения великого русского поэта – Александра Сергеевича Пушкина. Его знают не только у нас в России, но и во всем мире. Пушкин подарил великое множество прекрасных, удивительных сказок, поэм, стихов!
И хотя жил он двести лет тому назад, его произведения знают и любят и дети, и взрослые в разных уголках земли. Посмотрите, пожалуйста, на его портрет.
Мы с вами, ребята, знакомы, прежде всего, с его сказками. Назовите, пожалуйста, какие сказки Пушкина вы знаете?
Педагог выслушивает ответы детей, подытоживает.
Педагог: Молодцы! Действительно, это и «Сказка о золотой рыбке», и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», и о золотом петушке, и о попе и его работнике Балде, «Сказка о царе Салтане».
Как же появились эти чудесные красивые сказки? Оказывается, в детстве Пушкин услышал много сказочных историй, которые рассказывала ему его любящая няня, Арина Родионовна. Она была удивительной рассказчицей! От нее маленький Саша узнал и о богатырях, выходящих из моря, и о Кащее Бессмертном, и о прекрасной молодой царевне и ее злой мачехе, и о многом другом.
Позже, яркие детские впечатления от няниных сказок нашли свое воплощение в произведениях Пушкина и, прежде всего, в его сказках. Помните:
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…
Сказки Пушкина настолько выразительные, яркие, богатые образами, что композиторы, музыканты, не могли обойти их вниманием. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми музыкальными образами, навеянными произведениями Пушкина.
Но, прежде давайте вспомним такой жанр искусства, как опера. Опера – это спектакль, в котором все герои поют. Так, например, на создание оперы великого русского композитора Михаила Ивановича Глинку вдохновила поэма Пушкина «Руслан и Людмила». Одним из героев этой пушкинской поэмы (объяснить значение слова поэма) является злой колдун – карлик Черномор, вся колдовская сила которого заключена в невероятно длинной бороде. Черномор похищает прекрасную Людмилу у ее жениха, Руслана. Как композитор Глинка передал в музыке образ Черномора? Сейчас мы послушаем марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила», а потом обсудим с вами услышанное.
Педагог включает звукозапись. Слушает вместе с детьми.
Ребята, какими словами вы можете описать эту музыку? (помогает с ответами: «То громкая, то тихая», то злая, сердитая, воинственная, то смешная, мультяшная, и т. д.). Композитор с помощью различных музыкальных средств помогает нам представить нам необычный образ Черномора: с одной стороны, пугающий, страшный колдун, злой волшебник, с другой стороны, нелепый, неуклюжий карлик, который без своей могущественной бороды совершенно беспомощен.
Еще один замечательный русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков (его портрет перед нами) также вдохновился пушкинскими сказками и написал несколько опер на его сюжеты. Например, оперы «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане».
Давайте вспомним сказку «Золотой петушок». К царю Дадону приходит великий кудесник-звездочет и в подарок преподносит чудесного золотого петушка (цитата из сказки – на слайде).
Послушаем фрагмент арии звездочета, а затем обсудим услышанное.
Педагог включает звукозапись. Слушает вместе с детьми.
Педагог: Поделитесь, дети, своими впечатлениями: какими словами можно описать то, что вы услышали?
Выслушивает ответы детей, помогает
Вступление к арии сказочное, волшебное, предвещающее встречу с необычным героем-кудесником Звездочетом. Отдельные высокие звенящие звуки рисуют в нашем воображении звезды. Голос героя необычно высокий, и нам представляется загадочный старичок-волшебник, которому подвластны многие чудеса.
Вы можете перечитать сказку «Золотой петушок» и вспомнить, чем эта сказка завершилась.
И еще одна прекрасная пушкинская сказка встречает нас – «Сказка о царе Салтане». Помните, в ней есть такие строки:
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
В этой сказке много сказочных героев. Например, прекрасная царевна-Лебедь, которая превращает молодого князя то в комара, то в муху, а то в шмеля:
И опять она его
Вмиг обрызгала всего.
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился.
Этот шмель хочет отомстить своим обидчикам, он стремительно летает, вьется и жалит. И сейчас мы услышим, как это передает музыка. Мы послушаем с вами «Полет шмеля» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Педагог включает звукозапись. Слушает вместе с детьми. После прослушивания дети делятся своими впечатлениями.
Педагог: А еще, к примеру, в этой сказке встречается белка, но белка не простая:
…белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.
Как ее изобразил композитор? Давайте послушаем!
Педагог включает звукозапись. Слушает вместе с детьми. После прослушивания дети делятся своими впечатлениями
Итак, ребята, мы с вами сегодня прикоснулись к творчеству великого русского поэта – Александра Сергеевича Пушкина. Мы заглянули на страницы некоторых его сказок, а еще мы познакомились с музыкальными образами его героев. Давайте вспомним, каких.
Дети перечисляют, с какими музыкальными образами героев пушкинских сказок они сегодня познакомились.
В завершение, хочу пожелать вам новых открытий поэтических и музыкальных! А Пушкин будет сопровождать вас и в дальнейшем – в школьные годы, во взрослой жизни…И, конечно, еще много прекрасной музыки ждет вас!
Педагог благодарит всех за внимание, прощается с детьми. Дети покидают зал.