Лариса Тутукина
Тематическое занятие по патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
День снятия блокады Ленинграда
Конспект тематического занятия для старшего дошкольного возраста, посвященного «Дню снятия блокады Ленинграда» 2023 г.
Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
- Развивать способность сопереживать, воспитывать чувство патриотизма.
- Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы.
- Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа.
Публикация «Тематическое занятие по патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- Расширять и закреплять понятия «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады».
Оборудование и материалы: презентация «Блокада Ленинграда», по 125гр. хлеба на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель: (1 слайд)
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о блокадном Ленинграде. Хоть вы еще маленькие, но по книгам, фильмам и рассказам взрослых тоже знаете о страшной смертоносной войне с фашистами, которую наша страна выиграла в жестокой битве. Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, была Великая Отечественная Война с фашистской Германией. Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушений. Беда пришла в каждый дом. Эта война была самым страшным испытанием для нашего народа.
Кто же напал на нашу страну?
В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась в мирную жизнь русских людей. Фашисты наступали стремительно, стараясь как можно скорее захватить столицу нашей Родины Москву и второй по величине город Петербург, который тогда назывался Ленинградом, а его жители - ленинградцами.
Очень скоро враги оказались рядом с городом. (2 слайд) Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, падали на землю убитые. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить его блокадой. Фашисты окружили город, перекрыли все выходы и входы в город. Ленинград оказался в блокадном кольце.
-Что такое блокада? Это осадное кольцо, в которое взяли город.
Но жители Ленинграда, ленинградцы – мужчины, женщины, пожилые люди, дети, проявляли стойкость и мужество, и всеми силами поднялись на защиту города.
(3 слайд) Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. И звучала воздушная тревога
Запись воздушной тревоги
(4 слайд) Когда люди слышали такой сигнал, то все прятались в бомбоубежище.
- Ребята, как вы думаете, что такое бомбоубежище? (Это специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки)
(5 слайд) Жизнь в городе становилась всё труднее, дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы хоть как - то согреться.
(6 слайд) Но Ленинград продолжал жить и работать. На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. Как же ещё помогали взрослым дети? (7 слайд) Они тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал.
(8 слайд) Помогали раненным в госпиталях, устраивали концерты, пели песни, читали стихи, танцевали.
(9 слайд) Стояли по несколько часов в огромных очередях за хлебом. Хлеб готовили из мякины и отрубей, он был горький, невкусный, но и такого хлеба было так мало, что его выдавали по карточкам. (10 слайд) Норма была очень маленькая, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда - 125 грамм. И всё, больше ничего - только вода.
Видеоклип «Блокадный хлеб»
Вот дети, какое тяжелое испытание выпало ленинградцам. До сих пор в этом городе сохранилось особое отношение к хлебу. Вам понятно почему?
- Потому, что город пережил голод. Потому что ничего, кроме кусочка хлеба в день не было. В те времена потерять карточку, для семьи являлось настоящей трагедией, люди умирали от голода. Этот маленький кусочек хлеба спас много жизней. Давайте, и мы будем всегда уважительно относиться к хлебу. Да, сейчас у нас всегда много хлеба на столе, он разный, белый и черный, но он всегда вкусный, но все вы должны помнить, что хлеб нельзя крошить, бросать, нельзя оставлять недоеденным.
Зимой в блокадном Ленинграде было особенно голодно и холодно. Фашисты настолько сузили кольцо блокады, что оставалась только одна дорога, по которой можно было вывести больных, детей, раненых и привести муку и крупу.
(11 слайд) Эта дорога проходила по льду Ладожского озера. Ладога стала спасением, её стали называть «Дорогой жизни» Знаете почему? Возили всё на машинах, эти машины назывались – полуторки. Посмотрите на картинку, вот такие машины проезжали по дороге жизни. Правда не все машины доезжали до места назначения, к весне поездки по льду стали опасными (12 слайд) часто машины шли прямо по воде, иногда машины проваливались под лед, вместе с провизией и даже вместе с людьми и водители снимали дверцы кабины, чтобы успеть выскочить из тонущего грузовика…
Видеоклип песни «Ладога».
Инструктор по физвоспитанию : Ребята, я вам предлагаю проникнуться духом того времени и самим пройти этот трудный путь. Представьте, что вам тоже нужно доставить продукты по «Дороге жизни». А вот здесь, на полу - Ладожское озеро и на нём льдины (листы бумаги А3, нам нужно чётко передвигаться по этим, квадратикам-льдинкам.
Мимо не наступаем, иначе провалишься под лёд, и главное - нужно аккуратно перенести продукты в корзинах с одного берега на другой, ничего не потеряв по дороге.
Эстафета «Дорога жизни»
Инструктор по физвоспитанию : А теперь нужно погрузить продукты в грузовики и быстро отвезти в магазин, объезжая воронки от разорвавшихся бомб.
Эстафета «Доставь продукты»
Дети садятся.
Воспитатель : Это было тяжелое время. 900 дней и ночей был оторван город от Большой земли. Наши войска осуществили прорыв блокады и освободили город Ленинград только в январе 1944 года. (13 слайд)
- В холода, когда бушуют снегопады, в Петербурге этот день особо чтут,
Город празднует День снятия блокады и гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда! В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада, продолжалась девятьсот голодных дней.
Замерзая, люди близких хоронили, пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили, и была дороже золота еда.
Ели маленький кусок ржаного хлеба, по чуть-чуть…Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба, и руины там, где дом вчера стоял…
Но блокаду чёрных месяцев прорвали! И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали: Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!
(14 слайд)
От усталости, шатаясь, ленинградцы, шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слёзы начинали обниматься. – Всё! Закончилась блокадная пора!
Есть салют у нас весной – на День Победы, он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды, тот салют в голодно-белом январе…
(15 слайд)
Воспитатель : Предлагаю минутой молчания почтить всех, кто погиб ради нашего счастливого сегодняшнего времени.
Минута молчания.
Воспитатель : Сегодня, 27 января, в день полного освобождения Ленинграда от фашистских захватчиков, я предлагаю вам дома вечером в окошке зажечь свечу памяти или просто фонарик. Это будет символизировать нашу память о той страшной странице истории этого великого города. 900 дней. Дней, наполненных голодом, холодом, страхом, смертью и скорбью.
Пронесем же память через года, через века. Пока мы живы - жива память. Пока жива память - мы будем жить!
Детям вручают по брусочку черного «блокадного хлеба».