наталья викторовна ковина
«День снятия Блокады Ленинграда». Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сохранение исторической памяти, обогащение знаний детей о героическом прошлом города Ленинграда, о трагедии мирного населения во время блокады;
Задачи:
-Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда.
-Расширять представления детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду.
-Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
-Воспитывать чувство сострадания, сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы ВОВ.
Темочки:
- Блокада Ленинграда
- Блокада Ленинграда. Конспекты
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
-Закрепить навыки речевой деятельности, побуждать детей активно участвовать в диалоге с воспитателем.
-Воспитывать уважение и благодарность защитникам Отечества, гордость за свой народ, любовь к Родине.
Ход занятия:
Слайд 1: Введение в тему.
27 января – памятная дата для нашего народа. В этот день был полностью освобождён город Ленинград от блокады. Сейчас этот город называется Санкт-Петербург. Я сейчас расскажу вам о том, какие тяжелые испытания пришлось пережить городу Ленинград и его жителям, ленинградцам, во время той страшной и беспощадной войны.
Слайд 2: Что такое блокада?
Война началась, в воскресенье 22 июня 1941 года, ранним утром. Фашистская Германия, без объявления войны, напала на Советский союз (именно так называлась раньше наша страна).
Началась жестокая, кровопролитная Великая Отечественная война. Немцы продвигались вглубь страны, уничтожая всё на своем пути. Гибли тысячи людей, горели города и сёла. Хоть люди и мужественно сражались, защищая свою Родину, все же они не были готовы к жестокому напору фашистов и с огромными потерями отступали. В сентябре бои уже шли на подступах к Ленинграду. Фашисты стремились взять город в кольцо, отрезать его от остальной территории СССР. 8 сентября город был окружен с трех сторон, с четвертой было Ладожское озеро, так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Все: блокада.
- что такое блокада? (ответы детей)
- Это значит, что из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Никто не сможет приехать в город.
Слайд 3: Обстрел Ленинграда с воздуха.
Не было возможности пополнить запасы продовольствия: муки, крупы, масла… Невозможно было вывезти из города раненых, число которых увеличивалось с каждым днем и ночью, т. к. и днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду. Наступила холодная зима. Наступили страшные блокадные дни… Это было тяжёлое время. 900 дней и ночей город был оторван от Большой земли.
Вражеские бомбардировщики сбрасывали на город сотни тысяч бомб. Горели и рушились здания, но самое главное уничтожались склады с продовольствием. Гитлер хотел завоевать город, но наши бойцы не отдавали город. И тогда фашисты решили окружить Ленинград и оставить город без воды, питания, света и тепла, началась блокада Ленинграда.
Слайд 4-5: Бомбоубежище в блокадном Ленинграде.
Город регулярно, по несколько раз в сутки бомбили с воздуха, бомбардировщики сбрасывали сотни тысяч бомб. По радио людям объявляли о налётах и воздушной тревоге. Жуткий вой сирены холодящий кровь, оповещал об обстреле, и необходимости спрятаться в бомбоубежище. Бомбоубежище - это специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки. Чтобы успокоить людей по радио звучал звук метронома, который напоминал звук биения сердца, говорившим людям, что жизнь продолжается.
В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.
Слайд 6: Разрушение зданий Ленинграда
С первых дней войны основными направлениями ударов врага были Москва и Ленинград. Москва –сердце России, а Ленинград –ее душа. «Уничтожим душу, умрет и страна,»- считали фашисты. Задачей немцев было полностью разрушить этот город, стереть его с лица Земли. Из-за частых бомбардировок горели и рушились здания.
Окна в домах заклеили узкими полосками бумаги – чтобы осколки стёкол не ранили при взрывах. На всех окнах висели тёмные шторы – чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Каждую ночь слышался гул самолётов, разрывы бомб. Гитлер планировал взять его к ноябрю и затем снести. Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.
Слайд 7-8: Эвакуация населения.
Немцы окружили наш город и не давали уехать никому из него. Спасением была только одна дорога, по которой можно было вывести больных, детей, раненых и привести муку и крупу. Эта дорога проходила по льду Ладожского озера. Ладога стала спасением, стала «Дорогой жизни».
- А почему она так называлась? (ответы детей)
По этой дороге грузовики по льду перевозили продукты, муку, оружие, теплую одежду, лекарства, а обратно увозили детей, стариков, раненых, истощенных людей. К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде и это было очень опасно.
И все же за время блокады из Ленинграда были эвакуированы более 1 миллиона человек. Эта дорога спасла от смерти многих ленинградцев.
Слайд 9-10: Блокадный хлеб.
Летом, в начале войны никто не думал, что Ленинград окажется в блокаде, поэтому больших запасов продовольствия в городе не было. В Ленинграде начался страшный, мучительный голод. Самым вкусным и сладким продуктом была не конфета, а крошечный ломтик чёрного хлеба, который выдавали по специальным карточкам – бумажным талонам, на которых указывалось положенное количество продуктов каждому человеку. По ним можно было получить свою норму хлеба - небольшой кусочек в день. Рабочие получали 250 грамм хлеба, а служащие и дети 125 грамм на весь день. Если кто-то терял карточку, то вообще оставался голодным, а это означало верную смерть.
Только этот маленький кусочек хлеба и вода- это все, что люди смогли съесть за день. Люди голодали и умирали от голода. Кусочек блокадного хлеба был очень маленьким. Многие мамы отдавали свой последний кусочек ребенку. Благородные и добрые мальчики прятали недоеденный сухарь в кармане и подкармливали своих младших сестер и братьев. Те, в свою очередь, делали тоже самое, только по отношению к совсем малышам. Хлеб съедали, очень аккуратно не уронив ни крошки. До сих пор в этом городе сохранилось особое отношение к хлебу.
- Вам понятно почему? (ответы детей : Потому, что город пережил голод. Потому что ничего, кроме кусочка хлеба в день не было)
- Правильно, потому, что только маленький кусочек хлеба спас много жизней. Давайте, и мы будем всегда уважительно относиться к хлебу.
Блокадный хлеб был не такой, как мы едим сейчас. Его стали выпекать с примесями ячменной, овсяной, соевой муки. В хлеб добавляли все, что было в наличии: солод, бобы, отруби, древесные опилки, дикорастущие семена, жмых, добавляли даже бумагу. Но даже и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало, ведь в булочных, где выдавали хлеб по карточкам, были огромные очереди… Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дому.
Чтобы не умереть с голоду, люди ели овощные очистки, которые обычно выбрасывают. Научились готовить лепешки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена. Выгребали из - под снега коренья кормовой свеклы, кочерыжки от капусты, которые остались после сбора урожая. Но скоро и это стало роскошью.
Слайд 11-12: В Ленинградских квартирах.
Но не только с голодом столкнулись ленинградцы. Началась очень морозная и суровая зима, иногда температура достигала минус 40 градусов. Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, доски из разбомбленных домов, чтобы как- то согреться. Такие печки приходилось топить постоянно они не держали тепла, во многих домах были выбиты стекла, окна забивали фанерой, поэтому в квартирах было не только холодно, но и темно. Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.
Слайд 13: Зима 1942 года.
Жизнь в городе становилась все сложнее.
Ленинград лишился всего — отопления, воды, электричества, но продолжал бороться. Без пищи человек может жить много дней, а без воды не больше 2-3 дней. Голодным, истощенным людям приходилось добираться до Невы к специально прорубленным полыньям и черпать воду прямо из реки, а когда Нева замерзла, набирали драгоценную жидкость из лунок. К самой полынье часто спускались дети. Набрав небольшой чайник воды, они спешили к ждущим их матерям, чтобы вылить добытую воду в ведро и вернуться назад.
Если не могли идти далеко, собирали снег и растапливали его, но он был грязный, ведь в городе были пожары.
У мест, где жители набирали воду образовывались огромные ледяные горки, которые были серьезным препятствием для ослабленных от голода людей. Люди поскальзывались на льду, падали, но все равно упорно шли дальше.
Физминутка:
В осеннем тумане (закрывают ладонями глаза)
В январском снегу (разводят руки в стороны)
Стоит Петербург (руки над головой в виде крыши)
На морском берегу (плавные движения руками – волны)
С дворцами и парками, строг и красив (отводят руки влево и вправо)
Как будто вплывает в широкий залив (движения руками – плывут)
В блокадные дни под обстрелом в снегу (шагают на месте)
Не сдался, не сдался наш город врагу (повороты головы)
Слайд 14-15-16-17-18: Дети блокадного Ленинграда
Трудно и страшно было жить в это время.
Но Ленинградцы не сдавались. В окруженном городе, под обстрелом, измученные голодом и холодом, они продолжали работать и учиться.
Жены заменяли ушедших на фронт мужей, дети – отцов. Выпускали для фронта танки, пулеметы, мины, гранаты и другое вооружение, строили заградительные сооружения. Трудились все, кто еще мог передвигаться и держать инструмент в обессилевших руках.
Голодному человеку тяжелее было работать, но его работа была нужна и для фронта, и для города, и для самого ленинградца. Работа помогала выжить. Работа заглушала доводящие до безумия мысли о еде. Ленинград голодал, но из последних сил боролся за жизнь. Еле живые от голода люди шили шапки и бушлаты, вязали варежки.
Город жил, люди выживали, работали, помогали всей стране. Старшеклассники бросали школы, чтобы ухаживать за ранеными бойцами и ослабевшими жителями города и помогать оборонять Ленинград, дежурили на крышах во время бомбежек, засыпая песком зажигательные бомбы, оповещали об обстрелах, ходили по квартирам, разыскивая оставшихся без родителей маленьких детей, помогали ослабленным от голода ленинградцам, которые сами уже не могли встать с постелей, убирали улицы после бомбежек.
Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось кроме взрослых 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков.
У детей блокадного Ленинграда было свое особенное детство, непохожее на других. Маленькие дети жили в детских садах. Они гуляли, кушали, спали, играли, если не было бомбежки. Детей кормили жидкими кашами на воде и супами, в которых плавали несколько кусочков картошки. А когда начиналась бомбежка, детей уводили в темный подвал. Дети сидели, тесно прижавшись друг к другу, и слушали, как наверху взрываются бомбы
Многие дети часто оставались одни дома. Им было страшно и неуютно в темных неотапливаемых комнатах, некоторым из них пережить часы ожидания помогали любимые игрушки. Дети разговаривали с ними, и им казалось, что рядом кто- то есть. А некоторым ребятам игрушки спасали жизнь. «Плюшевый мишка спас девочку от болезни. Девочка заболела, а мама никак не могла оставаться с девочкой дома. Она должна была много работать. Тогда, чтобы девочка не скучала одна и быстрее выздоравливала, выменяла на рынке этого мишку. Девочка была с мишкой не разлучная. Даже спать брала его с собой. И через некоторое время мама увидела, что девочка, играя с мишкой стала поправляться».
Невзирая на бомбежки и постоянные обстрелы, школы продолжали работать. Ребята продолжали учебу. Детей учили не только грамоте, но и тому, как пережить голод, страх. Дети были обучены всему необходимому и подготовлены к любому повороту событий. Если во время урока начинался артобстрел, класс быстро и организованно устремлялся в отведенное место в бомбоубежище.
Учителя преподавали только самые важные предметы, стремясь сделать занятие интересным, чтобы хоть ненадолго отвлечь детей от того, что происходит на улице.
Учиться в блокадном Ленинграде было подвигом, особенно в морозы. Детям и учителям приходилось самостоятельно колоть дрова, чтобы в классе стало хоть чуть-чуть теплее. В тетрадях они не писали из-за холода, замерзали не только чернила, но маленькие худые детские ручки. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах.
Дети шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.
В редкие минуты дети- оставались детьми. Читали книги, слушали музыку, встречали новый год. Новый Год – праздник, который ждал каждый ребенок, даже в те суровые дни. Взрослые совершили настоящий подвиг – были организованы праздничные елки с подарками и сытным горячим обедом из трех блюд. По застывшему Ладожскому озеру под обстрелом вражеских истребителей, привезли мандарины. В подарок дети получили пакетики с сухариками, мандарины и по несколько кусочков сахара.
Для ленинградских мальчишек и девчонок это был незабываемый праздник.
Слайд 19-20: Дневник Тани Савичевой.
За все время Блокады от голода погибло очень много взрослых и особенно детей. Одной из таких была девочка Таня Савичева. 11- летняя школьница вела дневник во время блокады Ленинграда, который стал одним из самых страшных свидетельств ужасной войны.
Она жила в обыкновенной ленинградской семье, у нее было два брата и две сестры, они ни в чем не нуждались- отец владел в Ленинграде пекарней, булочной и кинотеатром.
Началась война, затем блокада. Первые месяцы все члены семьи оказывали посильную помощь армии: сестры рыли окопы и сдавали кровь для раненых, мама Тани Мария Игнатьевна шила форму для солдат. Осень и зима были очень тяжелыми
Однажды после работы не вернулась домой сестра Тани Нина. В этот день были сильные обстрелы, и ее посчитали погибшей. У Нины была записная книжка, именно в ней Таня и начала делать свои записи.
В них не было ни страха, ни жалоб, ни отчаяния. Только скупая и лаконичная констатация жутких фактов:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.».
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
На глазах Тани погибли ее бабушка, два дяди, мама, брат и сестра. Потерявшую сознание от голода Таню обнаружила санитарная команда, обходившая дома. Девочку отправили в детский дом и эвакуировали в Горьковскую область, в поселок Шатки. От истощения она еле передвигалась и была больна туберкулезом. В течение двух лет врачи боролись за ее жизнь, но медицинская помощь пришла слишком поздно, спасти Таню так и не удалось – ее организм был слишком ослаблен длительным голоданием. 1 июля 1944 г. Тани Савичевой не стало.
Памятью об этом остались записи Тани.
Слайд 21: Прорыв блокады Ленинграда.
Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду!
13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Гитлеровская армия не смогла сломить сопротивление ленинградцев. 900 длинных дней и ночей длилась блокада.
27 января 1944 г Ленинград был полностью освобожден от блокады. Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобожденных ленинградцев, но и всех солдат, защищающих страну от врага.
В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.
Слайд 22: Коты Ленинграда в блокаду.
Как известно, беда не приходит одна. У ленинградцев появился ещё один враг. Началось нашествие крыс. Очевидцы вспоминали, что грызуны передвигались по городу большими колоннами. Когда они пересекали дороги, даже трамваи останавливались. Этот враг был организованный, умный и очень жестокий… Все виды оружия и даже огонь пожарищ не смогли уничтожить эту «пятую колонну». Крысы заполонили всё и вели себя агрессивно: они нападали на людей, уничтожали последние запасы еды и даже покушались на музеи и дворцы, кроме всего прочего, крысы распространяли опасные болезни.
После снятия блокады, из Ярославской области прибыло четыре вагона истребителей крыс, часть которых была выпущена тут же на вокзале, а часть – раздали жителям. Именно эти кошки считались в то время лучшими крысоловами.
За кошками сразу же выстроилась многокилометровая очередь. Котенок в блокадном городе стоил 500 рублей. Примерно столько же он мог бы стоить на Северном полюсе в довоенное время. Для сравнения, килограмм хлеба продавали с рук за 50 рублей. «– За кошку отдавали самое дорогое, что у нас было, — хлеб. Я сама оставляла понемногу от своей пайки, чтобы потом отдать этот хлеб за котенка женщине, у которой окотилась кошка, — вспоминала Зоя Корнильева».
Ярославские кошки спасли город от крыс, однако не смогли решить проблему полностью. Еще одну «партию» котов завезли из Сибири, чтобы бороться с грызунами в подвалах Эрмитажа и других ленинградских дворцов, и музеев. Интересно, что многие кошки были домашними — жители Омска, Иркутска, Тюмени сами приносили их на сборные пункты, чтобы помочь ленинградцам. Всего в Ленинград было направлено 5 тысяч котов, которые с честью справились со своей задачей – очистили город от грызунов, спасая для людей остатки съестных припасов, а самих людей — от эпидемии. Потомки тех сибирских кошек и по сей день обитают в Эрмитаже. О них хорошо заботятся, их кормят, лечат, но главное – уважают за добросовестный труд и помощь. А несколько лет назад в музее даже был создан специальный Фонд друзей котов Эрмитажа
Слайд 23: Никто не забыт ничто не забыто.
Подвиг, совершённый в годы блокады, навсегда останется в памяти народа. На месте, где было прорвано кольцо блокады, установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо» две железнодорожные арки, символизируют кольцо блокады, разрыв между ними – дорогу жизни. У подножия кольца выбиты строки Бронислава Кежуна:
Потомок, знай: в суровые года,
Верны народу, долгу и Отчизне,
Через торосы ладожского льда
Отсюда мы вели дорогу Жизни,
Чтоб жизнь не умирала никогда.
Слайд 24: «Цветок- жизни»
Детям — юным героям Ленинграда установлен памятник «Цветок жизни» Там, где была смерть победила юность. «Цветок жизни пробивается сквозь камни и устремляется ввысь.
Памятник был поставлен в память о детях, погибших во время блокады Ленинграда. Обстановка вокруг тех детей была другая по сравнению с обстановкой нынешних детей. Но, не смотря на все трудности блокады, дети продолжали учиться, посещать кружки. Многие из них, научившись тушить «зажигалки» дежурили на крышах домов и гасили их. Юные Ленинградцы, принимали участие в обороне Ленинграда. Дети пробирались на фронт, уходили в партизаны. Своей грудью они закрывали родной город.
На лепестках 15-ти метровой каменной ромашки — лицо улыбающегося мальчика и слова детской песни «Пусть всегда будет солнце».
Слайд 25: «Дневник Тани Савичевой»
Таня Савичева, девочка из осажденного Ленинграда. На глазах Тани погибли
ее бабушка, двое дядей, мама, брат и сестра. Таня записала об этом на страницах своего дневника.
Памятник «Дневник Тани Савичевой» состоит из восьми стел- страниц блокадного дневника.
Слайд 26: «Памятник кошкам»
На улице Композиторов в Санкт-Петербурге установили бронзовую скульптуру в память о кошках блокадного Ленинграда. Животное изображено сидящим на стуле рядом с торшером, монумент кошкам блокадного Ленинграда, которые спасли город от нашествия крыс.
Слайд 27: Никто не забыт ничто не забыто.
Вечный огонь на Пискаревском кладбище в память о погибших во время блокады в Ленинграде.
Почтить память и возложить цветы приходят жители города с детьми и внуками.
Никто не забыт и ничто не забыто,
На все поколенья и все времена.
Сединами живших и кровью убитых,
Оплачена страшная эта война.
За мужество и героизм город Ленинград получил звание Город – герой.