Нина Шутова
Тематическое планирование по ФЭМП с элементами информатики для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к тематическому плану
по формированию элементарных математических представлений
с элементами информатики
для старшей группы на 2013-2014 учебный год
Данный тематический план разработан на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, используемой в детском саду. Способствует формированию элементарных математических представлений у дошкольников возраста 5-6 лет. Рассчитан на обучение продолжительностью 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 25 минут.
Публикация «Тематическое планирование по ФЭМП с элементами информатики для старшей группы» размещена в разделах
- Информатика для дошкольников
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Используемые методические приемы (сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций) способствуют формированию у них элементарных математических представлений.
Занятия носят интегрированный характер, на которых математические задачи сочетаются с задачами, которые ставит перед нами век информационных технологий. Обучение включает не только овладение математическими знаниями, но и общее интеллектуальное развитие, а так же элементарными знаниями по информатике.
Компьютеры все более широко используются в образовательных учреждениях, включая детские сады, с целью повышения эффективности обучения. Компьютер способствует психическому развитию ребенка, закреплению уже сформированных знаний и навыков, познанию нового, реализации потенциальных творческих возможностей, развитию фантазии, самостоятельности.
Задачи обучения и воспитания:
• Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству предметов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их;
• Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10 (на наглядной основе);
• Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнено конкретных множеств;
• Продолжать формировать представление о равенстве;
• Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5;
• Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре);
• Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины;
• Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно – с помощью третьего (условной меры, равного одному из сравниваемых предметов;
• Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником;
• Дать представления о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника;
• Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве;
• Учить ориентироваться на листе бумаги;
• Дать детям представление о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки. Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала, что позже (потом);
• Дать представление о возможностях ЭВМ в области обработки информации, ее хранению, передачи;
• Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств;
• Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника, о прямой линии, отрезке прямой;
• Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, классифицировать и тд;
• Моделировать геометрические фигуры;
• Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и тд); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др).
• Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы;
• Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года;
• Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время;
• Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час);
• Учить определять время по часам с точностью до 1 часа;
• Дать представление о возможностях ЭВМ в области обработки информации, ее хранению, передачи;
• Формировать навыки работы с клавиатурой, с выбором объекта, его изменения, фиксирования на экране;
• Развивать творческое воображение, умение быстро реагировать на ситуацию, самостоятельность анализа;
• Формировать элементарно-математические представления, навыки математических преобразований, конструирования, моделирования.
Работа на компьютере представляет неограниченные возможности комплексно подходить к обучению и развитию детей, интегрировать различные виды деятельности: рисование, аппликация, конструирование, развитие речи, ознакомление с природой, формирование элементарных математических представлений. Компьютер способствует формированию цельного представления о мире, расширяет кругозор, формирует мыслительную деятельность, наблюдательность, позволяет преодолеть стереотипность мышления.
К концу года дети могут:
• Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20);
• Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10);
• Соотносить цифру (0-9) и количество предметов;
• Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+,-,=);
• Различать величины: длину (ширину, высоту, объем (вместимость, массу (вес предметов) и способы их измерения;
• Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения);
• Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей;
• Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал, многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
• Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие;
• Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира;
• Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;
• Определять временные отношения (день-неделя-месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
Знать:
• Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших;
• Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
• Монеты достоинством 1,5,10 копеек; 1,2,5,10 рублей;
• Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года;
• Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям;
• Работают с клавиатурой, с выбором объекта, его изменениями, фиксирования на экране.
• Знают правила поведения при работе на компьютере;
• Знают устройство компьютера
Используются в работе следующие способы проверки знаний: диагностика, беседа, выполнение индивидуальных заданий, фронтальный опрос.
Для старшей группы программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность каждого занятия 25 минут. Общее количество учебных занятий в год 34. На каждом занятии предполагается освоение детьми теоретических знаний (15-20 минут) и практических навыков работы на компьютере (5-10 минут).
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующая МБДОУ «Ёлочка»
___Л. И. Пичугина
Приказ №___от «___»___2013 г.
Тематическое планирование по формированию
элементарных математических представлений
с элементами информатики
для старшей группы на 2013-2014 уч. г.
34 занятия (1 занятие в неделю, продолжительность занятия 25 минут)
№
п\п Тема Количество
занятий
1 Компьютер
5
1.1 Введение. Сказка «Путешествие в компьютерную страну. Правила поведения в компьютерной стране». Знакомство с устройством компьютера. 2
1. 2 Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор 3
2 Развитие внимания:
найди пару, найди отличия, распредели фигуры, цифры и буквы по местам 4
3 Развитие воображения:
собери картинку, найди отличия, распредели фигуры, цифры и буквы по местам 4
4 Пространственные отношения:
выше - ниже, над – под - между, длиннее - короче, ближе - дальше, внутри - снаружи 4
5 Элементы логики
15
5.1 Логика и математика (учись считать) 4
5.2 Логика и азбуковедение (учись читать) 4
5.3 Логика и конструирование. Части и целое, целое и части 4
5.4 Повторение изученного материала 3
6 Резерв
2