Диана Викторовна Палкина
Тематическая викторина «Сварщик — лучше профессии нет»
▼ Скачать + Заказать документы
Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Радужнинский политехнический колледж»
«Сварщик – лучше профессии нет»
тематическая викторина
Подготовила: педагог-библиотекарь
Палкина Д. В.
г. Радужный
2019 г.
Цели:
1. Образовательная - повторить, обобщить знания по изученным темам, осуществить промежуточный контроль с проверкой знаний на уроке.
Публикация «Тематическая викторина „Сварщик — лучше профессии нет“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Профессии. Викторины, интеллектуальные игры
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
2. Развивающая - развивать логическое мышление, интуицию, смекалку, способность чётко формулировать свои мысли; способствовать развитию практического опыта, необходимого для работы в небольших группах.
3. Воспитательная - способствовать формированию навыков принятия решения, анализа информации и способности излагать свою точку зрения и ведения дискуссии, помочь учащимся осмыслить практическую значимость приобретаемых знаний; способствовать развитию уверенности в своих силах.
Тип урока: внеклассное мероприятие.
Вид (Форма) урока: игра-викторина.
Оборудование: мультимедийный проектор, дидактический материал, карточки с заданиями.
Методы обучения: словесные, наглядные, методы проблемного обучения.
Межпредметные связи: материаловедение, физика, история.
Ход мероприятия
Ведущий:
Добрый день, уважаемые участники и гости мероприятия! Мы рады приветствовать всех вас. Сегодня наше мероприятие посвящено одной из самых востребованных рабочих профессий – профессии (вместе) «Сварщик»!
Мы поговорим о профессии «Сварщик», ее достоинствах, преимуществах, и может быть о недостатках.
И проведем интересные конкурсы, раскрывающие красоту вашей профессии.
Ребята, среди вас есть, и первокурсники, они ещё только начинают осваивать эту сложную, но, как говорилось ранее, очень важную в наше время и интересную профессию.
ПРОФЕССИЯ – вид трудовой деятельности человека, который требует определённой подготовки (соответствующего уровня специальных знаний и умений) и служит, обычно, источником дохода.
Профессиональную судьбу мы намечаем, как правило, по окончании школы. Кто-то находит работу, не требующую специального обучения. Большинство же старается сначала получить образование, очерчивая тем самым круг будущих карьерных возможностей. Чтобы сделать правильный выбор, нужно иметь представление о существующих профессиях и, зная собственные склонности, реально оценивать свои возможности.
Вы свой профессиональный выбор уже сделали. Хотелось бы узнать, чем вы мотивировали свой выбор и как планируете развиваться в рамках своей профессии?
Как мы, видим, в целом ваше отношение к выбранной специальности положительное, что должно благоприятно сказываться на освоение вами учебной программы.
Ведущий:
Сварка в настоящее время стала ведущим технологическим процессом при изготовлении и ремонте металлических конструкций и изделий, строительстве, транспорте, в сельском хозяйстве. Многие современные машины и сооружения, например космические ракеты, подводные лодки, газопроводы, изготовить без помощи сварки невозможно. Сегодня сваривают металлы, которые еще относительно недавно считались экзотическими: это титановые, ниобиевые и бериллиевые сплавы, а также всевозможные сочетания разнородных металлов.
Ребята, среди вас есть, и первокурсники, они ещё только начинают осваивать эту сложную, но, как говорилось ранее, очень важную в наше время и интересную профессию. Но, наверняка, вам уже кое-что известно из истории возникновения вашей профессии. Что вы можете рассказать о возникновении профессии сварщик? (Ответы ребят).
Историки говорят, что слово «Сварка» произошло от имени славянского бога кузнечного дела Сварога.
Об истории, о возникновении профессии сварщик мы попросим рассказать обучающегося группы №27 Парамонова Константина.
(«История сварки», рассказывает студент Парамонов К.)
В России история сварки берет свое начало с 1802г., когда профессор физики Санкт–Петербургской медико-хирургической академии Василий Владимирович Петров, впервые в мире открыл и описал явление электрического дугового разряда. Проделав большое количество опытов, он показал возможность использования электрической дуги для плавления металлов. Открытие В. В. Петрова значительно опередило свой век, до практического применения дуги для сварки оставалось около 80 лет. Его осуществил Николай Николаевич Бенардос – автор многих изобретений в области электротехники. Н. Н. Бенардос предложил и произвел в 1880–1890г. г. все основные виды сварки : плавящимся и неплавящимся электродами дугой прямого и косвенного действия, полуавтоматическую и автоматическую, незащищенной дугой и в среде защитного газа.
Почти одновременно с ним работал крупнейший изобретатель Николай Гаврилович Славянов. В конце 1888–1889г. г. Н. Г. Славянов осуществил и внедрил электродуговую отливку металлических изделий, разработал основы металлургии сварочного процесса.
Обладая глубокими знаниями металлургии и электротехники, Н. Г. Славянов разработал способ дуговой сварки металлическим электродом с защитой сварочной зоны слоем порошкообразного вещества – флюса. Сварка под флюсом позволила увеличить производительность процесса в 5-10 раз, механизировать и усовершенствовать технологию производства сварных конструкций.
В 1924–1935гг. в основном применяли ручную сварку электродами с тонкими ионизирующими (меловыми) покрытиями. В эти годы под руководством академика В. П. Вологодина были изготовлены первые отечественные котлы и корпуса судов.
С 1935-1939гг. стали применяться электроды с толстым покрытием. Для электродных стержней использовали легированную сталь, что позволило использовать сварку для изготовления промышленного оборудования и строительных конструкций.
В начале пятидесятых годов Институтом электросварки им. Патона была разработана электрошлаковая сварка, что позволило заменить литые и кованные крупногабаритные детали сварными; заготовки стали более транспортабельными и удобными при сборке и монтаже.
С 1948г. получили промышленное применение способы ручной дуговой сварки в инертных защитных газах: ручная сварка неплавящимся электродом, механизированная и автоматическая неплавящимся и плавящимся электродом.
В конце пятидесятых годов французскими учеными был разработан новый вид электрической сварки плавлением – электронно-лучевая сварка.
В 1969г. впервые в открытом космосе была осуществлена автоматическая сварка и резка.
Ведущий:
А мы переходим к конкурсным заданиям. Конечно, основываться мы будем на ваши теоретические знания, эрудицию и жизненный опыт.
Разминка (вопросы от Парамонова К.).
1 конкурс «Мудрый сварщик»
Пословицы и высказывания великих людей о труде, профессиях разрезаны на части. Командам нужно восстановить данные пословицы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Землю солнце красит, а человека – труд.
На работу с радостью, а с работы с гордостью.
У плохого мастера и пила плохая.
2 конкурс «Что мы знаем о великих…»
Участникам раздаются конверты с заданиями, в них портреты ученых-физиков и ученых-математиков, их фамилии и наиболее значимые факты из их биографии. Задание необходимо соотнести портрет, фамилию и факт из биографии. За каждый верный ответ – 1 балл. Время на выполнение задания 3 минуты.
Физики
Этот английский ученый уже в 24 года сделал свои первые открытия в области физики. Он получил должность смотрителя Монетного двора в Великобритании в 1695 году, а через 4 года стал его директором. Ему выдалась честь отчеканивать все монеты страны. Уже в 26 лет он стал профессором. Он обосновал 3 закона механики. Существует легенда о том, что благодаря яблоку он открыл известный физический закон. (Исаак Ньютон.)
Свой трудовой путь этот ученый начал школьным учителем. В 1921 году он получил Нобелевскую премию за физико-математические исследования законов фотоэффекта. В 1940 году он написал письмо президенту США, что явилось стимулом по формированию ядерных исследований в этой стране. Он изучал гравитацию. Его труды были посвящены теории относительности. (А. Эйнштейн.)
Свои первые серьезные открытия этот ученый сделал будучи еще студентом. Свои исследования в области механики и астрономии он начал после окончания университета. Закон инерции открыл именно он. Ему принадлежат такие открытия как: 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры. Занимаясь исследованиями свободно падения, ему понадобилась наклонная Пизанская башня. (Г. Галилей.)
Математики
Человек, который хотел быть и юристом, и офицером, и философом, но стал математиком. Он первый ввел в математику прямоугольную систему координат. (Декарт).
Ученый, который известен как создатель школы математиков. Он открыл свойство прямоугольных треугольников. (Пифагор).
Ученый, который нашел отношение длины окружности к диаметру. (Архимед).
3 конкурс – «Сварщик-теоретик»
Ведущий предлагает участникам команд вставить в предложения пропущенные слова. Время на выполнения задания – 3 минуты. За каждое правильное слово жюри выставляет 1 балл.
1. Аппарат, преобразующий переменный ток в постоянный при помощи полупроводниковых вентилей называется. (выпрямитель)
2. Для зажима электрода при ручной дуговой сварке применяют. (электродержатель)
3. При взаимодействии карбида кальция с водой получается. (ацетилен)
4. При избытке кислорода сварочное пламя становиться ___, (окислительным, а при избытке ацетилена пламя становиться. (науглероживающим).
5. Цилиндрический стальной стержень с нанесенной на него обмазкой называется. (электродом)
6. При ___ (постоянном) токе дуга горит наиболее стабильно, процесс сварки вести легче, особенно при малых токах.
4 конкурс – «Каждой руке – свое дело».
Задание на скорость и точность: представителю каждой из команд выдается лист бумаги, на котором:
- первой команда: одновременно одной рукой написать цифру 6, другой – цифру 9.
- второй команда: одновременно одной рукой нарисовать треугольник, другой – круг.
За максимально точное выполнение задания – 2 балла.
5 конкурс – «Сварщик-профессионал»
Написать основные приспособления и инструменты сварщика (за каждый правильный ответ – 1 балл) – время 1 мин.
6 конкурс – «Плюсы и минусы моей профессии»
Каждой команде нужно обсудить и рассказать о плюсах и минусах профессии «Сварщик».
МИНУСЫ ПРОФЕССИИ
- Тяжёлые условия труда. Работа на открытых строительных площадках при любой погоде, большая нагрузка на зрение из-за высокой яркости электрической дуги, инфракрасного и ультрафиолетового излучения.
- Электросварщики относятся к профессиям «горячего цеха» из-за высокой вредности производства вследствие большого выделения газов и тепла при сварочных работах.
ПЛЮСЫ ПРОФЕССИ :
- Престижность и высокий спрос на рынке труда.
- Достойная заработная плата.
- Сварщиков без опыта охотно принимают в жилищно-коммунальные хозяйства, в частные организации сферы обслуживания. С приобретением опыта, им поручаются более ответственные дела для работы в промышленности и в строительстве.
- Сегодня вряд ли найдется хоть одна отрасль, где не приняли бы своего участия сварщики. Они трудятся везде: на стройплощадках, в промышленности, в машиностроении, кораблестроении и в других областях, таких как, энергетика, нефтеперерабатывающая промышленность, сельское хозяйство. Стоит заметить, что труд сварщика очень важен не только в работе современных предприятий, но и в нашей повседневной жизни мы бы не обошлись без их сложного, нужного и тяжелого труда.
Подведение итогов, награждение победителей и участников конкурса.
Ведущий:
Сварщик - это профессия, требующая большой ответственности.
Давайте попробуем сформулировать основные качества, которыми должен обладать хороший сварщик :
- Физическая выносливость;
Четкая память на эталоны цвета и оттенков;
- Четкая координация движений;
- Хорошее зрение и глазомер;
- Способность к работе на высоте;
- Техническая смекалка
- Пространственное воображение и концентрированное внимание;
- Аккуратность;
- Устойчивый вестибулярный аппарат;
- Хорошая моторика.
Ведущий:
Заключение
Ведущий:
Студенчество пора славная, веселая, время, когда можно многое познать, многое нужно успеть. И помните – эти годы не повторятся, зато запомнятся на всю жизнь. Так пусть пройдут они достойно и насыщенно. Человек не рождается готовым специалистом, для этого нужно многому научиться. Насколько важна для человека работа – отвечает каждый по-своему. Для одних работа – это смысл всей их жизни, для других – просто средство существования, для третьих – привычка, для четвертых – печальная необходимость. Чем она будет для вас – решать вам.
Проучившись почти год (первый курс, почти два года (второй курс, вы получили более или менее верное представление о содержании выбранной профессии. Теперь перед вами стоит задача потруднее: разобраться в себе, понять собственные стремления, способности и примерить себя к профессии, увидеть и почувствовать себя сварщиком.
Хотелось, чтобы через несколько лет вы пришли сюда со словами благодарности мастерам за то, что они научили вас профессии и помогли вам самоутвердиться в жизни, найти свой путь.
Пока в пространстве крутится планета,
На ней, пропахшей солнцем,
Никогда - не будет дня, чтоб не было рассвета,
Не будет дня, чтоб не было труда!
Литература и используемые источники.
1. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»/ Под ред. С. Н. Чистяковой. М. : Просвещение, 1998.
2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на Дону: Феникс, 1996.
3. Пряжников Н. С. Активные методы профессионального самоопределения. М. : МГППИ, 2001.