Елена Смирнова
Тематическая неделя «Соблюдая ПДД, не окажешься в беде»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема: Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно - транспортных происшествий с участием детей.
Публикация «Тематическая неделя „Соблюдая ПДД, не окажешься в беде“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Недели безопасности
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Темочки
Актуальность: Ежедневно по городу идут тысячи людей, и ездит не меньшее количество транспорта. В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребенок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного движения, их незнанием. Чтобы в городе царил порядок, а автомобильных аварий было меньше, пешеходы обязательно должны придерживаться правил и знаков дорожного движения. Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения – неотъемлемая часть их воспитания, которой должны уделять особое внимание, как молодые родители, так и педагоги в ДОУ. С самых ранних лет маленький ребенок должен понимать важность соблюдения данных правил, поскольку от этого зависит безопасность его жизни и здоровья. Предоставленные самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями на дороге, так как недооценивают собственные возможности, считая себя ловкими и быстрыми. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, т. е. отсутствует защитная психологическая реакция, которая свойственна взрослым. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, а желание детей постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы дошкольной дидактики. Воспитательно-образовательная работа с детьми с ОВЗ осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, с учётом диагноза и индивидуальных особенностей каждого ребёнка, а также опираясь на следующие принципы:
1. Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
2. Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.
4. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков.
5. Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания.
6. Принцип непрерывности выражает закономерности построения оздоровления как целостного процесса.
Пояснительная записка
Все мы живём в обществе, где нужно соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Причиной ДТП чаще всего являются сами дети. Приводит к этому – незнание элементарных основ безопасного поведения на дорогах, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и Германии. Статистика показывает: ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока, а так же с ростом случаев «нетрезвого водителя» за рулем.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»» под редакцией Н. Е. Вераксы предлагает знакомить дошкольников с ПДД, различными видами транспорта, дорожным знаками и т. д. В данном проекте представлен методический материал по формированию элементарных представлений о ПДД. Реализация проекта осуществляется через игровые занятия, организацию исследовательской деятельности с применением технологии критического мышления.
Проект поможет научить добывать информацию из различных источников, дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, систематизировать полученные знания, применять в различных видах детской деятельности. Всё выше перечисленное убеждает в педагогической целесообразности данного проекта.
Педагогический проект направлен для работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ. И разработан в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации, «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г № 1155, «Конвенцией о правах ребенка», Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О безопасности дорожного движения"; правилами дорожного движения.
Цель проекта: формировать представления детей с ОВЗ основ безопасного поведения на улице, уточнить и систематизировать знания о правилах дорожного движения, позволяющих им самостоятельно действовать и решать посильные задачи при угрозе или возникновении опасной ситуации на дороге.
Задачи проекта:
1. познакомить детей с назначением дорожных знаков, научить их понимать схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
2. закрепить и уточнить правила дорожного движения, назначение светофора;
3. расширить знания детей о транспортных средствах;
4. способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;
5. Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей, привлечение внимания родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах;
6. развивать внимание, самостоятельность, осторожность;
7. воспитывать навыки личной безопасности;
8. развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
9. воспитывать в детях грамотных пешеходов;
10. развивать эмоциональную отзывчивость.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
Цель: создание условий для реализации проекта.
1. Оснащение предметно-развивающей среды
2. Выявление первоначальных знаний детей о ПДД и дорожных знаках
3. Изучение учебно-методической литературы по данной теме
4. Подбор игровых упражнений и дидактических игр.
5. Подбор наглядного материала (плакатов, фотографий, презентаций и др.)
6. Перспективное планирование проекта
2 этап – основной (практический)
Цель: реализация системы работы по теме проекта.
1. Создание в группе условий для реализации проекта;
2. Деятельность в соответствии с планом проекта (НОД, прогулки, беседы, рассматривание тематических плакатов, фотографий и иллюстраций, разбор по ним дорожно-транспортных ситуаций, знакомство с произведениями художественной литературы, пальчиковая гимнастика, конструирование из различных элементов – счетных палочек, кубиков, лего);
3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.
4. Проведение мини - викторины «Безопасное колесо»
3 этап – заключительный
Цель: подведение итогов реализации проекта.
1. Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов
2. Презентация лепбука «Грузовик»
Методы:
• Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений;
• Практические – упражнения, игры;
• Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, словесные приемы – объяснение, пояснение;
• Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др. ;
• Объяснительно-иллюстративные методы обучения: при таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• Репродуктивные методы обучения: в этом случае воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• Частично-поисковые методы обучения: участие детей в коллективном поиске.
• Исследовательские методы обучения: овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы.
Все методы используются в комплексе.
Формы организации совместной деятельности с детьми:
Непосредственно-образовательная деятельность.
Тематические беседы.
Художественное творчество.
Ситуационно-имитационное моделирование- имитация проблемной ситуации (разбор ситуаций, применение полученных теоретических знаний на практике).
Чтение художественной литературы.
Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.
Целевые прогулки и экскурсии по улицам города
Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
Работа с родителями.
Использование видеоматериалов по проблеме ПДД.
Предполагаемый результат:
Дети: к окончанию проекта ребё нок должен:
• знать алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;
• уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать
пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый,
нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор,
регулировщик, а так же дорожные знаки;
• знать правила перехода проезжей части по регулируемому и
нерегулируемому пешеходным переходам,
• совершенствовать исследовательскую деятельность детей;
• сформированные знания о дорожных знаках;
• соблюдение элементарных ПДД,
Дети: к окончанию проекта ребё нок должен:
• знать алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;
• уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать
пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый,
нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор,
регулировщик, а так же дорожные знаки;
• знать правила перехода проезжей части по регулируемому и
нерегулируемому пешеходным переходам,
• совершенствовать исследовательскую деятельность детей;
• сформированные знания о дорожных знаках;
• соблюдение элементарных ПДД,
Дети: к окончанию проекта ребё нок должен:
• знать алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;
• уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать
пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый,
нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор,
регулировщик, а так же дорожные знаки;
• знать правила перехода проезжей части по регулируемому и
нерегулируемому пешеходным переходам,
• совершенствовать исследовательскую деятельность детей;
• сформированные знания о дорожных знаках;
• соблюдение элементарных ПДД,
Дети должны:
знать алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;
меть выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать
пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый,
нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор,
регулировщик, а так же дорожные знаки;
• знать правила перехода проезжей части по регулируемому и
нерегулируемому пешеходным переходам,
• совершенствовать исследовательскую деятельность детей;
• сформированные знания о дорожных знаках;
• соблюдение элементарных ПДД,
меть выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать
пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый,
нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор,
регулировщик, а так же дорожные знаки;
• знать правила перехода проезжей части по регулируемому и
нерегулируемому пешеходным переходам,
• совершенствовать исследовательскую деятельность детей;
• сформированные знания о дорожных знаках;
• соблюдение элементарных ПДД,
уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать
пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый,
нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор,
регулировщик, а так же дорожные знаки
уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать
пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый,
нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор,
регулировщик, а так же дорожные знаки
уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать
пешеходные переходы
уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик, а так же дорожные знаки;
Умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
знать правила перехода проезжей части по регулируемому и
нерегулируемому пешеходным переходам
знать правила перехода проезжей части как на регулируемом, так и на нерегулируемом пешеходном переходе;
соблюдение элементарных ПДД
сформированные знания о дорожных знаках
Родители:
тесное сотрудничество с педагогами;
расширение педагогической грамотности родителей по вопросам
безопасного поведения детей на дорогах
расширение педагогической грамотности родителей по вопросам поведения детей на дорогах - отсутствие несчастных случаев с детьми
Педагоги:
повышение знаний по безопасности;
взаимосвязь с родителями по созданию совместных проектов
Оснащение развивающей среды: оформление групповой комнаты репродукциями картин о ПДД и проблемных ситуаций на дорогах. Подборка книг, предметных картинок, настольно-печатных и дидактических игр по теме. Создание условий, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, игр со строительным материалом. Внести раскраски, трафареты, штриховки.
Перспективное планирование
Образовательная область Цели и задачи Содержание
Познавательное развитие развивать навыки социального поведения (расширять знания о культуре поведения на улице, учить соблюдать правила дорожного движения);
развивать внимание, наблюдательность;
способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности
убеждать детей вырабатывать положительные привычки по выполнению правил безопасного поведения;
уточнить знания детей о транспортных средствах, пополнить их активный словарь за счет названий автомашин, рассказать о труде водителя.
НОД:(по плану учителя-дефектолога)
Ознакомление с окружающим
«Наши помощники – дорожные знаки»
Математическое развитие :
«Наш друг - светофор»
Познавательное развитие
«Транспорт на улицах».
Наблюдения за работой светофора, движением транспорта по проезжей части.
Беседы (ситуативные разговоры) : «Игры во дворе», «Перекресток», «Регулировщик»
Рассматривание иллюстраций и плакатов о дорожных ситуациях, книг о ПДД.
Просмотр познавательного мультфильма Робокар Поли: Правила дорожного движения - Безопасная езда на велосипеде.
Мини-викторина «Азбука дорожного движения».
Дидактические игры и упражнения: Д/игра «Найди лишний знак», Д/и «Расставь знаки», Д / и «Угадай вид транспорта по описанию», Д/и «Правильно – неправильно», Д/ и «Собери дорожный знак», Д/и «Раздели на группы» (виды транспорта, дорожные знаки, Д/и «Закончи предложение», «Посчитай и найди цифру», «Проведи пальчиком» (лабиринты, Лото «Дорожная азбука» др.
Социально-коммуникативное развитие продолжать учить детей самостоятельно организовывать игры, развивать сюжет на основе знаний об окружающем, распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий, умение налаживать и регулировать контакты в совместной игре.
Обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка.
Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда.
Воспитывать самостоятельность, ответственность.
Беседа «Правила поведения в транспорте», «Правила поведения на прогулке»
Сюжетно-ролевые игры: «ДПС: пешеходы и водители», «Путешествие по городу», «Случай на автобусной остановке»
Строительные игры: «Городок», «Железная дорога» (игра из крупных строительных наборов, «Милицейская машина», «Пожарная бригада» (игры с конструктором «Лего»)
Конструирование из палочек Кюизенера
«Сказочный город», «Зебра», «Троллейбус», «Грузовая машина», «Автобус»
Речевое развитие развитие диалогической и монологической речи.
развивать фонематический слух.
продолжать закреплять правильное, отчетливое произношение звуков.
активизировать словарный запас детей.
формирование и совершенствование грамматического строя речи.
совершенствовать умение связно и последовательно составлять рассказ.
развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы полными предложениями.
продолжать развивать интерес к чтению художественной и научно-познавательной литературы НОД Речевое развитие (по плану учителя-логопеда»
Составление рассказа по сюжетной
картинке. Лексическая тема «Транспорт. Правила дорожного движения».
Чтение художественной литературы
Чтение и пересказ рассказа Е. Житков «Светофор»
Составление рассказа по плану «Транспорт»
Чтение Г. П. Шалаева «Мои друзья-дорожные знаки», А. Шалобаев «Посмотри налево, посмотри направо», Н. Носов «Автомобиль», С. Волков «Едут, едут пассажиры», Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»
Пальчиковая гимнастика «Транспорт», «Заводная машина»
Словесные игры и упражнения: «Доскажи словечко», «Придумай предложение по картинкам», «Загадай загадку», «Составь предложение с помощью слов», «Раздели на слоги», «Назови ласково» и др.
Художественно-эстетическое развитие продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности.
формирование умение детей продумывать композицию и содержание рисунка. Закреплять навыки работы с гуашью и акварелью, учить использовать нетрадиционные материалы и техники.
совершенствовать работу при силуэтном вырезании.
закрепить умение применять в работе ранее усвоенные приемы лепки (вытягивание, скатывание, заглаживание, использование стека.)
Способствовать развитию творческой активности детей, воображения, фантазии НОД:
Рисование «Перекресток»
Аппликация из ниток «Дорожные знаки».
Ручной труд «Улица»
Лепка «Светофор»
Прослушивание аудиозаписи Песня композитора Игоря Русских "Правила дорожного движения"
Раскраски, трафареты, штриховки, «Обведи по точкам», «Дорисуй вторую половинку», «Лабиринт», штриховки и др. по теме «Транспорт. ПДД».
Работа с ножницами «Вырежи по контуру» - продолжать учить правильно держать ножницы и пользоваться ими, развивать мелкую моторику.
Физическое развитие Активизировать интерес детей к двигательной деятельности, обогащать двигательный опыт.
Контролировать и направлять двигательную активность воспитанников с учетом проявляемой ими индивидуальности.
Поддерживать интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, как средству укрепления и сохранения здоровья.
Целенаправленно развивать физические качества и координационные качества.
Подвижные игры и упражнения:
«Самый быстрый»,
«Передай жезл»,
«Где мы были, мы не скажем, на чём ехали, покажем»,
Игра «Иду по дорожке»,
Игра «Поездка в Сочи»,
Игра «Тише едешь…»
Игры-эстафеты:
Игра «Грузовик»
Игра «Зебра»
Комплекс утренней гимнастики
для разновозрастной группы по ПДД
Приложение
Комплекс утренней гимнастики
для разновозрастной группы по ПДД
Ходьба на месте – 10-15 секунд.
1. «Регулировщик».
И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, одна рука поднята, другая опущена.
Выполнение: менять положение рук. Повторить 6 раз каждой рукой.
2. «Насос».
И. п. – стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища.
Выполнение: вдох, затем наклон туловища в правую сторону, правая рука скользит вниз, выдох, на выдохе произносить «с-с-с». Выпрямиться, вдох. То же самое проделать в другую сторону. Повторить 4 раза в каждую сторону.
3. «Шлагбаум».
И. п. – стоя, ноги вместе, руки опущены.
Выполнение: поднять руки через стороны вверх, - вдох, медленно опустить вниз – выдох, произносить «с-с-стоп!».
4. «Моторчик».
И. п. – стоя, ноги шире плеч, руки перед грудью, согнуты в локтях, пальца сжаты в кулаки.
Выполнение: круговые движения по 6 раз от себя и к себе, произносить «р-р-р».
5. «Проверь тормоза».
И. п. – сидя, ноги вместе, руки в стороны.
Выполнение: наклониться, правой рукой коснуться стоп, вернуться в и. п. Проделать то же самое левой рукой. Повторить 4-6 раз каждой рукой.
6. «Велосипедист».
И. П. – лежа на спине, ноги вместе, руки за головой.
Выполнение: поднимая ноги, попеременно сгибать и разгибать их, совершая круговые движения в течение 20-30 секунд. Повторить 2 раза.
Подвижные игры: Игра «Тише едешь…», Игра «Поездка в Сочи», Игра «Иду по дорожке», Игра «Где мы были, мы не скажем, на чем ехали покажем», Игра «Зебра», Игра «Грузовики»,Игра «Передай жезл», Игра «Самый быстрый»
Конспект НОД: «Дорожные знаки - наши помощники!»
Цель: формирование знаний детей о правилах дорожного движения, закрепление знаний о значимости дорожных знаков.
Задачи:
1. Закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности.
2. Развивать творческие навыки
3. Активизировать речь детей, через развитие умения организовывать свои действия и действия других.
4. Развивать самостоятельность и умение взаимодействовать со сверстниками.
Конспект НОД по математическому развитию
«Наш друг-светофор!»
Цель: Уточнить имеющиеся у детей представления о светофоре, его назначении, цветовых сигналах.
Задачи:
1. Развивать умения выполнять движения в соответствии сигнала светофора.
2. Расширять представления детей о геометрических фигурах
3. Закрепить и расширить умение объединять предметы в группы по признакам, выделять из группы отдельный предмет.
4. Развивать логическое мышление, произвольность внимания, навыки самоанализа и самоконтроля, мелкую моторику рук.
5. Способствовать развитию связной речи, понимать заданный вопрос, отвечать на него, обогащать словарный запас детей.
Мини - Викторина по ПДД для детей 5-7 лет с ЗПР
«Безопасное колесо»
Цель: продолжать формировать представление о правилах дорожного движения
Задачи: Совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах и дорогах; закрепить знания о значении сигналов светофора и дорожных знаках. Уточнить представление о транспорте. Развивать внимание, быстроту реакции, связную речь. Способствовать созданию положительного эмоционального настроения.
Предварительная работа. Беседы о правилах дорожного движении, чтение художественной литературы, использование настольных дидактических игр, оформление информационных стендов, лепбука.
Содержание викторины
- Предлагаю нам всем вместе поиграть, слушайте внимательно вопросы и дружно отвечайте с помощью карточек. Зеленый – верно, красный – не верно
А теперь я вас проверю,
И игру для вас затею.
Я задам сейчас вопросы –
Отвечать на них непросто.
Блок 1. «Вопрос - ответ»
1. Пешеход - это, человек, идущий пешком? (верно)
2. Автомобили должны ездить по тротуару? (не верно)
3. На светофоре красный свет – значит нам дороги нет (верно)
4. «02» - это цифры скорой помощи? (не верно)
5. По «зебре» разрешается переходить дорогу? (верно)
6. Пешеходный переход, там где есть зебра, светофор, висит знак «пешеходный переход»? (верно)
7. Обходить стоящий транспорт спереди разрешается? (не верно)
8. Играть на проезжей части разрешается? (не верно)
9. Уступить место старшим в общественном транспорте разрешается? (верно)
10. Переходить дорогу нужно на зеленый сигнал светофора? (верно)
Блок 2. «Отгадай-ка»
По городу, по улице
Не ходят просто так.
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход
- А сейчас отгадайте загадки. Кто больше назовет правильных ответов?
Блок 3. Игра «Собери знак»
Ребята, на улицах нашего города очень много разных знаков. Вы знаете, они лучшие друзья водителей и пешеходов. Каждый знак имеет название и свое значение. А вы знаете знаки дорожного движение. Вам нужно собрать знак и назвать его значение
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Баллы подсчитываются и суммируются по каждому блоку. Детям присваиваются 1, 2,3 место и выдается значок